Судья Московского городского суда Сумина Л.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу и дополнительную жалобу защитника ОАО "РЖД" по доверенности Карабинюк К.Ю. на постановление государственного инспектора отдела по надзору за обеспечением транспортной безопасности Управления государственного авиационного надзора за обеспечением транспортной безопасности по Центральному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта N***года, на решение судьи Мещанского районного суда города Москвы от 10 мая 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.11.15.1 КоАП РФ, в отношении ОАО "РЖД",
установил:
постановлением и.о. заместителя Костромского транспортного прокурора от ***года по факту неисполнения требований по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры в отношении ОАО "РЖД" возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.11.15.1 КоАП РФ, и с материалами направлено на рассмотрение по подведомственности в Территориальное обособленное подразделение Управления государственного авиационного надзора за обеспечением транспортной безопасности по Центральному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Костромской области.
Постановлением государственного инспектора отдела по надзору за обеспечением транспортной безопасности Управления государственного авиационного надзора за обеспечением транспортной безопасности по Центральному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта N***года ОАО "РЖД" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст.11.15.1 КоАП РФ, и ему назначено административное наказания в виде административного штрафа ***.
Не согласившись с таким актом должностного лица, защитник ОАО "РЖД" подал на него жалобу в Мещанский районный суд города Москвы, решением судьи которого от 10 мая 2016 года указанное постановление оставлено без изменения, жалоба - без удовлетворения.
В настоящее время в Московский городской суд защитник ОАО "РЖД" обжалует приведенные выше постановление должностного лица административного органа и решение судьи районного суда по доводам поданных жалобы и дополнительной жалобы, согласно которым, отсутствует вина Общества в совершении вменяемого ему административного правонарушения; на момент проведения проверки разработанный Обществом План обеспечения транспортной безопасности был направлен на утверждение в Федеральное агентство железнодорожного транспорта, однако утвержден не был; проверка лиц, включенных в состав сил обеспечения транспортной безопасности (начальников вокзалов) была невозможна в связи с тем, что Правила проверки субъектом транспортной инфраструктуры сведений в отношении лиц, принимаемых на работу, непосредственно связанную с обеспечением транспортной безопасности, или выполняющих такую работу утверждены постановлением Правительства РФ только 24 ноября 2015 года N1257; ввиду отсутствия нормативных документов, регламентирующих подготовку сил обеспечения транспортной безопасности, не имелось возможности на момент проверки исполнить пункт 5.12. Требований, утвержденных Приказом Минтранса России от 08 февраля 2011 года N43; пункт 5.14 Требований исполняется путем трансляции объявлений по системе громкоговорящего оповещения в соответствии с приказом Северной Региональной дирекции железнодорожных вокзалов от 15 января 2015 года N18; положения п.5.14 Требований не указывают на определенные способы передачи конкретной информации; пункт 5.24 тех же Требований не исполнялся ввиду того, что к моменту проверки не было образовано подразделение транспортной безопасности; пункт 5.27 Требований исполнялся, инструкция о пропускном и внутриобъектовом режиме утверждена 29 марта 2013 года; не соответствует фактическим обстоятельством дела выводы о неисполнении пункта 5.30.23 Требований, так как согласованные с МВД России и ФСБ России образцы пропусков приобщены к Плану обеспечения транспортной безопасности; по периметру вокзала "***" на момент проверки были установлены металлические заграждения для предотвращения въезда на территорию вокзала автотракторной техники, что указывает на исполнение требований пункта 10.3 названных Требований.
В судебном заседании защитник ОАО "РЖД" по доверенности Карабинюк К.Ю. поддержал приведенные выше доводы поданных жалобы и дополнительной жалобы в полном объеме, просил их удовлетворить.
Старший прокурор отдела прокуратуры г.Москвы Артамонова О.Н. возражала против удовлетворения указанных доводов жалобы, полагая законным и обоснованным обжалуемые акты должностного лица и судьи районного суда.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения защитника, заключение прокурора, проверив доводы указанных жалоб, нахожу состоявшиеся по делу постановление должностного лица административного органа и решение судьи районного суда законными и обоснованными ввиду следующего.
Административная ответственность по ч. 1 ст.11.15.1 КоАП РФ наступает за неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности либо неисполнение требований по соблюдению транспортной безопасности, совершенные по неосторожности, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния.
Объективная сторона данного административного правонарушения выражается в нарушении требований по обеспечению транспортной безопасности, содержащихся в Законе, а также в транспортных кодексах и приказах Минтранса России применительно к различным видам транспорта.
Федерального закона от 09 февраля 2007 года N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" определено, что под обеспечением транспортной безопасности понимается реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства; под категорированием объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств понимается отнесение их к определенным категориям с учетом степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства, и его возможных последствий; под оценкой уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств понимается определение степени защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от угроз совершения актов незаконного вмешательства; к субъектам транспортной инфраструктуры отнесены юридические и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств или использующие их на ином законном основании.
того же Федерального закона от 09 февраля 2007 года N 16-ФЗ также предусмотрено, что обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным и иными федеральными законами.
В соответствии со ст. 6 вышеназванного Федерального закона N 16-ФЗ, категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств осуществляется компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности, категорированные объекты включаются в реестр объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, ведение которого осуществляют компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.
Компетентным органом в области транспортной безопасности на железнодорожном транспорте является Федеральное агентство железнодорожного транспорта, которое в соответствии с о нем, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 года N 397, осуществляет полномочия по категорированию указанных объектов, ведению реестра объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, утверждению результатов оценки уязвимости.
Исходя из положений статьи 8 Федерального закона N 16-ФЗ, уполномоченными федеральными органами исполнительной власти на основании присвоенной категории и уровня безопасности, устанавливаются требования по обеспечению транспортной безопасности.
Из пунктов 2, 3 и 4 Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта, утвержденных Приказом Минтранса РФ от 08 февраля 2011 года N43, усматривается, что данные Требования определяют систему мер, реализуемых субъектами транспортной инфраструктуры для защиты объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта от потенциальных, непосредственных и прямых угроз совершения актов незаконного вмешательства; применяются в отношении объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, эксплуатируемых субъектами транспортной инфраструктуры на территории Российской Федерации, являются обязательными для исполнения всеми субъектами транспортной инфраструктуры и распространяются на всех юридических лиц и физических лиц, находящихся на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах.
В силу статьи 2 Федерального закона от 06 марта 2006 года N35-ФЗ "О противодействии терроризму", противодействие терроризму в Российской Федерации основывается, кроме прочего, на обеспечении и защите основных прав и свобод человека и гражданина; системности и комплексном использовании политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму; приоритете мер предупреждения терроризма; минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.