Судья Пензенского областного суда Попов П.Г.
при секретаре Аблязове Н.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пензенской области Перекусихина М.В. на постановление судьи Первомайского районного суда г. Пензы от 10 октября 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Первомайского районного суда г. Пензы от 10 октября 2017 года было прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ООО "Агроторг" на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
С таким постановлением судьи районного суда не согласился руководитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пензенской области Перекусихин М.В., в жалобе просит постановление судьи отменить, материалы дела направить на новое рассмотрение, поскольку судьей не были полностью и всесторонне исследованы обстоятельства дела.
В судебное заседание представитель ООО "Агроторг" не явился, о слушании дела общество извещено надлежащим образом. Заявлений и ходатайств об отложении слушания дела не поступало. О причинах неявки суду общество не сообщило.
В связи с этим, считаю возможным рассмотреть жалобу без участия представителя ООО "Агроторг".
Проверив материалы дела, доводы жалобы, отзыв на жалобу, выслушав объяснение представителя Роспотребнадзора по Пензенской области Анжакиной О.В., поддержавшей доводы жалобы, прихожу к следующему.
Понятия государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов и санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта даны в Федеральном законе от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии).
Статья 1 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии определяет, что под государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (далее - санитарные правила) понимаются нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространение заболеваний.
Согласно статье 11 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства.
При эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны приостановить либо прекратить свою деятельность или работу отдельных цехов, участков, эксплуатацию зданий, сооружений, оборудования, транспорта, выполнение отдельных видов работ и оказание услуг в случаях, если при осуществлении указанных видов деятельности, работ или услуг нарушаются санитарные правила (статья 24 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии).
В соответствии со статьей 39 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Обязательные санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях, которые следует соблюдать при размещении, проектировании, реконструкции, строительстве и эксплуатации жилых зданий и помещений, предназначенных для постоянного проживания, содержатся в СанПин 2.1.2.2645-10, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.06.2010 N 64 (далее - СанПин 2.1.2.2645-10).
Пунктом 3.7 СанПин 2.1.2.2645-10 установлено, что помещения общественного назначения, встроенные в жилые здания, должны иметь входы, изолированные от жилой части здания, при этом участки для стоянки автотранспорта персонала должны располагаться за пределами придомовой территории.
Загрузка материалов, продукции для помещений общественного назначения со стороны двора жилого дома, где расположены окна и входы в квартиры, не допускается. Загрузку следует выполнять: с торцов жилых зданий, не имеющих окон; из подземных тоннелей или закрытых дебаркадеров; со стороны магистралей.
Загрузочные помещения допускается не устраивать при площади встроенных общественных помещений до "данные изъяты" кв. м.
Согласно пункту 2.4 Санитарных правил "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов. СП 2.3.6.1066-01" загрузку продуктов следует предусматривать с торцов жилых зданий, не имеющих окон, из подземных туннелей при наличии специальных загрузочных помещений.
Ответственность по статье 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наступает за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта.
Как видно из материалов дела ООО "Агроторг" вменяется в вину нарушение санитарно-эпидемиологического требования к эксплуатации жилых и общественных помещений.
07 августа 2017 года с 10 часов до 11 часов в ходе административного расследования в отношении магазина "Пятерочка" (ООО "Агроторг"), расположенного по адресу: г. Пенза, улица Ладожская, 124, выявлены нарушения требований санитарного законодательства, а именно: загрузка товара в магазин "Пятерочка", расположенный на 1 этаже жилого дома N 124, по улице Ладожская, в г. Пензе, осуществляется через специально оборудованное помещение для разгрузки товара со стороны фасадной части жилого дома, под окнами жилых квартир, что является нарушением п. 3.7 СанПин 2.12.2645 - 10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях" и п. 2.4 СП 2.3.6.1066-01 "Санитарно-эпидемиологические требованияк организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов".
В связи с указанными выше нарушениями санитарного законодательства в отношении ООО "Агроторг" 11 сентября 2017 года ведущим специалистом - экспертом отдела санитарного надзора Управления Роспотребнадзора по Пензенской области Устиновой А.А. был составлен протокол об административном правонарушении по статье 6.4Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Прекращая производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ООО "Агроторг" на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья районного суда исходила из того, что со стороны общества не усматривается нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства.
Судья сослалась на то обстоятельство, что магазин "Пятерочка" с главного фасада имеет зону приемки продукции, включающую в себя загрузочную площадку, что подтверждается фотоснимками, имеющимися в материалах дела.
А также, что в марте 2017 года в Управление Роспотребназора по Пензенской области поступала жалоба о том, что загрузка в магазин "Пятерочка", расположенный по адресу: г. Пенза, улица Ладожская, 124, осуществляется с нарушением требований санитарного законодательства.
Управлением Роспотребназора по Пензенской области по данному факту была проведена проверка, по результатам которой 28 апреля 2017 года должностным лицом вынесено постановление о прекращении производства по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в действиях ООО "Агроторг".
С данными выводами судьи согласиться нельзя по следующим основаниям.
Судья, рассматривая дело об административном правонарушении, в соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должна принять меры к всестороннему, полному и объективному рассмотрению дела.
Принимая данное постановление по делу об административном правонарушении, судьей районного суда данные требований соблюдены не были.
Судьей не дано надлежащей оценки тем обстоятельствам, что в вину общества вменяется нарушение пункта 3.7 СанПин 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов" и пункта 2.4 Санитарных правил "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов. СП 2.3.6.1066-01", которые запрещают загрузку обществом товара в магазин со стороны фасадной части жилого дома, где имеются окна жилых квартир.
Между тем, само по себе прекращение должностным лицом производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ООО "Агроторг" 28 апреля 2017 года не имеет преюдициального значения для решения вопроса о привлечении общества по данной статье к административной ответственности в настоящее время.
Указанные нарушения закона являются существенными и влекут безусловную отмену постановления и должны быть устранены при новом рассмотрении дела об административном правонарушении.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При таких обстоятельствах постановление судьи Первомайского районного суда г. Пензы от 10 октября 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ООО "Агроторг" подлежит отмене, а дело направлению на новое рассмотрение, поскольку срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, не истек.
Руководствуясь пунктом 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление судьи Первомайского районного суда г. Пензы от 10 октября 2017 года, вынесенное в отношении ООО "Агроторг" по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить, материалы дела направить на новое рассмотрение в тот же суд.
Жалобу руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пензенской области Перекусихина М.В. удовлетворить.
Судья Пензенского областного суда П.Г. Попов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.