Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе председательствующего судьи Акчуриной Г.Ж., судей Ившиной Т.В., Фединой Е.В., при секретаре Зубковой Ю.К., рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело
по иску Асташовой Е.Г. к некоммерческой организации "Фонд модернизации жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области", обществу с ограниченной ответственностью "Оренбург "Стройресурс", Министерству строительства, жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области о возмещении ущерба, причиненного заливом квартиры
по апелляционной жалобе Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области
на решение Сакмарского районного суда Оренбургской области от 10 августа 2017 года, которым исковые требования удовлетворены частично.
Заслушав доклад судьи Акчуриной Г.Ж., судебная коллегия
установила:
Асташова Е.Г. обратилась в суд с иском к НО "Фонд модернизации жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области" (далее по тексту также - Фонд модернизации), ООО "Оренбург "Стройресурс" о возмещении ущерба, причиненного заливом квартиры. В обоснование требований указала, что является собственником квартиры, расположенной по адресу: (адрес). Вследствие течи кровли произошло затопление принадлежащего ей жилого помещения. Актом обследования квартиры установлено, что залив жилого помещения произошел по вине подрядной организации, выполнявшей работы по капитальному ремонту дома. По мнению истца, ответственность за вред, причиненный действиями подрядчика, несет ответчик, однако Фонд отказался возмещать вред. Уточнив исковые требования, просила суд взыскать ущерб в размере 103 610,34 руб., компенсацию морального вреда в размере 10 000 руб., штраф в размере 56 805,17 руб., расходы по оплате услуг эксперта в размере 6 000 руб. и юридических услуг в размере 3 000 руб.
К участию в деле в качестве ответчика привлечено Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области.
Асташова Е.Г., представители НО "Фонд модернизации жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области", ООО "Оренбург "Стройресурс", Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области в судебное заседание не явились.
Решением Сакмарского районного суда Оренбургской области от 10 августа 2017 года исковые требования удовлетворены частично, судом постановленовзыскать с НО "Фонд модернизации жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области" в пользу Асташовой Е.Г. в счет возмещения ущерба, причиненного заливом квартиры 111 142 руб., расходы по оценке ущерба в размере 6 000 руб., расходы по оплате услуг представителя в размере 3 000 руб. При недостаточности денежных средств у НО "Фонд модернизации жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области" постановленорешение исполнять за счет субсидиарного должника Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано. Взысканы с НО "Фонд модернизации жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области" в пользу АНО "Центр судебных экспертиз" расходы по оплате проведенной экспертизы в размере 25 000 руб. Взыскана с НО "Фонд модернизации жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области" государственная пошлина в доход бюджета муниципального образования Октябрьский район Оренбургской области в размере 3 422,84 руб.
В апелляционной жалобе Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области просит решение суда отменить, ссылается на отсутствие оснований для возложения на них субсидиарной ответственности.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
При рассмотрении дела установлено, что Асташова Е.Г. является собственником 3-комнатной квартиры, расположенной по адресу: (адрес).
Актами осмотра от 9 ноября 2016 года и от 22 февраля 2017 года установлено, что в квартире истца произошел залив по вине подрядной организации, которая выполняла ремонт кровли крыши (крыша была полностью демонтирована) и не принявшей мер по предотвращению протекания воды.
Как также отражено в акте, в результате залива в квартире повреждены: спальная комната N 1: натяжные потолки находятся в провисшем состоянии, происходит замыкание электропроводки. Зал: потолок из гипсокартонных листов находится в размокшем состоянии с желтыми разводами. Кухня: потолки из пластиковых панелей заполнены протекшей водой, покрыты желтыми разводами, обои находятся в разрушенном состоянии, пожелтели и отходят от стены. Замыкание электропроводки. Спальня комната N: обои находится в разрушенном состоянии, пожелтели и отходят от стены, потолочная плитка также в размокшем состоянии. Прихожая: потолки из пластиковых панелей заполнены протекшей водой, покрыты желтыми разводами, обои находятся в разрушенном состоянии, пожелтели и отходят от стены. Во всей комнатах низкая температура и повышенная влажность.
30 июня 2016 года между НО "Фонд модернизации жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области" (заказчик) и ООО "Оренбург "Стройресурс" (подрядчик) заключен договор N 40/2016, по условиям которого заказчик поручает, а подрядчик принимает на себя обязательства по выполнению работ по проведению строительно-монтажных работ по капитальному ремонту крыши многоквартирного дома, расположенного по адресу: с. Октябрьское, ул. Луначарского, д. 42 (том 1, л.д. 125 - 137).
Согласно заключению судебной экспертизы АНО "Центр судебных экспертиз" от 16 июня 2017 года причиной залива квартиры послужили ремонтные работы крыши, стоимость восстановительного ремонта спорной квартиры составляет 107 867 руб., стоимость устранения дефектов, связанных с замыканием проводки, составляет 3 275 руб. (том 1, л.д. 195).Разрешая спор и частично удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по проведению капитального ремонта подрядными организациями, привлеченными региональным оператором, перед собственниками помещений в силу закона несет региональный оператор - НО "Фонд модернизации жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области".
Согласно пункту 4 части 2 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации региональный оператор в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обязан контролировать качество и сроки оказания услуг и (или) выполнения работ подрядными организациями и соответствие таких услуг и (или) работ требованиям проектной документации.
В силу пункта 11 части 2 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации перед собственниками помещений в многоквартирном доме региональный оператор несет ответственность за качество выполненных работ подрядными организациями, привлеченными им, в течение не менее 5 лет с момента подписания акта приемки оказанных и выполненных работ.
Частью 6 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что региональный оператор перед собственниками помещений в многоквартирном доме, формирующими фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, несет ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по проведению капитального ремонта подрядными организациями, привлеченными региональным оператором.
В соответствии с частью 1 статья 188 Жилищного кодекса Российской Федерации убытки, причиненные собственникам помещений в многоквартирных домах в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения региональным оператором своих обязательств в соответствии с настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, подлежат возмещению в соответствии с гражданским законодательством.
Поскольку представленные в материалы дела документы подтверждают ненадлежащее исполнение подрядчиком своих обязательств по договору, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что именно на НО "Фонд модернизации жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области" лежит обязанность по возмещению ущерба, причиненного квартире истцов.
Возлагая субсидиарную ответственность по возмещению вреда на Министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области, суд руководствовался положениями статьи 33 Закона Оренбургской области Закон Оренбургской области от 12 сентября 2013 года N 1762/539-V-ОЗ "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Оренбургской области".
Судебная коллегия с данными выводами суда согласиться не может, поскольку они основаны на неправильном применении норм материального права.
Согласно части 6 статьи 178 Жилищного кодекса Российской Федерации субъект Российской Федерации несет субсидиарную ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение региональным оператором обязательств перед собственниками помещений в многоквартирных домах.
Аналогичные основания субсидиарной ответственной Оренбургской области предусмотрены статьей 33 Закона Оренбургской области от 12 сентября 2013 года N 1762/539-V-ОЗ.
Приведенными нормами субсидиарная ответственность субъекта Российской Федерации наступает в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения региональным оператором возложенных на него законом обязательств.
Между тем, по настоящему делу выполняющий функции регионального оператора Фонд модернизации привлечен к ответственности не в связи с ненадлежащим исполнением своих обязательств, а в связи с ненадлежащим проведением подрядной организаций работ по капитальному ремонту (часть 6 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Следовательно, у суда отсутствовали основания для возложения субсидиарной ответственности на Министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда первой инстанции в данной части подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении иска к Министерству.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Сакмарского районного суда Оренбургской области от 10 августа 2017 года в части возложения субсидиарной ответственности на Министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области при недостаточности денежных средств у некоммерческой организации "Фонд модернизации жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области" отменить.
В данной части принять новое решение, которым в удовлетворении исковых требований к Министерству строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области отказать.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.