Заместитель председателя Московского городского суда Базькова Е.М., рассмотрев жалобу защитника Панфиловой Ю.Е., поданную в интересах Акционерного общества институт "МосгазНИИпроект" на вступившие в законную силу постановление судьи Останкинского районного суда города Москвы от 10 февраля 2017 года и решение судьи Московского городского суда от 22 мая 2017 года по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Останкинского районного суда города Москвы от 10 февраля 2017 года Акционерное общество институт "МосгазНИИпроект" (далее- АО "МосгазНИИпроект", Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 400 000 (четыреста тысяч) рублей.
Решением судьи Московского городского суда от 22 мая 2017 года постановление судьи районного суда оставлено без изменения, жалоба защитника Общества Родиной В.В. без удовлетворения.
В настоящей жалобе защитник Панфилова Ю.Е., выражая несогласие с названными судебными актами, указывает на отсутствие у Общества обязанности по уведомлению о заключении трудового договора, поскольку выполнение ремонтных работ осуществлялось иностранными гражданами подрядной организации; просит изменить указанные выше судебные акты в части назначенного судом Обществу административного наказания на административный штраф либо приостановление деятельности организации.
Проверив представленные материалы дела, изучив доводы жалобы, оснований для отмены или изменения судебных актов не усматриваю.
Согласно ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ административная ответственность наступает за неуведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, о заключении или прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения, прекращения (расторжения) договора, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом.
Административная ответственность по ч. 4 ст.18.15 КоАП РФ наступает за нарушения, предусмотренные частями 1 - 3 настоящей статьи, совершенные в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области.
В соответствии с пунктом 8 статьи 13 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ) работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.
Как было установлено судьей районного суда в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении, АО "МосгазНИИпроект" не направило в адрес уполномоченного территориального федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в установленный законом срок уведомление о заключении трудового договора с гражданином Республики Узбекистан Умаровым А.А., фактически допущенного к выполнению ремонтных работ в здании по адресу: г. Москва, Хибинский проезд, д. 16, чем нарушило требования п. 8 ст. 13 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ.
Факт совершения АО "МосгазНИИпроект" административного правонарушения и его виновность подтверждены совокупностью исследованных и оцененных судебными инстанциями доказательств, в том числе : протоколом об административном правонарушении; распоряжением о проведении выездной внеплановой проверки иностранных граждан, пребывающих (проживающих) в Российской Федерации от 10.10.2016 г. N 40; протоколом осмотра территории с приложением фототаблицы; письменными объяснениями, опрошенных в качестве свидетелей на досудебной стадии производства по делу Осокина А.Л., Багалишвили П.К.; рапортом инспектора ОВМ УВД по СВАО ГУ МВД России по г.Москве; актом проверки соблюдения условий привлечения и использования иностранных работников; письменными объяснениями иностранного гражданина Умарова А.А.; ответом на запрос Управы Ярославского района г. Москвы от 10 октября 2016 года N 01-06-342/16 согласно которому АО "МосгазНИИпроект" является собственником здания, расположенного по адресу: г. Москва, Хибинский пр. д. 16, иными материалами дела.
Вывод нижестоящих судебных инстанций о наличии в действиях АО "МосгазНИИпроект" состава административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст. 18.15 КоАП РФ, соответствует фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, которые всесторонне, полно и объективно исследовались судьей районного суда и судьей Московского городского суда и получили надлежащую оценку в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Довод жалобы о том, что ремонтные работы в помещении, принадлежащем АО "МосгазНИИпроект" велись иностранными гражданами, привлеченными подрядной организацией, в подтверждение чего защитником Общества к настоящей жалобе приложены копии договора подряда, заключенного с ООО "Химреактив" от 07 октября 20- 16 г. и обращений ООО "Химреактив" на выдачу пропусков, не может быть признан состоятельным, поскольку он противоречит имеющимся в деле доказательствам, в частности полученным в ходе досудебного производства по делу письменным объяснениям Осокина А.Л. (охранника ООО ЧОП "Столица") и Багалишвили П.К. (заместителя начальника отдела капитального строительства АО "МосгазНИИпроект", в которых указанные лица однозначно указали на отсутствие каких-либо договорных отношений со сторонними организациями на выполняемые иностранными гражданами ремонтно - отделочные работы в здании по адресу: г. Москва, Хибинский проезд, д. 16.
Кроме того в своих письменных объяснениях сам Умаров А.А. указывал на то, что с 05 сентября 2016 г. работает в АО институт "МосгазНИИпроект" в качестве штукатура - маляра ; к выполнению работ был допущен заместителем директора, контроль за выполнением работ осуществляет руководитель отдела капитального строительства Придон Караманович (Багалишвили).
Ставить под сомнение достоверность сведений указанных выше лиц оснований не имеется, поскольку они получены должностным лицом в соответствии с требованиями КоАП РФ, после разъяснения положений ст. 51 Конституции РФ и предупреждения об административной ответственности за дачу заведомо ложных показаний по ст. 17.9 КоАП РФ.
При этом правильность своих объяснений гражданин Республики Узбекистан Умаров А.А. подтвердил собственноручной записью в соответствующей графе бланка объяснения, сделанной на русском языке.
Изложенные выше обстоятельства в совокупности объективно свидетельствует о том, что Умаров А.А. был допущен к выполнению трудовых обязанностей непосредственно АО "МосгазНИИпроект" .
Согласно примечанию к статье 18.15 КоАП РФ в целях названной статьи под привлечением к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства понимается допуск в какой-либо форме к выполнению работ или оказанию услуг либо иное использование труда иностранного гражданина или лица без гражданства.
На основании пункта 9 статьи 13.1 Закона N 115-ФЗ форма и порядок подачи уведомления о привлечении к трудовой деятельности иностранного гражданина устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Порядок представления работодателями и заказчиками работ (услуг) уведомлений о заключении и прекращении (расторжении) трудовых договоров или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг) с иностранными гражданами или лицами без гражданства, а также форма такого уведомления утверждены Приказом Федеральной миграционной службы от 28.06.2010 N 147 "О формах и порядке уведомления федеральной миграционной службы об осуществлении иностранными гражданами трудовой деятельности на территории Российской Федерации" (далее - Приказ N 147).
В приложении N 21 к Приказу N 147 установлен Порядок представления работодателями и заказчиками работ (услуг) уведомлений о заключении и прекращении (расторжении) трудовых договоров или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг) с иностранными гражданами или лицами без гражданства.
Пунктом 2 данного Порядка установлено, что работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган ФМС России в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий 3 рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.
Согласно статье 61 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) трудовой договор вступает в силу со дня его подписания работником и работодателем, если иное не установлено федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации или трудовым договором, либо со дня фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя. Работник обязан приступить к исполнению трудовых обязанностей со дня, определенного трудовым договором. Если в трудовом договоре не определен день начала работы, то работник должен приступить к работе на следующий рабочий день после вступления договора в силу.
В соответствии со статьей 67 ТК РФ трудовой договор заключается в письменной форме, составляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами. Один экземпляр трудового договора передается работнику, другой хранится у работодателя. Получение работником экземпляра трудового договора должно подтверждаться подписью работника на экземпляре трудового договора, хранящемся у работодателя.
В соответствии с ч. 3 ст. 16 ТК РФ трудовые отношения между работником и работодателем возникают на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного на это представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен.
Трудовой договор, не оформленный в письменной форме, считается заключенным, если работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя. При фактическом допущении работника к работе работодатель обязан оформить с ним трудовой договор в письменной форме не позднее трех рабочих дней со дня фактического допущения работника к работе (ч. 2 ст. 67 ТК РФ).
Учитывая, что датой фактического допуска Умарова А.А. к выполнению работ является 05 сентября 2016 г., в течение 3 рабочих дней АО "МосгазНИИпроект" обязано было оформить с ним трудовой договор и с даты его заключения в течение 3 рабочих дней уведомить об этом соответствующий территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции, чего АО "МосгазНИИпроект" сделано не было.
При таких обстоятельствах, АО "МосгазНИИпроект" обоснованно привлечено к административной ответственности по ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ за неуведомление территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции о заключении с Умаровым А.А. трудового договора на выполнение работ в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения договора.
Довод жалобы о том, что размер назначенного судом наказания в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей, исходя из числа возбужденных в отношении Общества дел (30 штук) приведет к тяжелому финансовому состоянию Общества, влекущему невозможность произвести выплаты заработной платы и соответствующих налогов, и необходимости начать процедуру банкротства Общества, основанием для изменения обжалуемых судебных актов не является по следующим основаниям.
Статья 18.15 КоАП Российской Федерации устанавливает ответственность за незаконное привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства.
В целях обеспечения охраны общественных отношений в сфере миграции и занятости населения законодатель предусмотрел, что установленная данной статьей административная ответственность наступает в отношении каждого незаконно привлеченного к трудовой деятельности иностранного гражданина ( примечание 2 к названной статье).
Таким образом деяние Общества, не исполнившего надлежащим образом возложенные на него законом обязанности, составляют объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.18.15 КоАП РФ в отношении каждого незаконно привлеченного им к трудовой деятельности иностранного гражданина.
Исходя из содержания оспариваемого постановления, при назначении наказания судьей районного суда были учтены характер и последствия административного правонарушения, обстоятельства его совершения, отсутствие смягчающих и отягчающих административную ответственность обстоятельств, в связи с чем административное наказание в виде административного штрафа назначено АО "МосгазНИИпроект" в минимальном размере в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ. По своему виду и размеру указанное наказание соответствует обстоятельствам и тяжести содеянного, в связи с чем, оно является справедливым и соразмерным содеянному. Оснований для изменения его вида, в том числе с учетом приведенных в настоящей жалобе доводов, не имеется.
Порядок и сроки давности привлечения АО "МосгазНИИпроект" к административной ответственности не нарушены.
Оснований для отмены или изменения состоявшихся по делу судебных актов не усматривается.
Руководствуясь ст.ст.30.13, 30.17, 30.18 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
постановление судьи Останкинского районного суда города Москвы от 10 февраля 2017 года, решение судьи Московского городского суда от 22 мая 2017 года, вынесенные в отношении Акционерного общества институт "МосгазНИИпроект" по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.18.15 КоАП РФ оставить без изменения, жалобу защитника Панфиловой Ю.Е. - без удовлетворения.
Заместитель председателя
Московского городского суда Е.М. Базькова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.