Судья Московского городского суда Магжанова Э.А., рассмотрев кассационную жалобу Евреиновой Т.А., поступившую в Московский городской суд 19.10.2017 г., на решение Тверского районного суда г. Москвы от 13.12.2016 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 14.06.2017 г. по административному делу по административному исковому заявлению Евреиновой Т.А. к ГУ МВД России по городу Москве о признании действий незаконными, обязании удалить сведения о привлечении к уголовной ответственности,
установил:
Евреинова Т.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением к ГУ МВД России по городу Москве о признании действий незаконными по хранению и обработке информации о привлечении её к уголовной ответственности в 2011 году, ссылаясь на то, что наличие у компетентных органов указанной информации неправомерно и нарушает право на трудоустройство, так как погашенная судимость аннулирует все связанные с данными обстоятельством правовые последствия, предусмотренные УК РФ.
Решением Тверского районного суда г. Москвы от 13.12.2016 г. в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 14.06.2017 г. решение Тверского районного суда г. Москвы от 13.12.2016 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заявитель ставит вопрос об отмене вышеуказанных судебных постановлений и принятии по делу нового решения.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
В силу ч. 3 ст. 323 КАС РФ по результатам изучения кассационных жалобы, представления судья выносит определение:
1) об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции, если отсутствуют основания для пересмотра судебных актов в кассационном порядке. При этом кассационные жалоба, представление, а также копии обжалуемых судебных актов остаются в суде кассационной инстанции;
2) о передаче кассационных жалобы, представления с административным делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (ст. 328 КАС РФ).
Таких нарушений судебными инстанциями допущено не было.
Судом установлено, что ФКУ "ГИАЦ МВД России", ГУ МВД России по г. Москве располагают сведениями в отношении Евреиновой Т.А., **** года рождения, уроженки ****, по факту совершения ею преступления, предусмотренного ч. **** ст. **** УК РФ.
Согласно справке ЗИЦ ГУ МВД России по г. Москве от 21.04.2016 года NЕ16-208 приговором **** городского суда Московской области от 05.07.2011 года Евреинова Т.А. осуждена по ч. **** ст. **** УК РФ к штрафу.
Данные обстоятельства сторонами не оспаривались, что в соответствии 65 КАС РФ освобождает участвующих лиц от их дальнейшего доказывания.
В соответствии со Федерального закона от 07.02.2011 "О полиции", полиция имеет право обрабатывать данные о гражданах, необходимые для выполнения возложенных на нее обязанностей, и вносить в банки данных информацию о лицах, осужденных за совершение преступления.
Обработка персональных данных осуществляется в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации в области персональных данных, и выражается в предоставлении информации о судимости по заявлению каждого обратившегося за ней лица.
Для поиска информации о наличии (отсутствии) неснятых или непогашенных судимостей по учетам ГИЦ МВД России, информационных центров МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации необходим полный комплекс установочных данных, позволяющий достоверно установить, во-первых, факт наличия (отсутствия) неснятых или непогашенных судимостей и, во-вторых, факт того, что эти сведения относятся именно к конкретному лицу.
Положение о едином порядке регистрации уголовных дел и учета преступлений (далее - Положение), утвержденное приказом МВД России и Генеральной прокуратуры РФ от 29.12.2005 N39/1070, определяет единый для всех органов, осуществляющих дознание, предварительное следствие и судебное производство по уголовным делам, порядок учета преступлений и иных объектов учета.
В силу п.п. 27, 28 Положения учету подлежит каждое преступление, по факту совершения которого, независимо от времени его совершения: возбуждено уголовное дело; вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по нереабилитирующим основаниям и основаниями учета преступлений являются: постановление о возбуждении уголовного дела, в том числе постановление о прекращении уголовного дела или уголовного преследования в отношении подозреваемого, обвиняемого по нереабилитирующим основаниям по ранее не учтенному преступлению.
Пунктами 40, 41 Положения предусмотрено, что учету подлежат все лица, в отношении которых вынесено постановление о прекращении уголовного дела или уголовного преследования по нереабилитирующим основаниям, основанием для учета лица, совершившего преступление является: обвинительное заключение, обвинительный приговор, в том числе постановление о прекращении уголовного дела или уголовного преследования (по нереабилитирующим основаниям).
Пунктом 2 Типового положения об информационном центре МВД России, утвержденного Приказом МВД России от 28.03.2002 N88, информационный центр МВД России в системе органов внутренних дел субъекта Российской Федерации является головной организацией в областях: обеспечения статистической, оперативно-справочной, архивной информацией и т.д. Информационный центр МВД России в своей деятельности руководствуется РФ, федеральными законами, в том числе настоящим Типовым положением.
К числу основных функций информационного центра МВД России относится формирование и ведение централизованных оперативно-справочных, розыскных и оперативных учетов, выдача в установленном порядке правоохранительным органам РФ запрашиваемой информации.
Централизованные учеты предназначены для информационного обеспечения деятельности органов внутренних дел РФ и других федеральных органов государственной власти по выявлению, предупреждению, раскрытию и расследованию преступлений, в том числе и для подтверждения наличия (отсутствия) сведений о привлечении лица к уголовной ответственности, судимости, реабилитации, времени и месте отбывания наказания.
В настоящее время ведение централизованных оперативно-справочных, розыскных, криминалистических учетов регламентируется Приказом МВД России от 12.02.2014 N 89дсп, в соответствии с которым учетные алфавитные карточки "формы 1" хранятся на осужденных независимо от срока и вида наказания, хранятся до достижения ими 80-летнего возраста при условии погашения либо снятия судимости.
Какой-либо нормативный правовой акт, содержащий иное предписание о сроке хранения названных учетных документов, отсутствует.
Министерство внутренних дел Российской Федерации приказом от 07.11.2011 г. N1121 утвердило Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования (далее - Административный регламент), который регламентирует сроки и последовательность исполнения административных процедур, связанных с предоставлением справок о наличии (отсутствии) судимости, в том числе погашенной и снятой, и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования, а также устанавливает порядок действий должностных лиц при осуществлении полномочий по предоставлению государственной услуги.
Нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 05.12.2011 г., регистрационный номер 22509, и опубликован 11.01.2012 г. в "Российской газете".
Согласно пункту 17.1 Административного регламента результатом предоставления названной государственной услуги является получение заявителем справки о наличии (отсутствии) судимости (в том числе погашенной и снятой) и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования (далее - справка).
В силу пункта 74 Административного регламента в справке при отсутствии сведений о судимости (в том числе погашенной и снятой), сведений о факте уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования в соответствующих графах делается отметка "не имеется" (абзац второй). Данный пункт также определяет сведения, подлежащие внесению в справку, и порядок заполнения соответствующих граф справки при наличии сведений о судимости (в том числе погашенной и снятой) на территории Российской Федерации, наличии сведений о факте уголовного преследования либо прекращении уголовного преследования на территории Российской Федерации; сведений о наличии (отсутствии) факта нахождения проверяемого лица в розыске за совершение преступления на территории Российской Федерации.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции исходил из того, что оснований для исключения из баз данных информации о привлечении Евреиновой Т.А. к уголовной ответственности не имеется, хранение и обработка указанной информации не может нарушать права административного истца.
Судебная коллегия, проверяя решение суда в апелляционном порядке, с выводами суда согласилась, не найдя оснований для его отмены, указав, что наличие в информационных базах данных, предусмотренных законом, сведений о наличии судимости заявителя не ущемляет прав последней, поскольку никем не оспаривается, что судимость заявительницы погашена, соответственно аннулированы все правовые последствия, связанные с ней.
Таким образом, являются правильными выводы суда о том, что действия заинтересованных лиц по внесению в базу данных сведений о привлечении Евреиновой Т.А. к уголовной ответственности, обработке и их сохранению требованиям действующего законодательства соответствуют, каких-либо нарушений прав Евреиновой Т.А. не установлено, препятствий к осуществлению её прав и свобод не создано.
Выводы судебных инстанций являются верными, в решении суда и апелляционном определении мотивированными, в кассационной жалобе по существу не опровергнутыми.
Доводы кассационной жалобы о том, что обработка персональных данных в виде совершения действий по предоставлению имеющейся в банке данных информации о факте судимости ограничивает конституционное право на труд к определенному виду деятельности, не могут повлечь отмену состоявшихся судебных постановлений, поскольку ч. 1 ст. 65 ТК РФ установлено, что справка о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям относятся к документам, представляемым работодателю при заключении трудового договора лицом, поступающим на работу, связанную с деятельностью, к осуществлению которой в соответствии с Трудовым кодексом РФ, иным федеральным законом не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию.
В силу ч. 1 ст. 65 ТК РФ такая справка выдается в порядке и по форме, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
Таким образом, это обусловлено обеспечением требований отдельных положений Трудового кодекса Российской Федерации, иного федерального закона, ограничивающих право на труд в связи с осуществлением определенного вида деятельности, к которой в соответствии с законодательством не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию, а также отсутствием у МВД России законодательно установленной обязанности по проведению анализа выдаваемой из банка данных гражданам информации о факте судимости и уголовного преследования.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в решениях от 04.06.2012 г. NАКПИ12-439, от 25.09.2012 г. NАПЛ12-519, от 28.04.2014 г. NАКПИ14-153, от 11.09.2014 г. NАПЛ14-365, от 13.10.2015 г. NАКПИ15-1051, от 19.01.2016 г. NАПЛ15-591 и от 23.05.2016 г. NАКПИ16-263, вопрос об отсутствии или наличии судимости, в том числе снятой и погашенной, ограничивающей право на труд, во всех случаях подлежит разрешению работодателем либо иным органом, принимающим решение о допуске указанных лиц, к трудовой или предпринимательской деятельности определенного вида. Последствия, связанные с наличием судимости в настоящее время или в прошлом, в том числе снятой или погашенной, реализуются в сфере осуществления профессиональной деятельности определенного вида в соответствии с требованиями Трудового кодекса Российской Федерации и иных федеральных законов.
Доводы кассационной жалобы были предметом подробного изучения судов первой и апелляционной инстанций, которым дана надлежащая оценка, они направлены на оспаривание обоснованности выводов судов обеих инстанций об установленных обстоятельствах, иное толкование норм материального права, и не могут служить предусмотренными ст. 328 КАС РФ основаниями для отмены состоявшихся по делу судебных постановлений, поскольку суд кассационной инстанции правом переоценки доказательств не наделен.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов кассационная жалоба не содержит, следовательно, основания для передачи жалобы для рассмотрения по существу в суд кассационной инстанции - Президиум Московского городского суда, отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 323, 324 КАС РФ,
определил:
в передаче кассационной жалобы Евреиновой Т.А. на решение Тверского районного суда г. Москвы от 13.12.2016 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 14.06.2017 г. по административному делу по административному исковому заявлению Евреиновой Т.А. к ГУ МВД России по городу Москве о признании действий незаконными, обязании удалить сведения о привлечении к уголовной ответственности - для рассмотрения в судебном заседании Президиума Московского городского суда отказать.
Судья Московского
городского суда Э.А. Магжанова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.