Заместитель председателя Московского городского суда Базькова Е.М., рассмотрев жалобу заместителя начальника отдела ведения государственного реестра и контроля за деятельностью юридических лиц, осуществляющих функции по возврату просроченной задолженности УФССП России по Москве *** А.А. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 295 района Восточный города Москвы от 19 апреля 2017 года и решение судьи Измайловского районного суда города Москвы от 30 мая 2017 года по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N 295 района Восточный города Москвы от 19 апреля 2017 года прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.7 КоАП РФ в отношении акционерного общества "Банк Русский Стандарт" на основании п.2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ - в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Не согласившись с данным постановлением мирового судьи заместителем начальника отдела ведения государственного реестра и контроля за деятельностью юридических лиц, осуществляющих функции по возврату просроченной задолженности УФССП России по Москве *** А.А. подана жалоба в порядке, предусмотренном ст. 30.1 - 30.2 КоАП РФ, в Измайловский районный суд города Москвы, решением судьи которого от 30 мая 2017 года постановление мирового судьи судебного участка N 295 района Восточный города Москвы от 19 апреля 2017 года оставлено без изменения, жалоба без удовлетворения.
В настоящей жалобе заместитель начальника отдела ведения государственного реестра и контроля за деятельностью юридических лиц, осуществляющих функции по возврату просроченной задолженности УФССП России по Москве *** А.А. просит об отмене решения судьи районного суда и направлении дела на новое рассмотрение, ссылаясь на ошибочность выводов судебных инстанций об отсутствии у должностного лица отдела ведения государственного реестра и контроля за деятельностью юридических лиц, осуществляющих функции по возврату просроченной задолженности УФССП России по Москве полномочий по истребованию сведений и документов, необходимых для реализации возложенных на него законом функций по защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности; законность требований представления банком сведений содержащих банковскую тайну, в связи с проведением проверочного мероприятия по обращению должника банка о нарушении его прав и законных интересов действиями банка; запрашиваемые документы не содержат сведений, относящихся к банковской тайне; наличие в действиях банка объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.7 КоАП РФ, в связи с непредставлением запрашиваемых сведений в установленный законом срок.
АО "Банк Русский Стандарт", уведомленный в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 30.15 КоАП РФ о подаче заместителем начальника отдела ведения государственного реестра и контроля за деятельностью юридических лиц, осуществляющих функции по возврату просроченной задолженности УФССП России по Москве *** А.А. жалобы на судебные акты , в лице своего представителя *** А.В. представил возражения, в которых просил отказать в удовлетворении жалобы, считая постановление мирового судьи и решение судьи районного суда законными и обоснованными.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность ( часть 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В силу положений ст. 1.5 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном данным Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.
Исходя из положений приведенных норм, при осуществлении производства по делу об административном правонарушении подлежит выяснению вопрос о виновности лица в совершении административного правонарушения, ответственность за которое установлена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление о назначении административного наказания либо постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении ( часть 1 статьи 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В соответствии со статьей 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), государственный финансовый контроль, муниципальный контроль, муниципальный финансовый контроль, сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, либо представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), государственный финансовый контроль, муниципальный контроль, муниципальный финансовый контроль, таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных статьей 6.16, частью 2 статьи 6.31, частями 1, 2 и 4 статьи 8.28.1, статьей 8.32.1, частью 5 статьи 14.5, частью 2 статьи 6.31, частью 4 статьи 14.28, статьями 19.7.1, 19.7.2, 19.7.2-1, 19.7.3, 19.7.5, 19.7.5-1, 19.7.5-2, 19.7.7, 19.7.8, 19.7.9, 19.7.12, 19.7.13, 19.8, 19.8.3 настоящего Кодекса влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц - от трехсот до пятисот рублей; на юридических лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей.
Как следует из материалов дела, 21 марта 2017 г. заместителем начальника отдела ведения государственного реестра и контроля за деятельностью юридических лиц, осуществляющих функции по возврату просроченной задолженности УФССП России по Москве в отношении АО "Банк Русский Стандарт" (далее Банк) составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.7 КоАП РФ, за то, что Банком в срок до 20 марта 2017 г. не были предоставлены в адрес УФССП России по Москве документы, сведения, информация, поименованная в запросе от 14 марта 2017 г. N 77922\17\137, полученный Банком 16 марта 2017 г.
Прекращая производство по делу об административном правонарушении в отношении АО "Банк Русский Стандарт" по основанию, предусмотренному пунктом 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ - в связи с отсутствием состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.7 КоАП РФ, мировой судья, с выводами которого согласился судья Измайловского районного суда города Москвы, указал на отсутствие у должностного лица отдела ведения государственного реестра и контроля за деятельностью юридических лиц, осуществляющих функции по возврату просроченной задолженности УФССП России по г. Москве полномочий по получению сведений и документов, составляющих банковскую тайну.
Оснований не согласиться с указанной позицией нижестоящих судебных инстанций оснований не имеется.
Как следует из материалов дела, в связи с поступившим из Управления Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организаций в ФССП России обращением *** Р. по вопросу о допущенном нарушении его прав деятельностью коллекторского агентства, заместителем начальника отдела ведения государственного реестра и контроля за деятельностью юридических лиц, осуществляющих функции по возврату просроченной задолженности УФССП России по Москве *** А.А. был направлен запрос в АО "Банк Русский Стандарт" о предоставлении следующих документов:
- детализации звонков и СМС сообщений, осуществляемых в период с 23 февраля 2017 года по настоящее время, представителями АО "Банк Русский Стандарт" либо третьими лицами, уполномоченными представлять интересы АО "Банк Русский Стандарт" по взысканию просроченной задолженности, на мобильные и стационарные номера телефонов должника, а также третьих лиц;
- копии заключенных договоров с гражданином *** Р.Е. о займах и кредитных обязательствах перед АО "Банк Русский Стандарт";
- копии заявления в случае обращения в суд о взыскании задолженности с гражданина *** Р.Е., а также вынесенного судом процессуального документа по указанному заявлению;
- аудиозаписей всех случаев непосредственного взаимодействия в период с 23 февраля 2017 года до настоящего времени, текстом автоматизированного голосового сообщения сотрудников АО "Банк Русский Стандарт" либо третьих лиц уполномоченных представлять интересы АО "Банк Русский Стандарт" по взысканию просроченной задолженности;
- копии документов, подтверждающих полномочия третьих лиц представлять интересы АО "Банк Русский Стандарт" по взысканию просроченной задолженности с *** Р.Е.;
- копии уставных документов с последними изменениями по состоянию на 15 марта 2017 года, заверенных надлежащим образом (Устав (Положение) АО "Банк Русский Стандарт", сведения о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц о юридическом лице, свидетельства ОГРН и свидетельства ИНН), документы, подтверждающие служебное положение Председателя Правления АО "Банк Русский Стандарт" (решение(протокол) общего собрания (заседания) акционеров Правления АО "Банк Русский Стандарт", заключенного с ним трудового договора, приказа (распоряжение) о назначении на должность Председателя Правления АО "Банк Русский Стандарт";
- письменное объяснение Председателя Правления АО "Банк Русский Стандарт" *** И.В. по факту допускаемых нарушений сотрудниками АО "Банк Русский Стандарт", либо третьими лицами уполномоченными представлять интересы АО "Банк Русский Стандарт" по взысканию просроченной задолженности с *** Р.Е., установленных требований Федерального закона от 03.07.2016 N230-ФЗ "О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях".
Между тем указание на закон, возлагающий на АО "Банк Русский Стандарт" обязанность по предоставлению истребуемой должностным лицом ФССП России информации, в запросе не содержится.
Правовые основы деятельности по возврату просроченной задолженности физических лиц (совершения действий, направленных на возврат просроченной задолженности физических лиц), возникшей из денежных обязательств устанавливает Федеральный закон от 03.07.2016 N 230-ФЗ "О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях".
Согласно ч. 1 ст. 12 вышеуказанного закона юридическое лицо приобретает права и обязанности, предусмотренные настоящим Федеральным законом для лица, осуществляющего деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, включенного в государственный реестр, со дня внесения сведений о нем в государственный реестр и утрачивает такие права и обязанности со дня исключения сведений о юридическом лице из государственного реестра, если иное не предусмотрено настоящей главой.
Сведения о юридическом лице, соответствующем требованиям, установленным настоящим Федеральным законом, вносятся в государственный реестр в течение двадцати рабочих дней со дня представления юридическим лицом в уполномоченный орган сведений о нем в государственный реестр и утрачивает такие права и обязанности со дня исключения сведений о юридическом лице из государственного реестра, если иное не предусмотрено законом (ч. 2 ст. 12 вышеуказанное Закона).
Указом Президента РФ от 15 декабря 2016 г. N 670, а также Постановлением Правительства РФ от 19 декабря 2016 г. N 1402 обязанности по ведению государственного реестра юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, и федеральный государственный контроль (надзор) за деятельностью юридических лиц, включенных в указанный реестр возложены на Федеральную службу судебных приставов.
В соответствии с абз. 1 ст. 1 Федерального закона "О банках и банковской деятельности", кредитная организация - это юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка Российской Федерации (Банка России) имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество.
Согласно ст. 41 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности", ст. 56 Федерального закона "О центральном Банке Российской Федерации (Банке России)" Банк России является органом банковского регулирования и банковского надзора.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц АО "Банк Русский стандарт" является кредитной организацией, осуществляющей на основании лицензий следующие виды деятельности: банковские операции; брокерская деятельность; дилерская деятельность; деятельность по управлению ценными бумагами; депозитарная деятельность.
Сведения об осуществлении АО "Банк Русский стандарт" иных видах деятельности в материалах дела не содержится.
Равным образом отсутствуют сведения о включении АО "Банк Русский стандарт" в государственный реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, сведения о котором размещены на официальном сайте ФССП России в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Таким образом, правомерным является вывод нижестоящих судов о том, что должностное лицо ФССП России не наделено полномочиями по запросу у АО "Банк Русский стандарт", являющейся кредитной организации, сведений (информации), представление которых не предусмотрено законом для осуществления этим должностным лицом его законной деятельности.
Кроме того, необходимо учесть положения ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ, согласно которым изменение решения по результатам рассмотрения жалобы, если при этом усиливается административное наказание или иным образом ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено указанное решение, не допускается.
Из положений ст. 46, ч. 1 ст. 50, ст. 55 Конституции Российской Федерации следует, что изменение правового режима для лица, в отношении которого вынесено окончательное постановление, невозможно - поворот к худшему для осужденного (оправданного) при пересмотре вступившего в законную силу постановления, как общее правило, недопустим. Данный вывод является также общепризнанным принципом международного права, так как в соответствии с ч. 1 ст. 17 Конституции Российской Федерации должен признаваться в Российской Федерации при осуществлении прав и свобод человека и гражданина.
Исключения из общего правила о запрете поворота к худшему допустимы лишь в качестве крайней меры, когда допущенные в предшествующем разбирательстве существенные (фундаментальные) нарушения повлияли на исход дела и неисправление судебной ошибки искажало бы саму суть правосудия, смысл судебного постановления как акта правосудия, разрушая необходимый баланс конституционно защищаемых ценностей, в том числе прав и законных интересов осужденных и потерпевших. Указанные положения об общих принципах пересмотра вступивших в законную силу судебных постановлений по уголовным делам применимы и к административному судопроизводству, в рамках которого решается вопрос об административной ответственности и наказании лица.
В рассматриваемом случае автором жалобы поставлен вопрос об отмене судебных решений по основаниям, которые по результатам нового рассмотрения могут ухудшить положение лица, и не приводятся доводы о наличии существенных (фундаментальных) нарушений, повлиявших на исход дела, представляют собой переоценку доказательств, имеющихся в материалах дела, что не может служить основанием к пересмотру вступивших в законную силу судебных постановлений в порядке ст. ст. 30.13 - 30.19 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены или изменения постановления мирового судьи судебного участка N 295 района Восточный города Москвы от 19 апреля 2017 года и решения судьи Измайловского районного суда города Москвы от 30 мая 2017 года по делу об административном , не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.13, 30.17 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
постановление мирового судьи судебного участка N 295 района Восточный города Москвы от 19 апреля 2017 года и решение судьи Измайловского районного суда города Москвы от 30 мая 2017 года о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.7 КоАП РФ в отношении АО "Банк Русский Стандарт" оставить без изменения, жалобу заместителя начальника отдела ведения государственного реестра и контроля за деятельностью юридических лиц, осуществляющих функции по возврату просроченной задолженности УФССП России по Москве *** А.А. - без удовлетворения.
Заместитель председателя
Московского городского суда Е.М. Базькова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.