Судья Московского городского суда Масленникова Л.В., изучив кассационную жалобу Васениной Ю.В., действующей на основании доверенности в интересах ** Ю.А., поступившую в суд кассационной инстанции 18 мая 2017 года, на решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 30 мая 2016 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 14 декабря 2016 года по делу по иску ** Ю.А. к Федеральной службе исполнения наказания о признании права на получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, обязании поставить на учет, обязании предоставить единовременную социальную выплату,
Установил:
** Ю.А. обратился в суд к ФСИН России с иском о признании права на получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, обязании поставить на учет и предоставить единовременную социальную выплату.
В обоснование заявленных требований ** Ю.А. ссылался на то, что с 8 августа 2003 года и по настоящее время он проходит службу по контракту в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Кировской области, 21 ноября 2013 года он обратился к ответчику с заявлением (рапортом) о предоставлении ему единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, территориальной комиссией УФСИН России по Кировской области его документы были рассмотрены и, согласно протоколу N 4 от 6 декабря 2013 года, направлены во ФСИН России для принятия решения о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, однако оформленным протоколом N 6 от 3 марта 2015 года решением ответчика в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты ему было отказано по тем основаниям, что на одного члена семьи заявителя приходиться более 15 кв.м. жилого помещения и в связи с отсутствием обязательных документов, предусмотренных п. 5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24 апреля 2013 года N 369. Указанное решение истец считает незаконным, поскольку им были представлены все необходимые документы для решения данного вопроса, полнота представленных им документов была проверена территориальной подкомиссией УФСИН России по Кировской области.
Решением Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 30 мая 2016 года постановлено:
В удовлетворении исковых требований ** Ю А к Федеральной службе исполнения наказания о признании права на получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, обязании поставить на учет, обязании предоставить единовременную социальную выплату отказать.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 14 декабря 2016 года решение суда оставлено без изменения.
7 июня 2017 года данное дело было истребовано из Замоскворецкого районного суда г. Москвы для проверки в кассационном порядке и 20 июня 2017 года поступило в Московский городской суд.
В кассационной жалобе ставится вопрос об отмене принятых по делу судебных постановлений, как незаконных и необоснованных.
В соответствии со ст. 387 ГПК Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Таких нарушений судебными инстанциями при рассмотрении настоящего дела допущено не было.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяется Постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 года N 369 (в редакции от 26.03.2014 года) "О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы, государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах РФ", совместно с Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы. Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах РФ.
В соответствии с пунктом 5 вышеуказанных Правил, в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со ст. ст. 31 , 69 ЖК РФ, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты, субсидии в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.
К заявлению прилагаются следующие документы: а) копии документов, удостоверяющих личность сотрудника и членов его семьи (паспортов, свидетельств о рождении детей, свидетельства о рождении сотрудника, если совместно с сотрудником проживают его родители, являющиеся собственниками или нанимателями по договору социального найма жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником); б) копии свидетельств о регистрации по месту пребывания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи (в случае если у сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи отсутствует регистрация по месту жительства либо фактическое место проживания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи не соответствует месту постоянной регистрации); в) копия страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования сотрудника; г) копия послужного списка сотрудника; д) копия свидетельства о заключении (расторжении) брака - при состоянии в браке (расторжении брака); е) справки об обучении в образовательных учреждениях по очной форме обучения детей сотрудника в возрасте от 18 до 23 лет, если они проживают совместно с сотрудником; ж) копии документов об установлении инвалидности детям сотрудника до достижения ими возраста 18 лет, если они проживают совместно с сотрудником; з) выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы. В случаях если по независящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения; и) документы, подтверждающие наличие или отсутствие в собственности сотрудника и проживающих совместно с ним членов его семьи жилых помещений; к) копия договора социального найма жилого помещения, в котором проживает сотрудник (если сотрудник проживает в жилом помещении, занимаемом по договору социального найма); л) копия документа, подтверждающего право сотрудника на дополнительную площадь жилого помещения (в случаях, предусмотренных пунктом 19 настоящих Правил).
В силу п. 6 Правил копии документов, указанные в пункте 5 настоящих Правил, должны быть заверены в установленном порядке или представлены с предъявлением оригиналов документов.
На основании заявления и документов, указанных в пункте 5 Правил, комиссия в 3-месячный срок со дня их подачи принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты по одному из условий, определенных частью 3 статьи 4 Закона, либо об отказе в постановке на указанный учет. О принятом комиссией решении сотрудник уведомляется в письменном виде в течение одного месяца со дня принятия указанного решения.
Территориальные подкомиссии осуществляют принятие документов для получения единовременно выплаты, проверку сведений, содержащихся в документах для получения единовременной социальной выплаты, подготовку для направления в ФСИН России пакета документов для принятия решения о постановке сотрудников и граждан на учет для получения единовременной выплаты, в связи с чем: регистрируют паспорта и заявления в книгах учета заявлений, в течение 15 рабочих дней со дня регистрации рапорта, заявления, проводят проверку представленных документов для получения единовременной выплаты на предмет соответствия перечню, а также установленному порядку их оформления (п. 10.1 и 10.2 порядка формирования и работы комиссий учреждений и органов уголовно-исполнительной системы по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях установленных законодательством РФ, членам их семей и гражданам РФ, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты, для приобретения или строительства жилого помещения, утвержденным Приказом ФСИН России от 29 августа 2013 года N 496).
При выявлении недостатков в вышеуказанных документах, они возвращаются их сотрудникам и гражданам с указанием в письменном виде причин возврата.
Судом установлено, что ** Ю.А., 6 апреля 1981 года рождения, с 8 августа 2003 года по настоящее время проходит службу по контракту в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Кировской области, имеет специальное звание капитана внутренней службы.
Выслуга лет истца в календарном исчислении составляет более 10 лет.
Состав семьи ** Ю.А.: он, супруга - ** (Ф*) А.Г., 28 ноября 1981 года рождения, сын - ** М.Ю., 21 сентября 2006 года рождения.
21 ноября 2013 года ** Ю.А. обратился во ФСИН России с заявлением (рапортом) о предоставлении ему единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Территориальной комиссией УФСИН России по Кировской области документы истца были рассмотрены и, согласно протоколу N 4 от 6 декабря 2013 года, направлены во ФСИН России для принятия решения о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты.
Решением, оформленным протоколом N 6 от 3 марта 2015 года, **у Ю.А. было отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи с непредставлением обязательных документов, предусмотренных п. 5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства N 369 от 24 апреля 2013 года.
Также суд установил, что согласно данному протоколу и материалам учетного дела, ** Ю.А. с 27 февраля 2008 года по 5 ноября 2013 года был постоянно зарегистрирован по адресу: ******. По указанному адресу истцом во ФСИН России представлена выписка из похозяйственной книги, согласно которой собственником жилого помещения является Б* И.В. (факт родства с ответчиком не установлен). При этом выписка из домовой книги и копия финансового лицевого счета представлены не были.
Кроме того, истец - с 7 ноября 2013 года, его супруга - с 31 марта 1998 года, а сын - с 11 октября 2006 года по настоящее время зарегистрированы по адресу: * , собственником которой является мать супруги истца - Ф* В.Н., всего в данном жилом помещении зарегистрировано пять человек. По указанному адресу вместо выписки из домовой книги представлена справка о зарегистрированных лицах, выписки из лицевого счета.
В судебном заседании представитель ответчика ссылался на то, что при рассмотрении вопроса о принятии заявителя на учет для получения единовременной социальной выплаты было учтено, что заявителем представлен неполный пакет необходимых документов, в частности: копии выписок из домовой книги и финансовых лицевых счетов на жилые помещения.
Исследовав и оценив представленные доказательства в их совокупности, руководствуясь названными правовыми нормами, регулирующими спорные правоотношения, суд первой инстанции пришел к выводу об отказе **у Ю.А. в удовлетворении заявленных требований на том основании, что истцом были нарушены требования п. п. 5, 6 Правил предоставления документов для постановки на учет.
Апелляционная инстанция с такими выводами суда согласилась.
Доводы апелляционной жалобы о том, что при приеме рапорта ** Ю.А. территориальная комиссия УФСИН России по Кировской области недостатков либо неполноты представленных документов не выявила и направила их во ФСИН России, а также о том, что по указанным основаниям истцу в получении единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения не может быть отказано, судебная коллегия не приняла во внимание, поскольку в соответствии с п. 5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 369 от 24 апреля 2013 года, к заявлению должны быть приложены выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы и отсутствие полного перечня необходимых документов, являющегося обязательным и исчерпывающим, не позволяет оценить жилищные условия и действия истца и членов его семьи по изменению своих жилищных условий, а также подтвердить наличие условий, необходимых для принятия сотрудника на учет невозможно и, как следствие, влечет отказ комиссии в постановке на учет.
Поскольку решение заседания комиссии ФСИН России, оформленное протоколом N 6 от 03 марта 2015 года, принято компетентным органом, в пределах предоставленных ему полномочий, является законным и обоснованным, то оснований для удовлетворения заявленных истцом требований у суда не имелось.
Выражая несогласие с судебными постановлениями, заявитель приводит доводы, которые были предметом исследования и оценки судебных инстанций, необоснованность их отражена в судебных актах с изложением соответствующих мотивов и по существу сводятся к иному толкованию норм материального права и оспариванию указанных выше обстоятельств, основанных на оценке доказательств по делу.
Между тем изменение данной оценки не входит в компетенцию суда кассационной инстанции согласно положениям главы 41 ГПК Российской Федерации.
Кроме того, полномочие вышестоящего суда по пересмотру дела должно осуществляться в целях исправления судебных ошибок, неправильного отправления правосудия, а не по пересмотру по существу. Пересмотр не может считаться скрытой формой обжалования, которое является исключительным средством защиты своих прав, в то время как лишь возможное наличие двух точек зрения по одному вопросу не может являться основанием для пересмотра. Отступление от этого принципа оправдано только тогда, когда является обязательным в силу обстоятельств существенного и непреодолимого характера. По настоящему делу указанных обстоятельств не установлено.
Доводы заявителя о невозможности представления требуемых ответчиком документов (выписки из домовой (поквартирной) книги по месту регистрации), не влекут отмену судебных актов, поскольку по смыслу приведенных выше нормативных положений, комиссия принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты при установлении его нуждаемости в жилом помещении по одному из условий, определенных Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, либо об отказе в постановке на указанный учет при отсутствии соответствующих условий. При этом наличие таких условий для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты определяется комиссией на основании приложенных к заявлению сотрудника копий документов, перечисленных в Правил и заверенных в установленном порядке.
Действующим правовым регулированием определен перечень необходимых документов для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты и требования к оформлению этих документов. При этом органам ФСИН России не предоставлено право запрашивать, а сотрудникам - право представлять документы для постановки на такой учет по своему усмотрению взамен тех документов, которые предусмотрены и . Несоблюдение сотрудником установленных и требований при обращении в соответствующий орган для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты, как препятствующее определению его нуждаемости в жилом помещении, дает право комиссии для отказа в постановке сотрудника на такой учет.
Из изложенного следует, что у ответчика имелись правовые основания для отказа в постановке ** Ю.А. на учет для получения единовременной социальной выплаты,
Более того, ** Ю.А. не лишен возможности повторно обратиться с рапортом о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, предоставив все перечисленные в Правил документы, содержащие полную и достоверную информацию о лицах, зарегистрированных в жилых помещениях, имеющих непосредственное отношение к вопросу о постановке на учет для получения названной выплаты.
С учётом изложенного оснований, предусмотренных ст. 387 ГПК Российской Федерации, для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных постановлений, вступивших в законную силу, не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 383, 387 ГПК Российской Федерации,
Определил:
в передаче кассационной жалобы Васениной Ю.В., действующей на основании доверенности в интересах ** Ю.А., на решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 30 мая 2016 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 14 декабря 2016 года для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции - отказать.
Судья
Московского городского суда Масленникова Л.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.