Заместитель председателя Московского городского суда Базькова Е.М., рассмотрев жалобу Судаковой С.Е. в защиту Государственного бюджетного учреждения города Москвы "Автомобильные дороги Западного административного округа" (далее - ГБУ "Автомобильные дороги", Учреждение) на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 405 Можайского района города Москвы от 31 мая 2017 года и решение судьи Кунцевского районного суда города Москвы от 05 июля 2017 года по делу об административных правонарушениях
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N 405 Можайского района города Москвы от 31 мая 2017 года ГБУ "Автомобильные дороги ЗАО" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 (двести тысяч) рублей.
Решением судьи Кунцевского районного суда города Москвы от 05 июля 2017 года указанное постановление мирового судьи оставлено без изменения, жалоба защитника Судаковой С.Е. - без удовлетворения.
В настоящей жалобе защитник Судакова С.Е., выражая несогласие с названными судебными актами, просит об их отмене и прекращении производства по делу, ссылаясь на отсутствие в действиях (бездействии) Учреждения состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, ссылается на то, что до конца дня 22 марта 2017 года в рабочем порядке проведён ремонт и полное устранение штробы на дороге; на месте штробы вырублены "дорожные карты", которые были технологически подготовлены для укладки асфальта для текущего ремонта дорожного полотна по адресу: г. Москва, Сколковское шоссе; судебными инстанциями нарушены требования ст. 24.1 КоАП РФ о полном, объективном и всестороннем выяснении обстоятельств дела, а также принцип презумпции невиновности.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, прихожу к выводу о законности и обоснованности постановления мирового судьи и решения судьи районного суда.
Административная ответственность по ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ наступает за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения.
В силу п. 1 ст. 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ) ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Пунктом 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090 "О Правилах дорожного движения" (далее - Основные положения), установлено, что должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны:
содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил;
информировать участников дорожного движения о вводимых ограничениях и об изменениях в организации дорожного движения с помощью соответствующих технических средств, информационных щитов и средств массовой информации;
принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.
ГОСТом Р 50597-93. "Государственный стандарт Российской Федерации. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", утвержденным Постановлением Госстандарта России от 11.10.1993 N 221 (далее ГОСТ Р 50597-93) установлен перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населённых пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения.
Все требования государственного стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранения жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
Согласно п. 3 ГОСТа Р 50597-93 проезжая часть дорог и улиц, покрытия тротуаров, пешеходных и велосипедных дорожек, посадочных площадок, остановочных пунктов, а также поверхность разделительных полос, обочин и откосов земляного полотна должны быть чистыми, без посторонних предметов, не имеющих отношения к их обустройству.
Покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешённой Правилами дорожного движения скоростью.
Предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см (п. 3.1.2 ГОСТа Р 50597-93).
Согласно материалам дела, 22 марта 2017 года в 15 часов 25 минут в ходе проверки, проведённой Кунцевской межрайонной прокуратурой города Москвы с привлечением государственного инспектора дорожного надзора ОБ ДПС ГИБДД УВД по ЗАО ГУ МВД России по Москве, выявлены недостатки в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги по адресу: г. Москва, Сколковское шоссе, д. 45 (380 метров до МКАД), а именно при обследовании проезжей части указанного участка автомобильной дороги, обслуживаемого ГБУ "Автомобильные дороги ЗАО", на нём обнаружена штроба длиной 0,6 м, шириной 3,0 м и глубиной 0,1 м, чем нарушены требования п. 3.1.2 ГОСТ Р 50597-93.
Указанные действия (бездействие) ГБУ "Автомобильные дороги ЗАО" квалифицированы по ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ.
Факт административного правонарушения и вина ГБУ "Автомобильные дороги ЗАО" в его совершении подтверждены совокупностью доказательств, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывает, а именно: постановлением заместителя Кунцевского межрайонного прокурора города Москвы от 14 апреля 2017 года; актом выявленных недостатков в эксплуатации автомобильной дороги (улицы), железнодорожного переезда от 22 марта 2017 года; справкой о проведённых проверочных (иных) мероприятиях; свидетельством о поверке N434г-17/32 средства измерения: рейка дорожная универсальная КП-231С; фототаблицей и другими материалами дела.
При разрешении данного дела об административном правонарушении и жалобы судебные инстанции правильно установили все фактические обстоятельства, подлежащие доказыванию, дали надлежащую юридическую оценку действиям ГБУ "Автомобильные дороги ЗАО" и на основе полного, объективного и всестороннего исследования представленных доказательств пришли к обоснованному выводу о наличии в его действиях события административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, и виновности ГБУ "Автомобильные дороги ЗАО" в его совершении.
Изложенный в жалобе довод об отсутствии в действиях (бездействии) ГБУ "Автомобильные дороги ЗАО" состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, подробно исследовался судебными инстанциями при рассмотрении дела и жалобы и обоснованно был признан несостоятельным, поскольку он опровергается материалами дела.
На основании ст. 2 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ безопасность дорожного движения - это состояние данного процесса, отражающее степень защищённости его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий; обеспечение безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий; дорога - обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.
Статьёй 5 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ установлены основные направления обеспечения безопасности дорожного движения, которыми являются: разработка и утверждение в установленном порядке законодательных, иных нормативных правовых актов по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения: правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов; осуществление государственного надзора и контроля за выполнением законодательства РФ, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения. Государственный надзор и контроль осуществляются в целях обеспечения соблюдения законодательства РФ и законодательства субъектов РФ, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в части, относящейся к обеспечению безопасности дорожного движения. При этом в соответствии со статьёй 31 названного Федерального закона нарушение законодательства РФ о безопасности дорожного движения влечёт за собой в установленном порядке дисциплинарную, административную, уголовную и иную ответственность.
Согласно п. 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090, лица, ответственные за состояние дорог и дорожных сооружений, в том числе светофоров, обязаны содержать дороги и дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
Исходя из приведённых выше норм материального права на лиц, ответственных за содержание дорог и дорожных сооружений, в данном случае ГБУ "Автомобильные дороги ЗАО", возложена обязанность не только своевременно устранять недостатки и неисправности дорог и дорожных сооружений, но и постоянно содержать их в безопасном для движения состоянии.
Вместе с тем в ходе проведённой Кунцевской межрайонной прокуратурой города Москвы с привлечением государственного инспектора дорожного надзора ОБ ДПС ГИБДД УВД по ЗАО ГУ МВД России по Москве проверки выявлены недостатки в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги по адресу: г. Москва, Сколковское шоссе, д. 45 (380 метров до МКАД), обслуживаемой ГБУ "Автомобильные дороги ЗАО", а именно: обнаружена штроба длиной 0,6 м, шириной 3,0 м и глубиной 0,1 м, чем нарушены требования п. 3.1.2 ГОСТ Р 50597-93.
Вопреки утверждению заявителя, из акта выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги и фототаблицы не следует, что в момент проведения проверки на участке дороги в районе дома 45 по Сколковскому шоссе в городе Москве проводились ремонтные работы дорожного покрытия. Выявленные недостатки свидетельствуют о том, что ГБУ "Автомобильные дороги ЗАО" не предприняло надлежащих мер по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дорог, в связи с чем в его действиях (бездействии) имеются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ.
При этом оперативное устранение недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги по вышеуказанному адресу на состав вменённого в вину Учреждению административного правонарушения не влияет, поскольку содержание дорог в безопасном для движения состоянии должно носить постоянный характер.
Иные доводы защитника не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение обоснованность вывода судебных инстанций о наличии состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, в действиях ГБУ "Автомобильные дороги ЗАО", поскольку направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, которые были исследованы судебными инстанциями при рассмотрении дела и жалобы и оценены по правилам ст. 26.11 КоАП РФ. Правильность оценки доказательств сомнений не вызывает.
Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело и жалобу, при производстве по делу об административном правонарушении в отношении ГБУ "Автомобильные дороги ЗАО" допущено не было.
Бремя доказывания судебными инстанциями распределено правильно, с учётом требований ст. 1.5 КоАП РФ. Принцип презумпции невиновности не нарушен. Каких-либо неустранимых сомнений по делу, которые должны толковаться в пользу ГБУ "Автомобильные дороги ЗАО" , по делу не усматривается.
Вопреки доводам жалобы, при назначении наказания мировой судья учёл характер совершённого административного правонарушения, данные о юридическом лице. Административное наказание в виде административного штрафа назначено ГБУ "Автомобильные дороги ЗАО" в соответствии с требованиями ст.ст. 3.1, 3.5 и ст. 4.1 КоАП РФ, в пределах санкции ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ.
Судья районного суда, рассмотрев жалобу на постановление мирового судьи, проверил дело в соответствии с требованиями ст. 30.6 КоАП РФ и вынес законное и обоснованное решение.
Порядок и срок давности привлечения Учреждения к административной ответственности не нарушены.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.13, 30.17, 30.18 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
постановление мирового судьи судебного участка N 405 Можайского района города Москвы от 31 мая 2017 года и решение судьи Кунцевского районного суда города Москвы от 05 июля 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, в отношении Государственного бюджетного учреждения города Москвы "Автомобильные дороги ЗАО" оставить без изменения, жалобу защитника ГБУ "Автомобильные дороги" Судаковой С.Е. - без удовлетворения.
Заместитель председателя
Московского городского суда Е.М. Базькова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.