Судья Московского городского суда Панкова О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу М. Л.Н. в защиту Н. М.У. на постановление судьи Кузьминского районного суда г. Москвы от 10 марта 2017 года по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Кузьминского районного суда г. Москвы от 10 марта 2017 г. гражданка Республики Узбекистан Н. М.У. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3.1 ст. 18.8 КоАП РФ, и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 5 000 (пять тысяч) рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда.
В жалобе, поданной в Московский городской суд, защитник М.а Л.Н. ставит вопрос об отмене названного судебного акта и прекращении производства по делу об административном правонарушении, ссылаясь на то, что Н. М.У. законно находится на территории Российской Федерации и все необходимые документы у нее имеются; протокол об административном правонарушении и объяснения Н. М.У. не подписывала, кто их подписал от ее имени она не знает.
В судебное заседание Московского городского суда Н. М.У. и ее защитник М.а Л.Н. явились, поддержали доводы жалобы в полном объеме.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В силу ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, влечет административную ответственность.
В соответствии с ч. 3.1 ст. 18.8 КоАП РФ нарушения, предусмотренные настоящей статьи, совершенные в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области, влекут наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации регулируется Федеральным от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ).
Согласно названного Федерального закона находящимся в Российской Федерации иностранным гражданином признается лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
В соответствии с и Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным , а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным .
Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, перечисленных в .
В силу Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (далее - Федеральный закон от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ) иностранный гражданин или лицо без гражданства, не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, а также уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При рассмотрении дела об административном правонарушении судьей районного суда установлено, что 10 марта 2017 г. в 02 часов 00 минут по адресу: г. Москва, *** в результате проверки соблюдения требований миграционного законодательства сотрудниками полиции выявлена гражданка Республики Узбекистан Н. М.У. , которая не имела при себе миграционной карты, требуемой в соответствии со Федерального закона Российской Федерации N 115-ФЗ от 25 июля 2002 года "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", подтверждающих законность ее въезда в Российскую Федерацию и пребывание на территории Российской Федерации, допустив нарушение режима пребывания в Российской Федерации. Указанные действия Н. М.У. квалифицированы по ч. 3.1 ст. 18.8 КоАП РФ.
С таким решением согласиться нельзя по следующим основаниям.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 КоАП РФ).
В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации регулируется Федеральным от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ).
Согласно Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ законно находящимся в Российской Федерации иностранным гражданином признается лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и приложенных к жалобе документов, гражданка Республики Узбекистан Н. М.У. прибыла на территорию Российской Федерации 06 сентября 2016 г., ей выдана миграционная карта, 09 сентября 2016 г. она поставлена на миграционный учет на срок до 09 декабря 2016 г., который затем дважды продлевался: 09 декабря 2016 г. - до 03 марта 2017 г., а 09 марта 2017 г. - до 04 июня 2017 г. (л.д. 28).
Кроме того, в материалах дела имеются полученные по запросу судьи Московского городского суда сведения о проверке гражданки Республики Узбекистан Н. М.У. по учетам базы данных ЦБДУИГ МВД России, подтверждающие наличие у нее патента в городе Москве от 04 октября 2016 г., с датой выдачи 10 октября 2016 г. (л.д. 41, 45). К жалобе также приложены копии квитанций об оплате Н. М.У. ежемесячного авансового платежа в размере *** руб. за период с 10 октября 2016 г. по 10 марта 2017 г., что свидетельствует о продлении срока действия указанного патента и его действительности на момент выявления вменяемого Н. М.У. правонарушения 10 марта 2017 г.
Помимо изложенного, в судебном заседании Московского городского Н. М.У. был представлен оригинал миграционной карты, копия которой приложена к жалобе заявителя. При этом номер указанной миграционной карты совпадает с данными миграционной карты, выданной Н. М.У. при въезде в Российскую Федерацию.
Указанные обстоятельства, оцениваемые в своей совокупности, позволяют сделать вывод о том, что на момент задержания Н. М.У. 10 марта 2017 г. обязанность зарегистрироваться (встать на учет по месту пребывания) в компетентных органах Российской Федерации в соответствии с законодательством и международными договорами ею была выполнена, о чем у нее имелся соответствующий документ, подтверждающий законность пребывания в Российской Федерации по состоянию, в связи с чем оснований для вывода о нарушении Н. М.У. режима пребывания (проживания) в Российской Федерации не имелось.
Суждение судьи районного суда о наличии в рассматриваемом случае события административного правонарушения, предусмотренного ч. 3.1 ст. 18.8 КоАП РФ, сделано без учета приведенных выше положений Федерального от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ, международных договоров и не основано на фактических обстоятельствах дела.
Согласно ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ отсутствие события административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных , настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах постановление судьи Кузьминского районного суда г. Москвы от 10 марта 2017 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3.1 ст. 18.8 КоАП РФ, в отношении Н. М.У. подлежит отмене, а производство по делу - прекращению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6-30.8 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
жалобу М. Л.Н. в защиту Н. М.У. - удовлетворить.
Постановление судьи Кузьминского районного суда г. Москвы от 10 марта 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3.1 ст. 18.8 КоАП РФ, в отношении Н. М.У. отменить. Производство по делу прекратить на основании п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Судья Московского городского суда О.В. Панкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.