Судебная коллегия апелляционной инстанции Московского городского суда в составе председательствующего Семченко А.В.,
судей Юдиной А.М., Егоровой Ю.Г.,
при секретаре Федосовой Е.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Семченко А.В. административное дело по апелляционной жалобе Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы на решение Московского городского суда от 13 июня 2017 года, которым постановлено:
"Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером ****равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 20 апреля 2016 года, в размере 12 463 000 рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером **** равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 20 апреля 2016 года, в размере 5 677 000 рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером **** равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 20 апреля 2016 года, в размере 2 358 000 рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером **** равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 20 апреля 2016 года, в размере 18 103 000 рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером **** равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 20 апреля 2016 года, в размере 2 577 000 рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером **** равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 20 апреля 2016 года, в размере 455 000 рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером **** равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 20 апреля 2016 года, в размере 1 077 000 рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером **** равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 20 апреля 2016 года, в размере 1 061 000 рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером **** равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 20 апреля 2016 года, в размере 2 347 000 рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером **** равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 20 апреля 2016 года, в размере 3 105 000 рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером **** равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 20 апреля 2016 года, в размере 2 007 000 рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером **** равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 20 апреля 2016 года, в размере 5 118 000 рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером ****равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 20 апреля 2016 года, в размере 4 391 000 рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером ****равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 27 апреля 2016 года, в размере 677 633 000 рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером ****равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 27 апреля 2016 года, в размере 2 741 971 000 рублей.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 29 декабря 2016 года. Установленная судом кадастровая стоимость подлежит применению для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в отношении помещений с кадастровыми номерами ****, ****, ****, ****, ****, ****, ****, ****, ****, ****, ****, ****, ****- с 20 апреля 2016 года до даты внесения очередных результатов определения кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости; в отношении помещений с кадастровыми номерами ****, ****- с 27 апреля 2016 года до даты внесения очередных результатов определения кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости",
УСТАНОВИЛА:
ОАО "НИИТавтопром" обратилось в суд с административным исковым заявлением, в котором с учетом уточнений просило установить кадастровую стоимость нежилых помещений, расположенных по адресу: г. Москва, пр-т Андропова, д. 22: с кадастровым номером ****в размере 10 645 990 рублей, с кадастровым номером **** - в размере 4 849 642 рублей, с кадастровым номером **** - в размере 2 013 986 рублей, с кадастровым номером **** - в размере 15 464 373 рублей, с кадастровым номером **** - в размере 2 201 451 рублей, с кадастровым номером **** - в размере 388 507 рублей, с кадастровым номером **** - в размере 919 914 рублей, с кадастровым номером **** - в размере 906 517 рублей, с кадастровым номером **** - в размере 2 005 054 рублей, с кадастровым номером **** - в размере 2 652 566 рублей, с кадастровым номером **** - в размере 1 714 790 рублей, с кадастровым номером **** - в размере 4 371 822 рублей, с кадастровым номером ****- в размере 3 751 104 рублей - по состоянию на 20 апреля 2016 года; кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером ****- в размере 694 554 708 рублей, помещения с кадастровым номером ****- в размере 2 626 408 651 рублей - по состоянию на 27 апреля 2016 года .
В обоснование заявленных требований административный истец указал на то, что является собственником указанных нежилых помещений, кадастровая стоимость которых по результатам государственной кадастровой оценки по состоянию на 20 апреля 2016 года установлена в размере 23 982 563 рублей 20 копеек - в отношении помещения с кадастровым номером ****; 10 924 942 рублей 80 копеек - в отношении помещения с кадастровым номером ****; 4 536 969 рублей 80 копеек - в отношении помещения с кадастровым номером ****; 34 837 087 рублей 40 копеек - в отношении помещения с кадастровым номером ****; 4 959 481 рублей 40 копеек - в отношении помещения с кадастровым номером ****; 875 202 рублей 60 копеек - в отношении помещения с кадастровым номером ****; 2 072 318 рублей 80 копеек - в отношении помещения с кадастровым номером ****; 2 042 139 рублей 40 копеек - в отношении помещения с кадастровым номером ****; 4 516 850 рублей 20 копеек - в отношении помещения с кадастровым номером ****; 5 975 521 рублей 20 копеек - в отношении помещения с кадастровым номером ****; 3 862 963 рублей 20 копеек - в отношении помещения с кадастровым номером ****; 9 848 544 рублей 20 копеек - в отношении помещения с кадастровым номером ****; 8 450 232 рублей - в отношении помещения с кадастровым номером ****; а также по состоянию на 27 апреля 2016 года 894 758 851 рублей 20 копеек - в отношении помещения с кадастровым номером ****и 4 582 963 205 рублей 60 копеек - в отношении помещения с кадастровым номером **** .
Установленная кадастровая стоимость нежилых помещений , по мнению административного истца, является завышенной .
Судом постановленоуказанное решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просят Правительство Москвы и Департамент городского имущества города Москвы.
В судебное заседание апелляционной инстанции представители Правительства Москвы, Департамента городского имущества города Москвы, Управления Росреестра по Москве, ФГБУ "ФКП Росреестра" не явились, о времени и месте судебного заседания извещены, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав представителя административного истца, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой инстанции не допущено.
Судом установлено, что ОАО "НИИТавтопром" является собственником нежилых помещений, расположенных в здании по адресу: г. Москва, пр-т Андропова, д. 22: с кадастровыми номерами *****, ****, ****.
Кадастровая стоимость указанных объектов недвижимости по результатам государственной кадастровой оценки по состоянию на по состоянию на 20 апреля 2016 года установлена в размере 23 982 563 рублей 20 копеек - в отношении помещения с кадастровым номером ****; 10 924 942 рублей 80 копеек - в отношении помещения с кадастровым номером ****; 4 536 969 рублей 80 копеек - в отношении помещения с кадастровым номером ****; 34 837 087 рублей 40 копеек - в отношении помещения с кадастровым номером ****; 4 959 481 рублей 40 копеек - в отношении помещения с кадастровым номером ****; 875 202 рублей 60 копеек - в отношении помещения с кадастровым номером ****; 2 072 318 рублей 80 копеек - в отношении помещения с кадастровым номером ****; 2 042 139 рублей 40 копеек - в отношении помещения с кадастровым номером ****; 4 516 850 рублей 20 копеек - в отношении помещения с кадастровым номером ****; 5 975 521 рублей 20 копеек - в отношении помещения с кадастровым номером ****; 3 862 963 рублей 20 копеек - в отношении помещения с кадастровым номером ****; 9 848 544 рублей 20 копеек - в отношении помещения с кадастровым номером ****; 8 450 232 рублей - в отношении помещения с кадастровым номером ***; а также по состоянию на 27 апреля 2016 года 894 758 851 рублей 20 копеек - в отношении помещения с кадастровым номером ****и 4 582 963 205 рублей 60 копеек - в отношении помещения с кадастровым номером ****.
Оспаривая названную кадастровую стоимость, административный истец представил в суд отчет об оценке от 09 декабря 2016 года, подготовленный ООО "КОМПАНИЯ ОЦЕНКИ И ПРАВА".
На отчет об оценке получено положительное экспертное заключение.
Против удовлетворения заявленных требований Правительством Москвы и Департаментом городского имущества города Москвы представлены письменные пояснения .
Определением суда от 27 марта 2017 года назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено эксперту ООО "Агентство "Русспромоценка" .
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы от 18 мая 2017 года отчет об оценке рыночной стоимости нежилых помещений не соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки. Рыночная стоимость нежилых помещений составила: с кадастровым номером ****в размере 10 645 990 рублей, с кадастровым номером **** - в размере 4 849 642 рублей, с кадастровым номером **** - в размере 2 013 986 рублей, с кадастровым номером **** - в размере 15 464 373 рублей, с кадастровым номером **** - в размере 2 201 451 рублей, с кадастровым номером **** - в размере 388 507 рублей, с кадастровым номером **** - в размере 919 914 рублей, с кадастровым номером **** - в размере 906 517 рублей, с кадастровым номером **** - в размере 2 005 054 рублей, с кадастровым номером **** - в размере 2 652 566 рублей, с кадастровым номером **** - в размере 1 714 790 рублей, с кадастровым номером **** - в размере 4 371 822 рублей, с кадастровым номером ****- в размере 3 751 104 рублей - по состоянию на 20 апреля 2016 года; с кадастровым номером ****- в размере 694 554 708 рублей, с кадастровым номером ****- в размере 2 626 408 651 рублей - по состоянию на 27 апреля 2016 года.
В соответствии с частями 1 и 4 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия).
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 3 части 11 названной статьи является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что кадастровая стоимость нежилых помещений должна быть установлена в размере их рыночной стоимости на основании заключения судебной оценочной экспертизы.
Судебная коллегия находит указанные выводы суда законными и обоснованными, соответствующими нормам законодательства, регулирующего возникшие правоотношения, и представленным доказательствам.
Как разъяснено в пункте 23 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении (статьи 79, 80 ГПК РФ, статьи 77, 78 КАС РФ).
Из материалов дела следует, что при назначении судебной оценочной экспертизы суд первой инстанции исходил из необходимости определения рыночной стоимости объектов недвижимости в целях установления юридически значимых обстоятельств по делу.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, оснований не доверять представленному заключению экспертизы у судебной коллегии не имеется.
Заключение выполнено в соответствии с законодательством об экспертной и оценочной деятельности, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорных объектов. Экспертом в заключении дан ответ на поставленный судом вопрос и приведены выводы о размере рыночной стоимости объектов недвижимости.
Эксперт предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения, имеет специальное высшее образование, длительный стаж экспертной работы.
Доводы апелляционной жалобы о допущенных, по мнению заявителей жалобы, нарушениях экспертом при проведении судебной экспертизы, не свидетельствуют о том, что такие возможные нарушения повлияли или могли повлиять на итоговые выводы экспертного заключения.
Также иные доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо новых обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда первой инстанции или опровергали выводы судебного решения, в связи с чем не могут служить основанием к его отмене.
Таким образом, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Московского городского суда от 13 июня 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.