судебная коллегия по гражданским делам Липецкого областного суда в составе:
председательствующего
Захарова Н.И.,
судей
Торговченковой О.В., Демидкиной Е.А.,
при секретаре
Овчинниковой В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Липецке апелляционную жалобу истицы Момот Людмилы Трофимовны на решение Тербунского районного суда Липецкой области от 03 октября 2017 года, которым постановлено:
"В удовлетворении исковых требований Момот Людмилы Трофимовны к ГУ УПФР в Воловском районе о признании права на перерасчёт пенсии с учётом заработной платы за время работы на Новогрозненском нефтеперерабатывающем заводе им. Н.А. Анисимова за период с ДД.ММ.ГГГГ года, с учётом среднемесячной заработной платы по данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Чеченской Республике, которая составляла: в ДД.ММ.ГГГГ рублей - отказать.".
Заслушав доклад судьи Торговченковой О.В., судебная коллегия
установила:
Момот Л.Т. обратилась в суд с иском к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Воловском районе Липецкой области (далее - УПФР в Воловском районе) о признании права на перерасчёт страховой пенсии по старости. Свои требования обосновывала тем, что с ДД.ММ.ГГГГ года работала на Новогрозненском нефтеперерабатывающем заводе им. Н.А. Анисимова в должности "данные изъяты" С 08 февраля 2002 года истица является получателем пенсии по старости по Списку N 2 за работу в тяжёлых условиях труда. Однако при определении размера пенсии ответчиком не был учтён заработок за период работы на Новогрозненском нефтеперерабатывающем заводе им. Н.А. Анисимова, подтвердить который истица не может из-за уничтожения архивных документов в ходе антитеррористической операции в Чеченской Республике в период с 1994 года по 1996 год и с 1999 года по 2000 год. С учётом уточнения исковых требований истица просила признать за ней право на перерасчёт размера пенсии исходя из заработной платы за период с 1971 года по 1992 год по данным Федеральной службы государственной статистики по Чеченской Республике и обязать ответчика произвести перерасчёт старховой пенсии.
Представитель ответчика УПФР в Воловском районе - Золотухин С.В. исковые требования не признал, указав, что отказ истице в перерасчёте страховой пенсии соответствует действующему законодательству.
Суд постановилрешение, резолютивная часть которого приведена выше.
В апелляционной жалобе истица Момот Л.Т. просит отменить решение суда, ссылаясь на нарушения норм материального права.
Выслушав представителя истицы Момот Л.Т. - Алексеева В.В., поддержавшего апелляционную жалобу, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
В соответствии с ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", действующего с 01 января 2015 года, (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ) размер страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении страховой пенсии, установлении и о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ перерасчет размера страховой пенсии производится в случае увеличения величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды до 1 января 2015 года.
В силу ч. 3 ст. 36 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ со дня вступления его в силу Федеральный закон от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ) не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
Согласно пунктам 3, 4 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ при определении расчетного размера трудовой пенсии в связи с оценкой пенсионных прав застрахованных лиц учитывается среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Свидетельскими показаниями среднемесячный заработок застрахованного лица не подтверждается.
Среднемесячный заработок за любые 60 месяцев подряд до 01 января 2002 года в течение трудовой деятельности после регистрации застрахованного лица в системе государственного пенсионного страхования подтверждается выпиской из индивидуального лицевого счета. В том случае, если этот заработок приходится на период до регистрации в качестве застрахованного лица в системе государственного пенсионного страхования, то соответствующий период подтверждается справками, выданными работодателями либо государственными (муниципальными) органами на основании первичных бухгалтерских документов. В случае ликвидации работодателя либо государственного (муниципального) органа или прекращения их деятельности по другим причинам указанные справки выдаются правопреемником, вышестоящим органом или архивными организациями, располагающими необходимыми сведениями.
В соответствии с п. 6 ст. 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Пунктом 26 Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утверждённого Постановлением Минтруда России и Пенсионного фонда Российской Федерации от 27 февраля 2002 года N 16/19па (действовал до 01 января 2015 года), определено, что среднемесячный заработок застрахованного лица в системе государственного пенсионного страхования за 2000 - 2001 гг. подтверждается выпиской из индивидуального лицевого счета. Среднемесячный заработок за любые 60 месяцев подряд до 1 января 2002 года в течение трудовой деятельности за период после регистрации застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования подтверждается выпиской из индивидуального лицевого счета. В том случае, если этот среднемесячный заработок приходится на период до регистрации в качестве застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования, то соответствующий период подтверждается справками, выданными работодателями либо государственными (муниципальными) органами на основании первичных бухгалтерских документов.
Приказом Минтруда России от 28 ноября 2014 года N 958н "Об утверждении перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению" предусмотрено, что для перерасчета размера страховой пенсии по старости, страховой пенсии по инвалидности, страховой пенсии по случаю потери кормильца, доли страховой пенсии по старости необходимы документы, подтверждающие наличие оснований для такого перерасчета, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях" (п. 15).
Как установлено судом и следует из материалов дела, Момот Л.Т. с 08 февраля 2002 года является получателем страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
19 июля 2017 года Момот Л.Т. обратилась в УПФР в Воловском районе с заявлением о перерасчете размера страховой пенсии в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ исходя из заработной платы за период её работы на Новогрозненском нефтеперерабатывающем заводе им. Н.А. Анисимова с ДД.ММ.ГГГГ года.
Решением УПФР в Воловском районе N 240253/17 от 26 июля 2017 года Момот Л.Т. отказано в перерасчете размера страховой пенсии по старости в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ в связи с тем, что истицей не представлено каких-либо документов, содержащих сведения о заработной плате за указанный период.
Заявляя требования о перерасчёте размера пенсии, истица просила признать за ней право на перерасчёт размера пенсии исходя из заработной платы за период с 1971 ДД.ММ.ГГГГ год по данным Федеральной службы государственной статистики по Чеченской Республике.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что представленным истицей документом не подтверждён размер заработка в указанный период её работы, поскольку перерасчёт пенсии может быть произведён только на основании документов, подтверждающих индивидуальный характер заработка работника.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда, поскольку он соответствует требованиям закона и установленным по делу обстоятельствам.
Трудовой книжкой истицы, справкой, уточняющей характер работы или условий труда, работа в которых засчитывается в специальный стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с особыми условиями труда, от 24 апреля 2008 года N 273-ж подтверждается, что Момот Л.Т. с ДД.ММ.ГГГГ года работала на Новогрозненском нефтеперерабатывающем заводе им. Н.А. Анисимова в должности "данные изъяты"
При назначении истице досрочной трудовой (страховой) пенсии по старости в 2002 году орган Пенсионного фонда Российской Федерации произвёл расчёт пенсии без учёта заработка за период работы на Новогрозненском нефтеперерабатывающем заводе им. Н.А. Анисимова, поскольку сведения о заработке за указанный период работы истицей не были представлены.
Согласно справке ФГУП "Чеченнефтехимпром" от 24 апреля 2008 года N 273-ж архивные материалы по учёту заработной платы за период работы с ДД.ММ.ГГГГ год на Новогрозненском нефтеперерабатывающем заводе им. Анисимова Н.А. (ныне - ФГУП "Чеченнефтехимпром") уничтожены в ходе антитеррористической операции в Чеченской Республике с 1994 года по 1996 год и с 1999 года по 2000 год.
Аналогичные сведения содержит справка Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Чеченской Республике (далее - Чеченстат) от 30 августа 2017 года N АМ01-38 (л.д. 28). В той же справке представлены данные о среднемесячной начисленной заработной плате рабочих и служащих в экономике Чечено-Ингушской АССР за период с 1971 года по 1992 год (по данным Росстата) и по отрасли народного хозяйства "Промышленность".
Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу об отсутствии оснований для признания за истицей права на перерасчёт пенсии с учётом справки Чеченстата.
Как следует из совместного Письма Министерства труда и социального развития Российской Федерации N 8389-ЮЛ и Пенсионного фонда Российской Федерации N ЛЧ-06-27/9704 от 27 ноября 2001 года, в случае невозможности определения причинителя вреда, в частности, в случаях наводнений, землетрясений, ураганов, органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, могут быть приняты к производству документы, косвенно подтверждающие фактический заработок работника на данном конкретном предприятии. К таким документам могут быть отнесены учетные карточки членов партии и партийные билеты, учетные карточки членов профсоюза и профсоюзные билеты, учетные карточки членов комсомола и комсомольские билеты, расчетные книжки (расчетные листы), которые оформлены в соответствии с требованиями, предъявляемыми к оформлению первичных учетных документов по оплате труда, приказы и другие документы, из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка работника.
Пенсионное законодательство основывается на том, что установление, перерасчет и выплата пенсии пенсионным органом могут быть произведены на основании документов, из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка работника. Обязательное подтверждение индивидуального характера заработка работника обусловлено тем, что получаемая работником заработная плата строго индивидуализирована и зависит от ряда обстоятельств, таких, как количество отработанного времени, объем проделанной работы, квалификация (разряд) работника, режим работы, временная нетрудоспособность, обучение, выполнение необходимого объема работы, различные системы оплаты труда и премирования и другие.
Какие-либо усредненные показатели - средние данные о заработке по предприятию, региону, отрасли, сведения о тарифных ставках и должностных окладах не могут быть использованы для подтверждения среднемесячного заработка, поскольку это противоречит принципу об обязательном подтверждении индивидуального характера заработка.
Указанная правовая позиция подтверждается и п.п. 8 п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", согласно которому, исчисляя расчетный размер трудовой пенсии по приведенным вариантам, следует обратить внимание на то, что среднемесячный заработок (ЗР) застрахованного лица, необходимый для подсчета расчетного размера трудовой пенсии по указанным в пунктах 3 и 4 статьи 30 формулам, определяется за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Такими документами могут являться лицевые счета, платежные ведомости и иные первичные бухгалтерские документы, а также другие документы, на основании которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка. При этом свидетельские показания на основании названных пунктов статьи 30 Федерального закона N 173-ФЗ и статьи 60 ГПК РФ не являются допустимым доказательством, подтверждающим среднемесячный заработок.
Федеральным законом от 22 октября 2004 года N 125-ФЗ "Об архивном деле" предусмотрено, что юридические лица, а также должностные лица и граждане, виновные в нарушении законодательства об архивном деле в Российской Федерации, несут гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. В связи с чем заявитель вправе защитить свои права, нарушенные работодателем, в установленном законом порядке, в том числе и судебном.
Каких-либо косвенных документов в подтверждение заработка за период работы с ДД.ММ.ГГГГ года на Новогрозненском нефтеперерабатывающем заводе им. Н.А. Анисимова, из которых можно было бы сделать вывод об индивидуальном характере заработка, истицей ни в суд первой, ни в суд апелляционной инстанции не представлено.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции по существу правильными, так как они соответствует установленным обстоятельствам и требованиям закона, которые в решении суда приведены, применены и истолкованы судом верно исходя из предмета требований и оснований иска.
Каких-либо нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену либо изменение решения, при апелляционном рассмотрении дела судебная коллегия не находит.
Доводы апелляционной жалобы по существу аналогичны приведенным в ходе судебного разбирательства, основаны на неправильном толковании истицей норм материального права и не могут повлечь отмены правильного по существу решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Тербунского районного суда Липецкой области от 03 октября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истицы Момот Людмилы Трофимовны - без удовлетворения.
Председательствующий: (подпись)
Судьи: (подписи)
Копия верна: Судья:
Секретарь:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.