судебная коллегия по гражданским делам ФИО2 областного суда в составе:
председательствующего
ФИО10,
судей
ФИО5, Берман Н.В.,
при секретаре
ФИО7
рассмотрела в открытом судебном заседании в "адрес" апелляционную жалобу ответчика государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Липецке ФИО2"адрес"на решение Правобережного районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ, которым постановлено:
"Признать за ФИО1 право на досрочное назначение страховой пенсии по старости за работу в районе Крайнего Севера в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона РФ "О страховых пенсиях".
Обязать ГУ - Управление пенсионного фонда РФ в "адрес"ФИО2"адрес" назначить ФИО1 страховую пенсию по старости за работу в районе Крайнего Севера в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона РФ "О страховых пенсиях" с ДД.ММ.ГГГГ, включив в специальный стаж период работы в районе Крайнего Севера с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, период службы в Вооруженных Силах Российской Федерации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в городе Липецке ФИО2"адрес" в пользу ФИО1 расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 рублей, расходы по оплате услуг представителя в сумме 15000 рублей, а всего 15300 рублей.".
Заслушав доклад судьи ФИО5, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратилась в суд с иском к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Липецке ФИО2"адрес" (далее - УПФР в "адрес") о признании права на досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона "О страховых пенсиях", ссылаясь на то, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости, так как стаж работы в районах Крайнего Севера составляет более 07 лет 06 месяцев, однако решением УПФР в "адрес" от ДД.ММ.ГГГГN ей отказано в назначении пенсии со ссылкой на то, что стаж работы в районах Крайнего Севера составляет 03 года 07 месяцев 23 дня. В специальный стаж ответчиком не включены период работы в войсковой части 61717 ("адрес") в должности уборщицы управления части с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и период военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации по контракту в отдалённой местности полуострова Камчатки с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Считая решение ответчика незаконным, истица просила признать за ней право на досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона "О страховых пенсиях", обязать ответчика назначить ей пенсию с ДД.ММ.ГГГГ, включив в специальный стаж период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и период военной службы по контракту с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель ответчика УПФР в "адрес" - ФИО8 в судебном заседании иск не признал, ссылаясь на то, что истице правомерно отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона "О страховых пенсиях", поскольку её стаж работы в районах Крайнего Севера в календарном исчислении составил 03 года 07 месяцев 23 дня вместо требуемых 07 лет 06 месяцев.
Суд постановилрешение, резолютивная часть которого приведена выше.
В апелляционной жалобе ответчик УПФР в "адрес" просит отменить решение суда в части зачета в специальный стаж периода военной службы по контракту с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и постановить новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований о признании права на досрочное назначение пенсии, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
Изучив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене в части.
Пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон "О страховых пенсиях") (аналогичная норма была предусмотрена подпунктом 6 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") установлено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
При назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 2, 6 и 7 части 1 настоящей статьи применяется перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, применявшийся при назначении государственных пенсий по старости в связи с работой на Крайнем Севере по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (часть 2 статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Согласно ст. 33 Федерального закона "О страховых пенсиях" при определении стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для досрочного назначения страховой пенсии по старости в связи с работой в указанных районах и местностях (за исключением случаев определения стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, предусмотренного статьей 17 настоящего Федерального закона) к указанной работе приравнивается работа, дающая право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1 - 10 и 16 - 18 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 8 статьи 13 Федерального закона "О страховых пенсиях" при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО1 родилась ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ истица обратилась в УПФР в "адрес" с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона "О страховых пенсиях" в связи с работой в районах Крайнего Севера.
Решением УПФР в "адрес" от ДД.ММ.ГГГГN истице отказано в назначении страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого календарного стажа работы в районах Крайнего Севера 07 лет 06 месяцев. Пенсионным органом в специальный стаж истицы засчитаны периоды работы в районах Крайнего Севера продолжительностью 03 года 07 месяцев 23 дня.
В специальный стаж истицы не засчитан период работы в войсковой части 61717 ("адрес") в должности уборщицы управления части с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также период военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации по контракту в отдалённой местности полуострова Камчатки с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Удовлетворяя требование ФИО1 о включении периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в стаж работы в районах Крайнего Севера (как в местности, приравненной к районам Крайнего Севера), суд исходил из того, что данный период работы имел место до регистрации истицы в системе обязательного пенсионного страхования в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования". В указанный период основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, включаемые в страховой стаж, является трудовая книжка установленного образца. Запись о работе в данный период в трудовой книжке истицы произведена в соответствии с требованиями действовавшего на тот момент законодательства. Письменными доказательствами по делу подтверждается, что условное наименование "войсковая часть 61717" в 1980-1982 годах принадлежало 1064 военному госпиталю Дальневосточного военного округа, место дислокации - "адрес".
Оценив представленные доказательства, суд пришел к выводу о наличии оснований для зачета данного периода работа в специальный стаж работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение за работу в районах Крайнего Севера.
Решение суда первой инстанции в указанной части сторонами не обжалуется, в связи с чем, исходя из положений ч. 2 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, его законность в этой части судебной коллегией не проверяется.
Удовлетворяя требование истицы в части включения в специальный стаж работы в районах Крайнего Севера, учитываемый при определении права на пенсию в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона "О страховых пенсиях", периода военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации по контракту с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что действующим законодательством военнослужащим предоставлено право на выбор пенсии (за выслугу лет или трудовую (страховую) пенсию), которое, в свою очередь, предполагает равное значение периодов военной службы и периодов работы как при исчислении страхового стажа, так и при исчислении специального стажа, дающего право на назначение пенсии на льготных условиях. В связи с этим лицо, в страховой стаж которого наряду с работой входит военная служба в течение более 07 лет 06 месяцев в районах Крайнего Севера, при наличии оснований для пенсионного обеспечения по Федеральному закону "О страховых пенсиях" имеет право выбора пенсии, при назначении которой периоды его военной службы в районах Крайнего Севера должны учитываться, в том числе, и при определении права на снижение пенсионного возраста на основании пункта 6 части 1 статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Судебная коллегия находит данный вывод суда ошибочным, основанным на неверном толковании норм материального права.
Записями в трудовой книжке истицы, её военном билете подтверждается, что ФИО1 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходила действительную военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации по контракту в отдалённой местности полуострова Камчатки.
Назначение пенсии на льготных условиях при неполном северном стаже впервые было предусмотрено статьей 14 Закона РСФСР от ДД.ММ.ГГГГN "О государственных пенсиях в РСФСР" (далее - Закон РСФСР от ДД.ММ.ГГГГN), в соответствии с которой пенсия в связи с работой на Крайнем Севере устанавливается: мужчинам - по достижении 55 лет и женщинам - по достижении 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и имеют общий трудовой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в местностях, приравненных к районам Крайнего севера, пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, пенсия назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 10 Закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера применяется правило, установленное частью второй настоящей статьи.
К работе на Крайнем Севере приравнивается трудовая деятельность, указанная в статье 12 Закона.
Согласно статье 90 Закона РСФСР от ДД.ММ.ГГГГN служба в составе Вооруженных Сил Российской Федерации и иных созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации воинских формирований, Объединенных Вооруженных Сил Содружества Независимых Государств, Вооруженных Сил бывшего СССР, в органах внутренних дел, органах внешней разведки, органах контрразведки Российской Федерации, министерствах и ведомствах Российской Федерации, в которых законом предусмотрена военная служба, бывших органах государственной безопасности Российской Федерации, а также органах государственной безопасности и внутренних дел бывшего СССР (в том числе в период, когда эти органы именовались по-другому), пребывание в партизанских отрядах в период гражданской и Великой Отечественной войн включаются в общий трудовой стаж наравне с работой, перечисленной в статье 89 Закона.
Включение в требуемую продолжительность северного стажа периодов военной службы, проходившей в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, данным Законом РСФСР от ДД.ММ.ГГГГN не предусматривалось.
В связи с принятием Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", после чего утратил силу Закон РСФСР от ДД.ММ.ГГГГN, издано постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГN, утвердившее Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Правила от ДД.ММ.ГГГГN), которые регулируют порядок подсчета специального стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям.
В соответствии с п. 4 Правил от ДД.ММ.ГГГГN в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено данными Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно п. 2 этих же Правил при досрочном назначении трудовой пенсии по старости производится суммирование работ с вредными и тяжелыми условиями труда. К периодам работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям осуществляется суммирование работ, предусмотренных в ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях".
В силу положений п.п. 1 п. 1 ст. 11 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 10 настоящего Федерального закона, засчитываются период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
Согласно п. 3 ч. 4 ст. 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц в соответствии с настоящим пунктом под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до ДД.ММ.ГГГГ, в которую включаются служба в Вооруженных Силах Российской Федерации и иных созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации воинских формированиях, Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Вооруженных Силах бывшего СССР, органах внутренних дел Российской Федерации, органах внешней разведки, органах федеральной службы безопасности, федеральных органах исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, бывших органах государственной безопасности Российской Федерации, а также в органах государственной безопасности и органах внутренних дел бывшего СССР (в том числе в периоды, когда эти органы именовались по-другому), пребывание в партизанских отрядах в период гражданской войны и Великой Отечественной войны.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГN "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии", утратившего силу в связи с изданием Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГN "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", решая вопрос о праве лица на досрочное назначение трудовой пенсии по старости на основании подпунктов 2 и 6 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" следует иметь в виду, что в соответствии с пунктом 1 статьи 28.1 Федерального закона N 173-ФЗ при определении стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с работой в упомянутых районах и местностях к указанной работе приравнивается работа, дающая право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктами 1 - 10 пункта 1 статьи 27 и подпунктами 7 - 9 пункта 1 статьи 28 данного Федерального закона, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. При этом период прохождения военной службы, а также иной приравненной к ней службы не подлежит зачету в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, поскольку действующее законодательство не предусматривает такой возможности.
Пунктом 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГN "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", которое действует в настоящее время, предусмотрено, что, решая вопрос о праве лица на досрочное назначение трудовой пенсии по старости на основании подпунктов 2 и 6 пункта 1 статьи 28 Федерального закона N 173-ФЗ, следует иметь в виду, что в соответствии с пунктом 1 статьи 28.1 названного Федерального закона при определении стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с работой в упомянутых районах и местностях к указанной работе приравнивается работа, дающая право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктами 1 - 10 и 16 - 18 пункта 1 статьи 27 данного Федерального закона, в порядке, определяемом Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГN.
Ныне действующий с ДД.ММ.ГГГГ Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", нормы которого приведены выше, также не предусматривает права на зачет в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периодов прохождения военной службы, а также иной приравненной к ней службы, независимо от того, где проходила данная служба.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что решение законодателя не включать периоды прохождения военной и приравненной к ней службы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в специальный стаж, в том числе в стаж работы в районах Крайнего Севера, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не может расцениваться как ограничение конституционных прав и свобод лиц, проходивших военную и приравненную к ней службу, и нарушение требований, вытекающих из конституционного принципа равенства, поскольку при установлении льготных условий приобретения права на назначение трудовой (в настоящее время страховой) пенсии по старости законодатель вправе устанавливать особые правила исчисления специального стажа (определения от ДД.ММ.ГГГГ N 19-О-О, от ДД.ММ.ГГГГ N 2781-О, от ДД.ММ.ГГГГ N 1640-О, от ДД.ММ.ГГГГг. N-О и др.).
Ранее соответствующее правовое регулирование, содержавшееся в положениях подп. 6 п. 1 ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", ч. 1 - 3 ст. 14 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГN "О государственных пенсиях в Российской Федерации", дублировалось в положениях ч. 1, 3 и 4 ст. 25, 29 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях".
Приведенными правовыми нормами установлено, что при определении стажа для назначения пенсии по старости в связи с работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях к указанной работе приравнивается определенная трудовая деятельность, дающая право на пенсию в связи с особыми условиями труда. Возможности включения в специальный стаж военной службы по контракту ни нормы законодательства, действовавшего в период службы истца, ни нормы действующего в настоящее время пенсионного законодательства не предусматривают.
Учитывая изложенное, период действительной военной службы
истицы в Вооруженных Силах Российской Федерации по контракту в отдалённой местности полуострова Камчатки с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не подлежит включению в специальный стаж работы
в районах Крайнего Севера .
Включая период военной службы истицы в стаж работы, дающей право на досрочную страховую пенсию в связи с работой в районах Крайнего Севера, суд допустил смешение понятий страхового (ранее - общего трудового) стажа, в который включалась и включается военная и приравненная к ней служба, и специального стажа.
Под специальным стажем понимается суммарная продолжительность определенной трудовой деятельности, с учетом которой устанавливается досрочная пенсия по старости в связи с особыми условиями труда, в который военная служба не включается.
Таким образом, на дату обращения в пенсионный орган специальный стаж работы истицы в районах Крайнего Севера, с учётом 03 лет 07 месяцев 23 дней, включённых органом Пенсионного фонда Российской Федерации, и 01 года 08 месяцев 14 дней работы в районе, приравненном к районам Крайнего Севера, засчитанных судом, составляет менее 07 лет 06 месяцев, что недостаточно для снижения пенсионного возраста. Следовательно, права на досрочную страховую пенсию истица не имеет.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене в части возложения на орган Пенсионного фонда Российской Федерации обязанности включить в специальный стаж истицы период службы в Вооруженных Силах Российской Федерации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и назначить страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ, а также в части признания за ней права на досрочное назначение страховой пенсии по старости за работу в районе Крайнего Севера в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Отмена решения суда первой инстанции в части является основанием для изменения того же судебного постановления в части взыскания судебных расходов.
В соответствии со статьей 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано (часть 1).
В силу ст. 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
В соответствии со ст. 94 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся расходы на оплату услуг представителей.
Часть 1 статьи 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Исходя из 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГN "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела", при неполном (частичном) удовлетворении требований расходы на оплату услуг представителя присуждаются каждой из сторон в разумных пределах и распределяются в соответствии с правилом о пропорциональном распределении судебных расходов (статьи 98, 100 ГПК РФ).
Судом установлено, что на основании договора об оказании юридических услуг от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ФИО1 и ООО "Флебас", интересы истицы в суде первой инстанции представляла по доверенности от ДД.ММ.ГГГГФИО9 За оказание юридической помощи (консультация, составление искового заявления, подача искового заявления, представительство интересов в суде ДД.ММ.ГГГГ с 10 час. 00 мин. до 10 час. 30 мин.) истица оплатила 20000 рублей. Данные обстоятельства подтверждаются договором об оказании юридических услуг от ДД.ММ.ГГГГ, доверенностью от ДД.ММ.ГГГГ, квитанцией разных сборов N от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 13-14, 15, 16).
Из материалов дела следует, что из трёх заявленных истицей самостоятельных требований одно требование (о включении в специальный стаж периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) удовлетворено, в удовлетворении двух (о включении в специальный стаж периода службы в Вооруженных Силах Российской Федерации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости за работу в районе Крайнего Севера) - отказано.
При таких обстоятельствах, требование истицы о взыскании расходов на оплату услуг представителя подлежит удовлетворению пропорционально удовлетворённым судом требованиям.
Соответственно, с учётом одного удовлетворённого требования размер расходов истицы на оплату услуг представителя составляет 6 667 рублей (20000:3).
Исходя из требований разумности и справедливости, обеспечения необходимого баланса процессуальных прав и обязанностей сторон, судебная коллегия с учётом сложности дела, длительности его рассмотрения, объёма оказанной юридической помощи находит разумным размер расходов на оплату услуг представителя в сумме 5 000 рублей.
Государственная пошлина в сумме 300 рублей подлежит взысканию в полном размере, поскольку одно из заявленных требований истицы удовлетворено, а при подаче искового заявления неимущественного характера размер государственной пошлины для физических лиц составляет 300 рублей.
Таким образом, общая сумма судебных расходов, подлежащая взысканию с ответчика в пользу истицы, составляет 5300 рублей (5000 + 300).
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Правобережного районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ отменить в части возложения на государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Липецке ФИО2"адрес" обязанности включить в специальный стаж ФИО1 период службы в Вооруженных Силах Российской Федерации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и назначить ей страховую пенсию по старости за работу в районе Крайнего Севера в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона "О страховых пенсиях" с ДД.ММ.ГГГГ, а также в части признания за ФИО1 права на досрочное назначение страховой пенсии по старости за работу в районе Крайнего Севера в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона "О страховых пенсиях" и постановить в данной части новое решение, которым
ФИО1 отказать в иске к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Липецке ФИО2"адрес" о зачете в специальный стаж работы, дающей право на досрочную страховую пенсию по старости за работу в районе Крайнего Севера, периода военной службы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, назначении страховой пенсии по старости в связи с работой в районе Крайнего Севера в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с ДД.ММ.ГГГГ, признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости за работу в районе Крайнего Севера в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
То же решение суда изменить в части взыскания судебных расходов, взыскав с государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Липецке ФИО2"адрес" в пользу ФИО1 судебные расходы в сумме 5300 (пять тысяч триста) рублей.
В остальной части указанное решение суда оставить без изменения.
Председательствующий: подпись
Судьи: подписи
Копия верна: судья: секретарь:
9
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.