Судья Московского городского суда Хомякова Т.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу законного представителя ООО "Альянс" - генерального директора Самыловских В.И. на решение судьи Чертановского районного суда г. Москвы от 24 ноября 2016 года, которым постановление заместителя начальника отдела по административной практике УФМС России по г. Москве N ********* от 31 мая 2016 года о привлечении ООО "Альянс" к административной ответственности по ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ, оставлено без изменений, а жалоба генерального директора ООО "Альянс" Самыловских В.И., - без удовлетворения,
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя начальника отдела по административной практике УФМС России по г. Москве N ********* от 31 мая 2016 года ООО "Альянс" (далее - Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного по ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей.
Решением судьи Чертановского районного суда г. Москвы от 24 ноября 2016 г. указанное выше постановление оставлено без изменения, жалоба законного представителя ООО "Альянс" - без удовлетворения.
Не согласившись с постановлением должностного лица и судебным актом законный представитель ООО "Альянс" - генеральный директор Самыловских В.И. обратился в Московский городской суд с жалобой, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить. В обоснование доводов жалобы указал на то, что Общество к трудовой деятельности иностранного гражданина не привлекало, доказательства вины в действиях Общества отсутствуют, гражданин Республики ********* М ********* не является сотрудником ООО "Альянс", а является сотрудником ООО " ********* ", что подтверждается письменными показаниями С ********* . и вступившим в законную силу постановлением Чертановского районного суда города Москвы от 04 июня 2015 года по делу по ч. 2 ст. 18.10 КоАП РФ.
Генеральный директор ООО "Альянс" Самыловских В.И. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещён, ходатайств об отложении не заявлял, при таких обстоятельствах, полагаю возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам. Согласно ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ, административным правонарушением признается привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства при отсутствии у этих иностранного гражданина или лица без гражданства разрешения на работу либо патента, если такие разрешение либо патент требуются в соответствии с федеральным законом, либо привлечение иностранного гражданина или лица без гражданства к трудовой деятельности вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого данному иностранному гражданину или лицу без гражданства выданы разрешение на работу, патент или разрешено временное проживание.
Административная ответственность по КоАП РФ наступает за административное правонарушение, предусмотренное КоАП РФ, совершенное в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области.
Частью 1 примечания к ст. 18.15 КоАП РФ установлено, что в целях настоящей под привлечением к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства понимается допуск в какой-либо форме к выполнению работ или оказанию услуг либо иное использование труда иностранного гражданина или лица без гражданства.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, особенности их трудоустройства и трудовой деятельности на территории Российской Федерации и возникающие в этой связи обязанности работодателей определены Федеральным от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации).
Согласно Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115 - ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" разрешение на работу - это документ, подтверждающий право иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, требующем получения визы, и других категорий иностранных граждан в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, на временное осуществление на территории Российской Федерации трудовой деятельности; патент - это документ, подтверждающий в соответствии с настоящим Федеральным законом право иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, за исключением отдельных категорий иностранных граждан в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, на временное осуществление на территории субъекта Российской Федерации трудовой деятельности.
В соответствии с п. 4 ст. 13 вышеназванного закона работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность в случае, если он достиг возраста восемнадцати лет, при наличии разрешения на работу или патента.
Как следует из содержания п. 1 ст. 13.3 указанного закона работодатели или заказчики работ (услуг), являющиеся юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями либо частными нотариусами, адвокатами, учредившими адвокатский кабинет, или иными лицами, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию, имеют право привлекать к трудовой деятельности законно находящихся на территории Российской Федерации иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и достигших возраста восемнадцати лет, при наличии у каждого такого иностранного гражданина патента, выданного в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115 - ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации". Из материалов дела следует и с удьей районного суда установлено, что 03 июня 2015 г. в 11 час. 00 мин. по адресу: ********* в результате проверки соблюдения миграционного законодательства сотрудниками ОППМ N3 ООИК УФМС России по г. Москве выявлен факт нарушения ООО "Альянс" требований ст. 13 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", выразившийся в привлечении к трудовой деятельности в качестве подсобного рабочего гражданина Республики ********* М ********* не имеющего разрешения на работу в г. Москве.
Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения ООО "Альянс" к административной ответственности, предусмотренной КоАП РФ.
Вместе с тем имеются основания для отмены обжалуемых постановления должностного лица и судебного акта.
29 мая 2014 года в городе Астане подписан о Евразийском экономическом союзе, которым Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией учрежден Евразийский экономический союз, в рамках которого обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики, определенных данным и международными договорами в рамках Союза.
В силу Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года работодатели и (или) заказчики работ (услуг) государства-члена вправе привлекать к осуществлению трудовой деятельности трудящихся государств-членов без учета ограничений по защите национального рынка труда. При этом трудящимся государств-членов не требуется получение разрешения на осуществление трудовой деятельности в государстве трудоустройства.
23 декабря 2014 года в городе Москве подписан о присоединении Киргизской Республики к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года.
Данный ратифицирован Российской Федерацией Федеральным от 13 июля 2015 года N 219-ФЗ "О ратификации Договора о присоединении Киргизской Республики к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, Протокола о внесении изменений в Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года и отдельные международные договоры, входящие в право Евразийского экономического союза, в связи с присоединением Киргизской Республики к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, Протокола об условиях и переходных положениях по применению Киргизской Республикой Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, отдельных международных договоров, входящих в право Евразийского экономического союза, и актов органов Евразийского экономического союза в связи с присоединением Киргизской Республики к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года и Протокола о присоединении Республики Армения к подписанному 23 декабря 2014 года Договору о присоединении Киргизской Республики к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года", вступившим в силу 24 июля 2015 года.
В соответствии с Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон ( Конституции Российской Федерации).
В силу КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
о присоединении Киргизской Республики к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, который устанавливает право граждан Республики Кыргызстан осуществлять трудовую деятельность без разрешения на работу, вступил в силу 12 августа 2015 года.
Данный отменяет административную ответственность субъектов административного правонарушения, предусмотренного Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации граждан Республики Кыргызстан при отсутствии у них разрешения на работу.
Вместе с тем, на момент рассмотрения дела должностным лицом ФМС 31 мая 2016 года, а также при рассмотрении жалобы судом первой инстанции 24 ноября 2016 года, нормы выше указанного международного договора Российской Федерации, не были приняты во внимание.
В материалах дела об административном правонарушении, а также в материалах дела по жалобе сведения об исполнении ООО "Альянс" постановления заместителя начальника отдела по административной практике УФМС России по г. Москве N ********* от 31 мая 2016 года - отсутствуют.
Пунктом КоАП РФ предусмотрено, что по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных , КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах постановление заместителя начальника отдела по административной практике УФМС России по г. Москве N ********* от 31 мая 2016, решение судьи Чертановского районного суда города Москвы от 24 ноября 2016 года, вынесенные в отношении ООО "Альянс" по делу об административном правонарушении, предусмотренном КоАП РФ, подлежат отмене.
Производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь - 9 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
жалобу законного представителя ООО "Альянс" - генерального директора Самыловских В.И. - удовлетворить.
постановление заместителя начальника отдела по административной практике УФМС России по г. Москве N ********* от 31 мая 2016 года, решение судьи Чертановского районного суда г. Москвы от 24 ноября 2016 года, вынесенные в отношении ООО "Альянс" по делу об административном правонарушении, предусмотренном Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, - отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья
Московского городского суда Т.Г. Хомякова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.