Судья Московского городского суда Кирпикова Н.С., рассмотрев кассационную жалобу Скрипки Е.А., направленную посредством почтовой связи 22 августа 2017 года, поступившую в суд кассационной инстанции 29 августа 2017 года, на решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 06 октября 2016 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 10 мая 2017 года по делу по иску Скрипки Е.А. к Федеральной службе исполнения наказаний о признании права на получение единовременной социальной выплаты, признании незаконным решения, обязании произвести выплату,
установил:
Скрипка Е.А. обратился в суд с иском к ФСИН России о признании права на получение единовременной социальной выплаты, признании незаконным решения, обязании произвести выплату, ссылаясь на то, что он проходил службу в уголовно-исполнительной системе с 19 октября 1999 года и по 26 декабря 2013 года. В период прохождения службы он обратился с рапортом о постановке его на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого дома. Приказом ФСИН России от 24 июля 2015 года N 658 ему была назначена единовременная социальная выплата в размере 2 042 194 руб. 48 коп., однако расчет единовременной социальной выплаты в указанном размере ответчиком произведен неверно, поскольку ответчик неправомерно исключил из расчета размер жилого помещения 22,9 кв.м, расположенного по адресу: *. В этой связи, уточнив исковые требования, истец просил суд признать незаконным решение ФСИН России от 24 июля 2015 года N 658 в части предоставления единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в размере 2 042 194 рубля 48 копеек, взыскать с ответчика недополученную часть ЕСВ в размере 1 503 738 рублей 07 копеек, обязать предоставить копию приказа ФСИН России от 24 июля 2015 года N 658.
Решением Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 06 октября 2016 года постановлено:
в удовлетворении исковых требований Скрипки * к Федеральной службе исполнения наказаний о признании права на получение единовременной социальной выплаты, признании незаконным решения, обязании произвести выплату отказать.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 10 мая 2017 года решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 06 октября 2016 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Скрипка Е.А. ставит вопрос об отмене принятых по делу судебных постановлений, как незаконных и необоснованных.
В соответствии со ст. 387 ГПК Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Таких нарушений судами при рассмотрении настоящего дела допущено не было.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N 369 "О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации" были утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, устанавливающие порядок и условия принятия на учет для получения единовременной социальной выплаты, а также порядок ее выплаты, в соответствии с п. 23 которых единовременная социальная выплата предоставляется сотрудникам в порядке очередности принятия их на учет.
Пунктом 2 Правил предоставления единовременной социальной выплаты и частью 5 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ предусмотрено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи. Членами семьи сотрудника являются лица, указанные в пунктах 1 - 3 ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ.
Согласно пункту 11 Правил предоставления единовременной социальной выплаты при наличии у сотрудника и (или) совместно проживающих с сотрудником членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение общей площади жилого помещения на 1 члена семьи осуществляется исходя из суммарной площади всех этих жилых помещений с учетом лиц, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и общей площади занимаемого ими по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником.
Право сотрудника на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ. В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику при условии, что он не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения (п. 1 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ); является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (п. 2 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).
В пункте 5 Правил закреплен перечень документов, которые требуется предоставить сотруднику при обращении с заявлением о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в целях подтверждения наличия соответствующих оснований для этого.
В числе прочего пп. "б" п. 5 Правил предусматривает необходимость предоставления копии свидетельств о регистрации по месту пребывания сотрудника и совместно проживающих с ним членов его семьи; пп. "з" п. 5 Правил предусматривает необходимость предоставления выписок из домовых книг, копий финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления, либо заменяющих их документов.
Судом установлено, что Скрипка Е.А. в период с 19 октября * года по 26 декабря *года являлся *; выслуга лет, по состоянию на 23 октября * года, в календарном исчислении составила * года * месяцев * дня.
05 ноября 2013 года Скрипка Е.А. обратился с заявлением (рапортом) во ФСИН России о предоставлении ему единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, сдав в подкомиссию УФСИН России по Рязанской области необходимые документы, предусмотренные п. 5 Постановления Правительства РФ от 24 апреля 2013 года N 369.
22 ноября 2013 года подкомиссия УФСИН России по Рязанской области, рассмотрев рапорт истца, приняла решение о направлении документов истца в Комиссию ФСИН России для рассмотрения.
Согласно расчету, произведенному подкомиссией УФСИН России, истцу полагалась выплата в размере 3 643 032 руб., исходя из норматива общей площади жилого помещения - 54 кв.м.
21 ноября 2014 года Комиссия ФСИН России приняла решение о предоставлении истцу единовременной социальной выплаты на семью из трех человек и на основании приказа ФСИН России от 24 июля 2015 года N 658 истцу были перечислены денежные средства в размере 2 042 194 руб. 48 коп.
Также суд установил, что истцом в Комиссию ФСИН были представлены документы на семью из трех человек: он, *Л.В., * В.Е.
Как следует из заявления (рапорта) истца, поданного в Комиссию, в качестве члена семьи в рапорте истца указан * В.Н., зарегистрированный по адресу: г*.
Согласно представленным истцом документам, заявитель Скрипка Е.А. с 23 июля *года, его * с 15 мая * года и *с 15 июля * года зарегистрированы и проживают в жилом помещении общей площадью 45,8 кв.м, расположенном по адресу: *, собственником которого является *В.Н. (*), всего по указанному адресу постоянно зарегистрировано шесть человек. В отношении данного жилого помещения истцом была представлена копия финансового лицевого счета и карточка лицевого счета, взамен выписки из домовой книги представлена карточка о лицах, зарегистрированных в жилом помещении.
Других жилых помещений Скрипка Е.А. и члены его семьи в собственности или по договору социального найма на территории Российской Федерации не имеют.
Комиссия ФСИН России приняла решение поставить Скрипку Е.А. составом семьи из трех человека (сотрудник, * Л.В., * В.Е.) на учет для получения единовременной социальной выплаты с 05 ноября 2013 года.
Судом также установлено, что при расчете истцу суммы единовременной социальной выплаты было исключено жилое помещение, жилой площадью 22,9 кв.м., расположенное по адресу: *, где зарегистрированы заявитель и члены семьи заявителя, собственником которого является * истца - * В.Н.
Разрешая заявленные Скрипкой Е.А. исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст. ст. 31, 69 Жилищного кодекса РФ, ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 г. N 369 "О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации", пришел к выводу об отказе в их удовлетворении, поскольку в действиях ответчика при расчете единовременной социальной выплаты нарушений действующего законодательства установлено не было, исключение из расчета жилой площади, расположенной по адресу: ***, в размере 22,9 кв.м, произведено ответчиком правомерно, поскольку заявитель и члены его семьи зарегистрированы на данной площади в установленном законом порядке.
Суд апелляционной инстанции с такими выводами суда согласился.
Выражая несогласие с судебными постановлениями, заявитель приводит доводы о том, что при расчете единовременной социальной выплаты для приобретения жилого помещения Грачев В.Н. (отец супруги истца), в квартире которого зарегистрированы истец, его супруга и дочь, не подлежит включению в состав семьи истца.
Между тем, указанные доводы не могут повлечь отмену состоявшихся по делу судебных постановлений, поскольку основаны на неверном толковании норм действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, при этом были предметом тщательного исследования судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, отраженная в судебных постановлениях, оснований не согласиться с которой не имеется.
Доводы заявителя основаны на неверном толковании норм права, направлены на иную оценку доказательств, однако правом самостоятельно устанавливать обстоятельства по делу и давать иную оценку собранным по делу доказательствам суд кассационной инстанции, действующим процессуальным законодательством не наделен.
С учётом изложенного оснований, предусмотренных ст. 387 ГПК Российской Федерации, для отмены обжалуемых судебных постановлений, вступивших в законную силу, по доводам кассационной жалобы не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 383, 387 ГПК Российской Федерации,
определил:
в передаче кассационной жалобы Скрипки Е.А. на решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 06 октября 2016 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 10 мая 2017 года, для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции - отказать.
Судья
Московского городского суда Н.С. Кирпикова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.