Судья Московского городского суда Притула Ю.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе защитника ООО "***" ФИО на постановление судьи Преображенского районного суда г. Москвы от 21 марта 2017 года, которым
Общество с ограниченной ответственность "***" (далее - ООО "***", Общество), ИНН ***, ОГРН *** признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 14.57 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнуто административному штрафу в размере *** рублей,
установил:
20 февраля 2017 года в отношении ООО "***" составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.57 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение ст. 7 Федерального закона от 03.07.2016 N 230-ФЗ "О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях", поскольку ООО "***", включенное в государственный реестр юридических лиц, осуществляющих функции по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности от 02.02.2017 N *** превысил фактическое количество звонков ФИО
Определением 21 февраля 2017 года должностным лицом внесены исправления в вышеназванный протокол об административном правонарушении, а именно квалифицированы действия ООО "***" с части 4 на часть 2 статьи 14.57 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Дело передано на рассмотрение в Преображенский районный суд г. Москвы, судьёй которого вынесено указанное выше постановление.
В настоящей жалобе защитник, выражая несогласие с указанным судебным постановлением, просит его отменить. В обосновании доводов жалобы указал на то, что вынесенное должностным лицом вышеназванное определение от 21 февраля 2017 года является незаконным, поскольку их не уведомили о внесении в протокол судебного заседания указанных исправлений. Переквалифицировав действия Общества с части 4 на часть 2 статьи 14.57 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изменилась также подсудность рассмотрения дела с Арбитражного суда г. Москвы на Преображенский районный суд г. Москвы.
Законный представитель ООО "***" - генеральный директор ФИО в судебное заседание не явился, извещен через защитника (л.д. **), которое направил в суд.
Защитник ООО "***" ФИО доводы жалобы поддержала в полном объеме, указав, что Общество не было извещено о внесении в протокол об административном правонарушении исправлений.
Представители УФССП России по г. Москве ФИО, ФИО в судебное заседание явились, пояснили, что определение об исправлении описки было вынесено в соответствии со ст. 29.12(1) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которое было своевременно направлено Обществу, о чем в дело представили сопроводительное письмо от 22 февраля 2017 года N ***.
Потерпевшая ФИО в суд не явилась, извещена лично телефонограммой (л.д. **).
Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, выслушав защитника, представителей УФССП России по г. Москве, считаю возможным рассмотреть дело в отсутствие потерпевшей ФИО и прихожу к следующему.
В соответствии с Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Положения названной Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагают не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Доказательствами по делу об административном правонарушении в силу названного Кодекса являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными данным , объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Согласно Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в числе прочих вопросов выясняют, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные данным , а также правильно ли оформлены иные материалы дела.
Из содержания указанного Кодекса следует, что при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в случае необходимости выносится определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.
Российской Федерации об административных правонарушениях гарантирует соблюдение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении при составлении протокола об административном правонарушении.
Так, в соответствии с Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных , и названного Кодекса.
В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья указанного или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела ( Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В силу Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
Согласно Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.
В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола ( Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Толкование положений , , Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в их системной взаимосвязи позволяет прийти к выводу о том, что и изменения ранее внесенных в протокол об административном правонарушении, сведений производятся в присутствии лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении. В его отсутствие такие изменения могут быть внесены в указанный процессуальный документ только при наличии сведений о надлежащем извещении такого лица.
Иное толкование вышеприведенных норм Российской Федерации об административных правонарушениях означало бы нарушение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Таким образом, указанными выше нормами лицу, привлекаемому к административной ответственности, обеспечивается правовая возможность для защиты прав и законных интересов и непосредственное участие его при составлении протокола по делу об административном правонарушении и внесении изменений в такие процессуальные акты.
В связи с изложенным, административный орган не вправе в одностороннем порядке самовольно вносить изменения в указанные протоколы.
Как следует из представленных материалов, 20 февраля 2017 года заместителем начальника отдела ведения государственного реестра и контроля за деятельностью юридических лиц, осуществляющих функции по возврату просроченной задолженности УФФС России по г. Москве ФИО в отношении ООО "***" составлен протокол N *** об административном правонарушении по ч. 2 ст. 14.57 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д. **).
Определением этого же должностного лица от 21 февраля 2017 года в вышеназванный протокол внесены исправления: вместо части 4 статьи 14.57 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях действия ООО "***" квалифицированы по части 2 статьи 14.57 названного Кодекса; а также сообщено, что вместо Арбитражного суда г. Москвы дело будет направлено в Преображенский суд г. Москвы (л.д. **).
Указанные действия послужили основанием для привлечения ООО "***" к административной ответственности, предусмотренной 14.57 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Признавая ООО "***" виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья сослался на представленные в материалы дела доказательства, в частности: протокол об административном правонарушении, признав его допустимым по делу доказательством и в совокупности достаточным для установления факта совершения Обществом административного правонарушения, предусмотренного Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
С таким выводом нижестоящего судьи согласиться нельзя по следующим основаниям.
Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что при внесении в протокол об административном правонарушении изменений должностным лицом административного органа требования Российской Федерации об административных правонарушениях соблюдены не были, а именно Общество не извещалось на дату - 21 февраля 2017 года (определение об исправлении описки от 21.02.2017).
Так, в протокол об административном правонарушении от 20 февраля 2017 года определением от 21 февраля 2017 года были внесены следующие изменения: исправлена часть Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с "2" на "4", а также указано, что "материалы дела будут направлены в Преображенский районный суд г. Москвы".
При этом в материалах дела отсутствуют данные, свидетельствующие о том, что изменения в протокол об административном правонарушении были внесены в присутствии законного представителя или защитника ООО "***". В их отсутствие такие изменения могут быть внесены в указанный процессуальный документ только при наличии сведений о надлежащем извещении такого лица. Такого извещения материалы дела не содержат.
При таких обстоятельствах, 21 февраля 2017 года у должностного лица административного органа отсутствовали данные о надлежащем извещении законного представителя или защитника ООО "***" о месте и времени внесения изменений в протокол об административном правонарушении, что исключало совершении им данных процессуальных действий в их отсутствие.
Внеся, без учета ненадлежащего извещения законного представителя или защитника ООО "***", изменения в протокол об административном правонарушении, должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, тем самым лишило Общество, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, предоставленных ему законом гарантий защиты своих прав, поскольку лишил Общество квалифицированно возражать и давать объяснения по существу внесенных изменений в процессуальные акты.
Согласно Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 (ред. от 19 декабря 2013 г.) "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" когда протокол об административном правонарушении составлен или другие материалы оформлены неправильно судье на основании Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях необходимо вынести определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган или должностному лицу, которыми составлен протокол.
Несмотря на это, на стадии подготовки к рассмотрению дела судьей протокол об административном правонарушении, составленный в отношении ООО "***" с материалами дела не был возвращен в УФССП России по г. Москве для устранения нарушений относительно внесенных в процессуальные документы изменений.
Таким образом, оснований полагать о том, что изменения в протокол об административном правонарушении внесены должностным лицом с соблюдением требований Российской Федерации об административных правонарушениях, не имеется.
Допущенные по настоящему делу нарушения требований, предусмотренных Российской Федерации об административных правонарушениях, являются существенными, повлияли на всесторонность и полноту рассмотрения дела, а также законность принятых по делу решений.
Согласно Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, если указанные доказательства получены с нарушением закона.
На основании вышеизложенного протокол об отстранении от управления транспортным средством, протокол о направлении на медицинское освидетельствование и протокол об административном правонарушении подлежат признанию недопустимыми доказательствами по настоящему делу об административном правонарушении, так как составлены с нарушением требований названного .
Российской Федерации об административных правонарушениях не предусматривает возможности устранить указанные нарушения путем возвращения протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, на стадии рассмотрения жалобы на вступившие в законную силу судебные акты, принятые по делу.
Согласно и Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Учитывая, что протокол об административном правонарушении составлен с существенным нарушением требований названного и является недопустимым доказательством по делу, основания для привлечения ООО "***" к административной ответственности отсутствовали.
В соответствии с Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных , настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
На основании изложенного, руководствуясь , 30.7-30.8, 30.9 КоАП РФ,
решил:
жалобу защитника ООО "***" ФИО удовлетворить.
Постановление судьи Преображенского районного суда г. Москвы от 21 марта 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья
Московского городского суда Ю.В.Притула
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.