Судья Московского городского суда Козлов И.П., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе защитника Трипутина В.Е. в интересах Фирсова А.В. на решение судьи Симоновского районного суда г.Москвы от 15 марта 2017 года, которым постановление N"***" Врио начальника отдела по административной практике УФМС России по г.Москве от 15.01.2016 года о привлечении к административной ответственности по ч.4 ст. 18.15 КоАП РФ ИП Фирсова А.В. оставлено без изменения, а жалоба - без удовлетворения,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением N "***" Врио начальника отдела по административной практике УФМС России по г.Москве от 15.01.2016 года ИП Фирсов А.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст. 18.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 400 000 рублей.
Защитником Трипутина В.Е. в интересах Фирсова А.В. на указанное постановление подана жалоба.
Судом постановленоуказанное выше решение, с которым не согласился защитник Трипутин В.Е., действующий в интересах Фирсова А.В., по доводам, изложенным в жалобе.
Фирсов А.В. в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела был извещен надлежащим образом, направил в суд своего защитника, который не возражал против рассмотрения дела в отсутствие Фирсова А.В.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав защитника Трипутина В.Е. в интересах Фирсова А.В., прихожу к следующим выводам.
Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства при отсутствии у этих иностранного гражданина или лица без гражданства разрешения на работу либо патента, если такие разрешение либо патент требуются в соответствии с федеральным законом, совершенные в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области.
В части 1 Примечания к ст. 18.15 КоАП РФ установлено, что в целях настоящей под привлечением к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства понимается допуск в какой-либо форме к выполнению работ или оказанию услуг либо иное использование труда иностранного гражданина или лица без гражданства.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, особенности их трудоустройства и трудовой деятельности на территории Российской Федерации и возникающие в этой связи обязанности работодателей определены Федеральным от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ).
В силу названного Федерального закона (в редакции Федерального от 23 июля 2013 года N 204-ФЗ) работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность в случае, если он достиг возраста восемнадцати лет, при наличии разрешения на работу или патента.
Согласно Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (в редакции ФЗ N45 от 28.12.2013г.) работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников только при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников или патента.
Как следует из материалов дела, 28 апреля 2015 года на основании Распоряжения N 629 от 28.04.2015 года, в соответствии с совместным приказом МВД России и Федеральной миграционной службы от 30 апреля 2009 г. N 338/97 "Об утверждении административного регламента по исполнению государственной функции контроля и надзора за соблюдением положений миграционного законодательства Российской Федерации иностранными гражданами и лицами без гражданства и за соблюдением правил привлечения работодателями, заказчиками работ (услуг) иностранных работников в Российскую Федерацию и использования их труда" сотрудниками ОППМ N 1 ООИК УФМС России по г. Москве проведена выездная внеплановая проверка по соблюдению миграционного законодательства по адресу: г. Москва, ул. Вавилова, д, 3.
В ходе проверки 28.04.2015 г. в 12 час. 20 мин., по адресу: г. Москва, "***" ИП Фирсов А.В. привлек к трудовой деятельности в качестве мастера маникюра гражданку Республики "***" "***", "***"года рождения, прибывшую в РФ, в порядке, не требующем получения визы без соответствующего документа, подтверждающего право на осуществление трудовой деятельности на территории города федерального значения Москва, требуемого в соответствии с п. 4 ст. 13 Федерального закона N115-ФЗ от 25.07.2002 г. "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
Вместе с тем имеются основания для отмены обжалуемых постановления должностного лица и решения суда.
Оставляя постановление без изменения, суд не учел, что в соответствии с положениями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае отсутствия состава административного правонарушения.
Согласно Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных , Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
29 мая 2014 года в городе Астане подписан о Евразийском экономическом союзе, которым Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией учрежден Евразийский экономический союз, в рамках которого обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики, определенных данным и международными договорами в рамках Союза.
В силу Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года работодатели и (или) заказчики работ (услуг) государства-члена вправе привлекать к осуществлению трудовой деятельности трудящихся государств-членов без учета ограничений по защите национального рынка труда. При этом трудящимся государств-членов не требуется получение разрешения на осуществление трудовой деятельности в государстве трудоустройства.
23 декабря 2014 года в городе Москве подписан о присоединении Кыргызской Республики к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года.
Данный ратифицирован Российской Федерацией Федеральным от 13 июля 2015 года N 219-ФЗ "О ратификации Договора о присоединении Кыргызской Республики к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, Протокола о внесении изменений в Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года и отдельные международные договоры, входящие в право Евразийского экономического союза, в связи с присоединением Кыргызской Республики к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, Протокола об условиях и переходных положениях по применению Кыргызской Республикой Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, отдельных международных договоров, входящих в право Евразийского экономического союза, и актов органов Евразийского экономического союза в связи с присоединением Кыргызской Республики к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года и Протокола о присоединении Республики Армения к подписанному 23 декабря 2014 года Договору о присоединении Кыргызской Республики к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года", вступившим в силу 24 июля 2015 года.
В соответствии с Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон ( Конституции Российской Федерации).
В силу Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
о присоединении Кыргызской Республики к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, который устанавливает право граждан Республики "***" осуществлять трудовую деятельность без разрешения на работу, вступил в силу 12 августа 2015 года.
Данный отменяет административную ответственность субъектов административного правонарушения, предусмотренного Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации граждан Республики "***" при отсутствии у них разрешения на работу.
Таким образом, положения о присоединении Кыргызской Республики к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года имеют обратную силу, распространяются на Фирсова А.В., совершившего административное правонарушение до его вступления в силу.
В соответствии с Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных , данного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах постановление N"***" Врио начальника отдела по административной практике УФМС России по г.Москве от 15.01.2016 года о привлечении к административной ответственности по ч.4 ст. 18.15 КоАП РФ ИП Фирсова А.В., решение судьи Симоновского районного суда г. Москвы от 15 марта 2017года подлежат отмене, а производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь - КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Постановление N"***" Врио начальника отдела по административной практике УФМС России по г.Москве от 15.01.2016 года о привлечении к административной ответственности по ч.4 ст. 18.15 КоАП РФ ИП Фирсова А.В., решение судьи Симоновского районного суда г. Москвы от 15 марта 2017года отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья
Московского городского суда И.П. Козлов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.