Оренбургский областной суд в составе:
судьи Оренбургского областного суда Селютиной И.Ф.,
при секретаре Лексиковой Е.А.
с участием представителя административного истца Бугаева Д.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Иночкина ФИО12 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии", администрации г. Оренбурга об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости,
УСТАНОВИЛ:
Иночкин Г.И. обратился в суд с вышеназванным административным исковым заявлением к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии", указав, что является собственником 1/3 доли в праве собственности на объекты недвижимого имущества, которые расположены на земельном участке с кадастровым номером N, общей площадью 34 098 кв.м. по адресу: (адрес).
Кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером N установлена в размере 299 014 568,46 рублей по состоянию на 01 января 2016 года. В соответствии с отчетом N 026-2017-ИНАН от 17 июля 2017 года рыночная стоимость этого земельного участка по состоянию на 01 января 2016 года определена в размере 34 944 000 рублей.
Завышение кадастровой стоимости объекта недвижимости приводит к нарушению права административного истца, поскольку влечет увеличение налоговых обязательств.
Административный истец просил суд установить кадастровую стоимость объекта капитального строительства административного здания с гаражами, кадастровый номер N, в размере его рыночной стоимости 34 944 000 рублей.
Определением Оренбургского областного суда от 30 августа 2017 года к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены Управление Росреестра по Оренбургской области, администрация г. Оренбурга, в качестве заинтересованных лиц - Чичерина Г.П. и Савельев А.Б., являющиеся сособственниками объектов недвижимости.
Представитель административного истца Бугаев Д.Л., действующий на основании доверенности, в судебном заседании поддержал заявленные требования.
Административный истец Иночкин Г.И., представители административных ответчиков ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии", Управления Росреестра по Оренбургской области, администрации г. Оренбурга, заинтересованные лица Чичерина Г.П., Савельев А.Б., представитель заинтересованного лица Территориального управления Росимущества в Оренбургской области в судебное заседание не явились, о явке в суд извещены надлежащим образом.
На основании части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд вынес определение о рассмотрении дела в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, принимая во внимание представленные отзывы на административное исковое заявление, суд приходит к следующим выводам.
Отношения по установлению кадастровой стоимости регулируются главой III.1 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об оценочной деятельности") и относятся к сфере публичных правоотношений, поскольку одной из сторон этих отношений являются исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации либо органы местного самоуправления, принявшие решение о проведении государственной кадастровой оценки и (или) утвердившие результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в статье 24.18 предусматривает, что физические и юридические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают их права и обязанности, вправе оспорить их в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на основании отчета об определении рыночной стоимости объекта недвижимости по состоянию на дату, на которую была определена его кадастровая стоимость.
Аналогичные положения содержатся в пункте 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Постановлением администрации г. Оренбурга от 29 ноября 2016 года N 3698-п утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель, входящих в состав МО г. Оренбург, по состоянию на 01 января 2016 года.
Из материалов дела следует, что Иночкин Г.И. является собственником 1/3 доли в праве собственности на объекты недвижимого имущества: двухэтажное производственное здание ***.; одно-двух-трех-четырехэтажное здание ***.; здание производственного корпуса, ***.; одноэтажный склад, ***.; одноэтажный склад, *** что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права.
Указанные объекты расположены на земельном участке с кадастровым номером N, общей площадью *** кв.м. по адресу: (адрес)
Согласно представленной выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 22 августа 2017 года кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N определена по состоянию на 01 января 2016 года в размере 299 014 568, 46 рублей.
Заявленное в настоящем деле требование по существу имеет своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости объекта капитального строительства на его рыночную стоимость. При этом сами по себе достоверность кадастровой стоимости объекта капитального строительства и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
В соответствии с абзацем 1 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Кадастровая стоимость земельного участка устанавливается, в том числе, для налогообложения, определения размера арендной платы и расчёта выкупной цены земельного участка в соответствии с нормами земельного и гражданского законодательства.
Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации).
В подтверждение доводов к административному исковому заявлению приложен отчет N 026-2017-ИНАН от 17 июля 2017 года об оценке рыночной стоимости земельного участка, выполненный экспертом-оценщиком ООО "Информационно-аналитический центр" ФИО13., являющейся членом Некоммерческого партнерства "Союз "Федерация специалистов-оценщиков".
Указанным отчётом по состоянию на 01 января 2016 года определена рыночная стоимость вышеуказанного земельного участка в размере 34 944 000 рублей.
Представитель административного ответчика администрации г. Оренбурга, возражая против удовлетворения заявленных требований, ссылалась на несоответствие указанного отчета об оценке требованиям Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Для устранения возникших сомнений в правильности отчёта, определением Оренбургского областного суда от 18 сентября 2017 года назначена судебная экспертиза, производство которой поручено эксперту АО "Центр судебных экспертиз" ФИО14 Эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.
В соответствии с заключением эксперта N 111-АНО-2017 от 27 октября 2017 года представленный в материалы дела отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости N 026-2017-ИНАН от 17 июля 2017 года, выполненный экспертом-оценщиком ООО "Информационно-аналитический центр" Курушкиной Л.А., соответствует требованиям законодательства Российской Федерации в области оценочной деятельности.
Заключение судебной экспертизы составлено лицом, обладающим правом на проведение судебных экспертиз в данной области, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного объекта недвижимости, содержит подробное описание проведенного исследования, приведены выводы, и на основании этого исследования даны ответы на поставленный вопрос. Оценщик руководствовался нормами действующего законодательства, в том числе Закона об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки.
При определении рыночной стоимости здания эксперт применил метод сравнения продаж, провел изучение рынка объектов капитального строительства в г. Оренбурге, подбор и сравнительный анализ аналогов, с учётом корректировок и ценообразующих факторов, влияющих на стоимость объекта оценки.
Согласно статье 12 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Оценив заключение эксперта от 27 октября 2017 года по правилам, установленным в статье 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд соглашается с изложенными в нем выводами.
Существенное завышение кадастровой стоимости здания над его рыночной стоимостью влечет для административного истца увеличение размера налоговых обязательств, что нарушает его права.
Согласно пункту 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" при проведении государственной кадастровой оценки датой определения кадастровой стоимости является дата, по состоянию на которую сформирован перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке (далее - Перечень), сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости (абзац второй статьи 24.15 Закона об оценочной деятельности).
При оспаривании результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была определена его кадастровая стоимость (абзац четвертый статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности).
Суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению заявленные административные исковые требования, поскольку рыночная стоимость здания определена на дату определения его кадастровой стоимости.
Согласно положениям абзаца пятого статьи 24.20 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" установленная судом кадастровая стоимость подлежит применению с 1 января года, в котором подано заявление.
В соответствии с пунктом 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.
Поскольку Иночкин Г.И. обратился в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости 29 августа 2017 года, датой подачи заявления следует считать 29 августа 2017 года.
В силу пункта 5 части 2 статьи 14 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе, вступившие в законную силу судебные акты.
Таким образом, установление судом рыночной стоимости объекта недвижимости является основанием для органа регистрации права внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление Иночкина ФИО15 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии", администрации г. Оренбурга об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N, общей площадью *** кв.м., расположенного по адресу: (адрес), равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2016 года в размере 34 944 000 рублей на период с 01 января 2017 года и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, в Единый государственный реестр недвижимости.
Датой подачи заявления считать 29 августа 2017 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Оренбургского областного суда в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Оренбургского
областного суда И.Ф. Селютина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.