судебная коллегия по административным делам Липецкого областного суда в составе
председательствующего Захарова Н.И.,
судей Букреева Д.Ю., Фроловой Е.М.,
при секретаре Лакомовой О.Г.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Липецке административное дело по апелляционной жалобе административного истца Целых Александра Афанасьевича на решение Советского районного суда г. Липецка от 27 сентября 2017 года,
которым постановлено
В удовлетворении заявленных требований по административному иску Целых Александра Афанасьевича к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N6 по Липецкой области, Управлению Федеральной налоговой службы России по Липецкой области о восстановлении пропущенного срока, об оспаривании решения, отказать.
Заслушав доклад судьи Букреева Д.Ю., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Целых А.А. обратился в суд с административным иском к Межрайонной инспекции ФНС России N6 по Липецкой области и Управлению ФНС России по Липецкой области о признании незаконным решения от 12 января 2015 года об исключении СНТ "Сокол-2" из единого государственного реестра юридических лиц (далее также ЕГРЮЛ). Административный истец указал, что данное решение принято на основании пункта 1 статьи 21.1 ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" - ввиду прекращения его деятельности, однако фактически товарищество осуществляло уставную деятельность, что не было проверено административным ответчиком. Оспариваемое решение нарушает его права, как члена и исполняющего обязанности председателя СНТ "Сокол-2".
По изложенным основаниям Целых А.А. просил отменить оспариваемое решение, и обязать административного ответчика восстановить запись о регистрации СНТ "Сокол-2" в ЕГРЮЛ. При этом Целых А.А. просил восстановить срок для обращения в суд, указывая на то, что узнал о решении регистрирующего органа 14 июня 2017 года.
В судебном заседании Целых А.А. поддержал административный иск.
Представитель Межрайонной инспекции ФНС России N6 России по Липецкой области Николотов А.А. просил отказать в удовлетворении административного иска, придавая определеляющее значение наличию совокупности оснований для исключения СНТ "Сокол-2" из ЕГРЮЛ, предусмотреных статьей 21.1 ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Представитель Управления ФНС России по Липецкой области Гулевская С.С. в судебном заседании также возражала против административного иска, и указала на пропуск срока для обращения в суд.
Суд постановилрешение, резолютивная часть которого изложена выше.
В апелляционной жалобе Целых А.А. просит об отмене решения, настаивая на удовлетворении административного иска по прежним основаниям, и критикуя вывод о пропуске срока для обращения в суд. При этом апеллянт указывает на недопустимость формального применения положений статьи 21.1 ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в отношении некоммерческих организций, ссылаясь в этой связи на Постановление Конституционного Суда РФ от 6 декабря 2011 года N 26-П.
Выслушав Целых А.А., поддержавшего жалобу, возражения представителя Управления ФНС России по Липецкой области Комаровой Н.А., изучив материалы дела, судебная коллегия оснований для отмены решения не усматривает.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) ... должностного лица ..., если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 227 КАС РФ п о результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
В силу статьи 21.1 ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (далее - недействующее юридическое лицо). Такое юридическое лицо может быть исключено из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом (пункт 1).
При наличии одновременно всех указанных в пункте 1 настоящей статьи признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц (далее - решение о предстоящем исключении) (пункт 2).
Решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц (далее - заявления), с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления (пункт 3).
Заявления могут быть направлены в срок не позднее, чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. В случае направления заявлений решение об исключении недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц не принимается, и такое юридическое лицо может быть ликвидировано в установленном гражданским законодательством порядке (пункт 4)
Согласно статье 22 указанного Закона, если в течение срока, предусмотренного пунктом 4 статьи 21.1 настоящего Федерального закона, заявления не направлены, регистрирующий орган исключает недействующее юридическое лицо из единого государственного реестра юридических лиц путем внесения в него соответствующих сведений.
Как видно из материалов дела, СНТ "Сокол-2" было зарегистрировано в качестве юридического лица 12 мая 2010 года.
Первоначальная государственная регистрации данного юридического лица произведена 29 декабря 1995 года.
Решением Межрайонной инспекции ФНС России N6 по Липецкой области от 12 января 2015 года в ЕГРЮЛ внесена запись о прекращении деятельности СНТ "Сокол-2" на основании пункта 1 статьи 21.1 ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Суд дал надлежащую оценку установленным обстоятельствам дела, применил нормы права в соответствующем их содержанию толковании, и пришел к обоснованному выводу о законности оспариваемого решения.
Суд правильно исходил из того, что упрощенная внесудебная процедура прекращения юридического лица путем исключения из ЕГРЮЛ обусловлена необходимостью обеспечения стабильности гражданского оборота и исключения недобросовестности, в том числе, в отношении третьих лиц, включая потенциальных контрагентов.
При этом гарантией обеспечения прав юридического лица является предварительная процедура оповещения об исключении из ЕГРЮЛ.
Оспариваемое решение было принято уполномоченным государственным органом при наличии соответствующих условий, предусмотренных статьей 21.1 ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", и с соблюдением предварительной процедуры оповещения.
Так, в соответствии с пунктом 13 Приказа Министерства юстиции РФ от 12 ноября 2010 года N343 "О порядке взаимодействия Министерства юстиции Российской Федерации с Федеральной налоговой службой по вопросам государственной регистрации некоммерческих организаций" исключение некоммерческих организаций, прекративших свою деятельность, из государственного реестра по основаниям, предусмотренным статьей 21.2 Закона N129-ФЗ, осуществляется налоговыми органами.
В соответствии с Приказом ФНС России от 16 июня 2006 года NСАЭ-З-09\355 сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц и предназначенные для публикации, а также иные сведения, подлежащие опубликованию в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации, публикуются в журнале "Вестник государственной регистрации".
Сведения о принятых решениях о предстоящем исключении недействующих юридических лиц из ЕГРЮЛ в журнал "Вестник государственной регистрации" представляют налоговые органы, осуществляющие государственную регистрацию юридических лиц (регистрирующие органы) (пункты 1,5).
Согласно документам регистрационного дела, в числе которых справки налогового органа по установленным формам, последнее предоставление СНТ "Сокол-2" документов отчетности имело место 1 августа 2006 года; сведения об операциях по банковскому счету не предоставлялись.
19 сентября 2014 года налоговым органом принято решение N542 о предстоящем исключении СНТ "Сокол-2" из ЕГРЮЛ.
24 сентября 2014 года сведения о предстоящем исключении СНТ "Сокол-2" из ЕГРЮЛ были опубликованы в официальном печатном издании "Вестник государственной регистрации" (часть 2 N 38 (498) от 24 сентября 2014 года/1802).
В течение трех месяцев после опубликования указанных сведений соответствующих возражений от заинтересованных лиц не поступило.
Поскольку СНТ "Сокол-2" не представило налоговую отчетность более чем за двенадцать месяцев, а также данные о движении денежных средств на банковском счете, и не выразило возражений относительно решения об исключении из ЕГРЮЛ, опубликованного в официальном печатном издании, оспариваемое решение правильно признано законным.
При этом учитывалось отсутствие обязанности регистрирующего органа проверять фактическую деятельность юридического лица.
В этой связи ссылка апеллянта на документы, подтверждающие осуществление СНТ "Сокол-2" деятельности в спорный период (бухгалтерские документы, акт нарушения охранной зоны ЛЭП и т.д.), не может повлечь иной исход дела.
Ссылка на Постановление Конституционного Суда РФ от 6 декабря 2011 года N26-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 21.1 и пункта 7 статьи 22 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц" в связи с жалобой гражданина А.В.Федичкина" признается несостоятельной.
Предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ в указанном деле являлись взаимосвязанные положения статьи 21.1 и пункта 7 статьи 22 названного Закона, как основание для признания недействующей и исключения из ЕГРЮЛ религиозной организации, с учетом специфики ее деятельности и особенностей публично-правового статуса.
Сам же по себе статус СНТ "Сокол-2", как некоммерческой организации садоводов, исходя из характера и целей деятельности товарищества, не свидетельствует об ее осуществлении вне материальной основы и сферы имущественных отношений, то есть тех критериев, которые Конституционный суд РФ оценивал применительно к религиозным организациям.
Соответственно, статус иных некоммерческих организаций предполагает отсутствие при должной добросовестности объективных причин для своевременного уведомления регистрирующего органа о фактическом осуществлении своей деятельности.
Специфика деятельности садоводческих некоммерческих товариществ предполагает наличие банковских счетов для текущей деятельности, в связи с чем, отсутствие движения денежных средств по банковским счетам является одним из объективных признаков прекращения деятельности.
По материалам дела у СНТ "Сокол-2" был открыт счет в ЗАО "Банк Интеза", однако он в течение двенадцати месяцев до принятия оспариваемого решения не использовался.
Вывод о пропуске срока для обращения в суд, установленного частью 8 статьи 22 ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", также является правильным.
Суд правильно признал несостоятельным довод Целых А.А. о необходимости исчисления данного срока с 14 июня 2017 года - даты получения им справки об отсутствии задолженности, поскольку о решении регистрирующего органа он должен был узнать со дня его официального опубликования, тем, более, поскольку ссылался на наличие статуса исполняющего обязанности председателя СНТ.
Кроме того, наличие столь длительной просрочки предоставления налоговой отчетности (с 2006 года) уже само по себе обусловливало обязанность заинтересованных лиц товарищества отслеживать информацию налогового органа о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ.
Выводы суда первой инстанции по существу дела соответствуют установленным обстоятельствам, нормам права, и оснований считать их ошибочными не имеется.
Доводы апеллянта, направленные на иную оценку фактических обстоятельств, не могут повлечь отмену судебного решения.
Руководствуясь статьями 308, 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда г.Липецка от 27 сентября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Целых А.А. без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.