Судья Московского городского суда Харитонов Д.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу генерального директора Открытого акционерного общества "Монтажное управление N22 Спецстальконструкция (далее ОАО "МУ-22 ССК) Осипова О. В. на решение Люблинского районного суда г.Москвы от 20 июля 2017 года, которым постановлено:
Постановление *** заместителя командира 1 батальона ДПС 1 Специализированного полка ДПС ГИБДД на спецтрассе ГУ МВД России по г. Москве по делу об административном правонарушении от 08 июня 2017 года в отношении юридического лица ОАО "Монтажное управление N 22 Спецстальконструкция" - оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
УСТАНОВИЛ:
08 июня 2017 года постановлением заместителя командира 1 батальона ДПС 1 Специализированного полка ДПС ГИБДД на спецтрассе ГУ МВД России по г.Москве ОАО "Монтажное управление N 22 Спецстальконструкция" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 12.21.1 КоАП РФ и Обществу назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 251000 рублей, за то, что 18 мая 2017 года в 00 часов 27 минут на 12 км. МКАД, ОАО "МУ-22 ССК", в нарушение требований п. 23.5 ПДД РФ и п.п. 2 ч.1 ст. 29 ФЗ от 08.11.2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" , допустило перевозку тяжеловесного груза, транспортным средством *** г.р.з. ***, с превышением нагрузки на ось, указанной в специальном разрешении, при этом нагрузка на пятую ось составила 9 тонн 370 кг, при допустимой нагрузки 8 тонн, что составило превышение допустимой нагрузки на ось транспортного средства на величину более 10%, но не более 20% (19,21%).
Представитель ОАО "Монтажное управление N 22 Спецстальконструкция" Саплин Р.А. обратился в суд с жалобой на вышеуказанное постановление, указав что их транспортное средство это шестиосный поезд: трехосный тягач и трехосный прицеп. Допустимая масса шестиосного автопоезда согласно Правил перевозки грузов составляет 44 тонны, т.е. масса транспортного средства ОАО "МУ-22 ССК" (41,599 т), не превышала разрешенные параметры. Допустимые осевые нагрузки для прицепов со строенными осями при нагрузке на тележку сумма осевых масс составляет 24 тонны. В примечании к Приложению 2 Правил указано, что допускается неравномерное распределение нагрузки по осям для двухосных и трехосных тележек, если суммарная нагрузка на тележку не превышает допустимую и нагрузка на наиболее нагруженную ось не превышает допустимую нагрузку соответствующей (односкатной или двускатной) одиночной оси. Все три оси прицепа являются двускатными, и для сравнительных расчетов применяются параметры Приложения 1 Правил перевозок грузов для одиночной двускатной оси, что составляет 11,5 тонн. Ни на одну ось тележки нет нагрузки превышающей 11,5 тонн. Общая суммарная нагрузка на тележку (прицеп) составляла 24060кг. При существующей погрешности взвешивания, превышения допустимых нагрузок на оси не было, она не превышала 2%, т.е. событие административного правонарушения отсутствует.
Судьей Люблинского районного суда г.Москвы вынесено вышеизложенное решение, об отмене которого просит по доводам жалобы генеральный директор ОАО "МУ-22 ССК" Осипов О. В.
В судебное заседание Московского городского суда генеральный директор ОАО "МУ-22 ССК" Осипов О.В. не явился, был извещён о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил, направил в судебное заседание защитника - представителя ОАО "МУ-22 ССК" по доверенности Саплина Р.А., в связи с чем, жалоба рассмотрена в его отсутствие на основании ч.2 ст.25.1 КоАП РФ.
Исследовав материалы дела, выслушав защитника ОАО "МУ-22 ССК" по доверенности Саплина Р.А. поддержавшего доводы жалобы и пояснившего, что в специальном разрешении от 16.05.2017г. параметры нагрузки на оси были занижены по сравнению с допустимыми нормативами и если исходить из специального разрешения, то превышение нагрузки на оси транспортного средства имело место, выслушав в качестве свидетеля - заместителя начальника отдела Весового контроля и логистики ГКУ ЦОДД Опришко С.А. показавшего, что в данном случае ОАО "Монтажное управление N 22 Спецстальконструкция" неправильно признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.12.21.1 КоАП РФ, поскольку ОАО "МУ-22 ССК" имело специальное разрешение от 16.05.2017г. и административное правонарушение следовало квалифицировать по ч.5 ст.12.21.1 КоАП РФ т.к. нагрузки на оси транспортного средства превышали более чем на 20% величины нагрузок указанные в специальном разрешении, проверив доводы жалобы, нахожу решение судьи подлежащим отмене по нижеследующим обстоятельствам.
Правил дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090, установлено, что перевозка тяжеловесных и опасных грузов осуществляется в соответствии со специальными правилами.
В силу Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2011 г. N 272 (далее - Правила перевозок грузов автомобильным транспортом), под тяжеловесным грузом понимается груз, масса которого с учетом массы транспортного средства превышает допустимые массы транспортных средств согласно или допустимые осевые нагрузки транспортных средств согласно .
В соответствии с Федерального закона от 8 ноября 2007г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в редакции Федерального от 13 июля 2015 г. N 248-ФЗ, далее - Федеральный закон от 8 ноября 2007г. N 257-ФЗ) пользователям автомобильными дорогами запрещается осуществлять движение по автомобильным дорогам на тяжеловесных транспортных средствах, масса которых с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которых более чем на два процента превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, без специальных разрешений, выдаваемых в порядке, установленном названным Федеральным .
Согласно Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ (в редакции Федерального от 13 июля 2015 г. N 248-ФЗ) движение по автомобильным дорогам тяжеловесного транспортного средства, масса которого с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которого более чем на два процента превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями настоящей .
Как следует из материалов дела, постановлением заместителя командира 1 батальона ДПС 1 Специализированного полка ДПС ГИБДД на спецтрассе ГУ МВД России по г.Москве от 08.06.2017 года ОАО "Монтажное управление N22 Спецстальконструкция" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 12.21.1 КоАП РФ, за то, что 18 мая 2017 года в 00 часов 27 минут на 12 км. МКАД, ОАО "МУ-22 ССК", в нарушение требований п. 23.5 ПДД РФ и п.п. 2 ч.1 ст. 29 ФЗ от 08.11.2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" , допустило перевозку тяжеловесного груза, транспортным средством *** г.р.з. ***, с превышением нагрузки на ось, указанной в специальном разрешении , при этом нагрузка на пятую ось составила 9 тонн 370 кг, при допустимой нагрузки 8 тонн, что составило превышение допустимой нагрузки на ось транспортного средства на величину более 10%, но не более 20% (19,21%).
Как следует из решения судьи первой инстанции, оставляя без изменения вышеуказанное постановление, а жалобу без удовлетворения, судья пришел к выводу о том, что ОАО "Монтажное управление N 22 Спецстальконструкция" правильно признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.12.21.1 КоАП РФ.
С таким выводом судьи нельзя согласиться.
В соответствии с Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства с превышением допустимых габаритов транспортного средства на величину более 10, но не более 20 сантиметров либо с превышением допустимой массы транспортного средства или допустимой нагрузки на ось транспортного средства на величину более 10, но не более 20 процентов без специального разрешения влечет наложение административного штрафа на водителя в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц, ответственных за перевозку, - от двадцати пяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей, а в случае фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, - на собственника (владельца) транспортного средства в размере трехсот тысяч рублей.
Судья не учел, что КоАП РФ предусмотрена административная ответственность в случае движения тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства с превышением допустимых габаритов транспортного средства на величину более 10, но не более 20 сантиметров либо с превышением допустимой массы транспортного средства или допустимой нагрузки на ось транспортного средства на величину более 10, но не более 20 процентов без специального разрешения.
Согласно КоАП РФ подлежат выяснению по делу об административном правонарушении следующие обстоятельства: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Судья не в полной мере выполнил положения ст.26.1 КоАП РФ.
Согласно акта взвешивания N *** от 18 мая 2017 года (л.д.29): автопоезд в составе тягача *** регистрационный знак *** и полуприцепа *** регистрационный знак *** перевозил груз, габариты которого превышали установленные правительством РФ, в связи с чем рассматриваемый автопоезд является крупногабаритным транспортным средством, а согласно ч.1 ст. 31 ФЗ N*** - движение по автомобильным дорогам тяжеловесного транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов, ... , допускается при наличии специальных разрешений, выдаваемых в соответствии с положениями настоящей статьи.
В акте взвешивания N *** от 18.05.2017 в графе "Спец. разрешение", указан его номер 0411552 от 16.05.2017. В материалах дела (л.д.34) содержится заверенная надлежащим образом копия специального разрешения N 0411552, в котором в графе "Нагрузки на оси" указаны следующие данные: 5,370 - 7,500 - 7,500 - 6,900 - 6,900 - 6,900 т. Данная информация отражена в таблице акта взвешивания N *** в графе "осевые нагрузки - спец.разр.,т".
После проведения взвешивания рассматриваемого автопоезда получены следующие нагрузки на оси в графе "измерено,т" : 1 ось - 5.19, 2 ось - 4.49, 3 ось - 7.86, 4 ось - 8.78, 5 ось - 9.37, 6 ось - 5.91.
Сравнив измеренные нагрузки с нагрузками указанными в специальном разрешении, установлено превышение на 4 и 5 осях автопоезда, составившее 11.69 % и 19.21 % соответственно от нормативных и более 35 % от указанных в специальном разрешении N ***, в графе "Нагрузки на оси".
Судья не учел, что при таких обстоятельствах, при наличии специального разрешения, административная ответственность предусмотрена в соответствии не с ч.2 ст.12.21.1 КоАП РФ, а ч.5 ст. 12.21.1 КоАП РФ, в соответствии с которой, д вижение тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства с превышением габаритов, указанных в специальном разрешении, на величину более 20, но не более 50 сантиметров либо с превышением массы транспортного средства или нагрузки на ось транспортного средства, указанных в специальном разрешении, на величину более 20, но не более 50 процентов - влечет наложение административного штрафа на водителя в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от двух до трех месяцев; на должностных лиц, ответственных за перевозку, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до четырехсот тысяч рублей, а в случае фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, - на собственника (владельца) транспортного средства в размере четырехсот тысяч рублей.
Таким образом, судьей и должностным лицом неправильно применены по данному делу нормы ч.2 ст.12.21.1 КоАП РФ, что является безусловным основанием для отмены решения судьи и постановления должностного лица.
Согласно КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения.
Учитывая, что моментом совершения административного правонарушения в рассматриваемом случае является 18.05.2017 и указанное административное правонарушение не является длящимся, то установленный КоАП РФ двухмесячный срок давности привлечения к административной ответственности к моменту рассмотрения дела Московским городским судом истек.
Из анализа и КоАП РФ следует, что при отмене решения, вынесенного по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, в случае истечения сроков давности привлечения к административной ответственности выносится решение о прекращении производства по делу.
При таких обстоятельствах Решение Люблинского районного суда г.Москвы от 20 июля 2017 года и Постановление *** заместителя командира 1 батальона ДПС 1 Специализированного полка ДПС ГИБДД на спецтрассе ГУ МВД России по г. Москве Дементьева Д.Г. от 08 июня 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.12.21.1 КоАП РФ в отношении юридического лица ОАО "Монтажное управление N 22 Спецстальконструкция" - подлежат отмене, а производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании КоАП РФ в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Руководствуясь ст.ст.30.6-30.8 КоАП РФ, судья Московского городского суда
РЕШИЛ:
Решение судьи Люблинского районного суда г.Москвы от 20 июля 2017 года и Постановление *** заместителя командира 1 батальона ДПС 1 Специализированного полка ДПС ГИБДД на спецтрассе ГУ МВД России по г. Москве Дементьева Д.Г. от 08 июня 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.12.21.1 КоАП РФ в отношении юридического лица ОАО "Монтажное управление N 22 Спецстальконструкция" - отменить.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст.12.21.1 КоАП РФ в отношении ОАО "МУ-22 ССК" - прекратить на основании КоАП РФ в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Судья
Московского городского суда Д.М. Харитонов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.