Судебная коллегия по гражданским делам Пензенского областного суда в составе:
председательствующего Прошиной Л.П.,
и судей Прудентовой Е.В., Усановой Л.В.,
при секретаре Теряевской Ю.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в здании Пензенского областного суда по докладу Усановой Л.В., дело по апелляционной жалобе Государственного Учреждения-Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Пензе Пензенской области на решение Ленинского районного суда города Пензы от 9 октября 2017 года, которым постановлено:
"Иск Клычевой О.А. удовлетворить.
Признать за Клычевой О.А. право на досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" и обязать УПФР в г. Пензе Пензенской области назначить ей с ДД.ММ.ГГГГ указанную пенсию, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, период работы в должности медсестры реанимации отделения реанимации и интенсивной терапии в МУЗ "Центральная городская больница N 6 имени Г.А. Захарьина с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в льготном исчислении-1 год за 1 год 6 месяцев."
Проверив материалы дела, судебная коллегия,
установила:
Клычева О.А. обратилась в суд с иском, указав, что решением УПФР в г.Пензе Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья в связи с недостаточностью специального стажа. При этом, период ее работы в должности медсестры реанимации отделения реанимации и интенсивной терапии в МУЗ "Центральная городская больница N 6 имени Г.А.Захарьина" с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ был учтен в календарном исчислении, поскольку занимаемая ею должность в указанный период не поименована в Списке должностей и учреждений, работа в которых, засчитывается в специальный стаж для назначения досрочной пенсии в льготном исчислении (1 год за 1 год 6 месяцев). Полагая, что такое решение ответчика является незаконным, просила суд признать за ней право на досрочную страховую пенсию по старости со дня обращения и указанный период засчитать в специальный стаж в льготном исчислении.
Судом постановленовышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе Государственное Учреждение-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Пензе Пензенской области просит отменить решение суда, как постановленное в с нарушением норм пенсионного законодательства. Указывает, что в спорный период истец работала в должности медицинской сестры реанимации. Доказательств, подтверждающих работу Клычевой О.А. в должностях, дающих право на льготное исчисление стажа, то есть как год работы за один год и шесть месяцев, не имеется. Учитывая, что на день обращения за пенсией у истца отсутствует необходимый для назначения досрочной пенсии специальный стаж в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья, в иске должно быть отказано. (л.д. 43).
В суде апелляционной инстанции Клычева О.А., и ее представитель, допущенный к участию в деле на основании п.
6 ст. 53 ГПК РФ - Долманова М.Ю., просили решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представитель УПФР в г. Пензе Пензенской области, надлежащим образом извещенный о месте и времени судебного заседания, в суд апелляционной инстанции не явился, что в силу части 3 статьи 167 ГПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела.
Выслушав истца и его представителя, проверив материалы дела, законность и обоснованность постановленного решения, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившим в силу с 1 января 2015 г.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
Пунктом 20 части 1 названной статьи названного закона страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение".
В соответствии с подпунктом "н" пункта 1 данного постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются в том числе : список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а также Правила, утвержденные Постановлением Правительства РФ N 781 от 29.10.2002 года.
Согласно подпункту "б" пункта 5 вышеприведенных Правил, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением следующих случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению, когда год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и 6 месяцев.
В Перечне структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев, в разделе 2 указаны медицинские сестры палатные в отделениях (группах, палатах, выездных бригадах скорой медицинской помощи) анестезиологии-реанимации, а также реанимации и интенсивной терапии учреждений, предусмотренных в пунктах 1 - 6, 8, 12, 15, 16, 20, 21, 27 - 30 Списка, т.е., в том числе больниц всех наименований.
Судом установлено, что Клычева О.А. ДД.ММ.ГГГГ обратилась в УПФР г. Пензы Пензенской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Решением УПФР в г. Пензе Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано в назначении данной пенсии по причине недостаточности специального стажа.
При этом, период ее работы в должности медсестры реанимации отделения реанимации и интенсивной терапии в МУЗ "Центральная городская больница N 6 имени Г.А.Захарьина" с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ был учтен в календарном исчислении.
Проанализировав представленные истцом доказательства в их совокупности, оценив их по правилам статьи 67 ГПК РФ, суд пришел к правильному выводу, что период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Клычева О.А. на полную ставку выполняла функциональные обязанности медицинской сестры палатной в отделении реанимации и интенсивной терапии в МУЗ "Центральная городская больница N 6 имени Г.А.Захарьина", что дает ей право на льготное исчисление специального стажа стаж из расчета 1 год работы как один год и шесть месяцев.
Правильность выводов суда первой инстанции подтверждается материалами дела.
Так согласно трудовой книжки истца, до внесения в нее изменений, Клычева О.А. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ значилась работающей в должности медсестры в отделении реанимации и интенсивной терапии ГБУЗ "Клиническая больница N6 им.Г.А. Захарьина". В указанной период в трудовой книжке записи о переводах и перемещениях отсутствуют (л.д.9)
В штатных расписаниях за ДД.ММ.ГГГГ, должность истца значится медсестра реанимации, а в штатных расписаниях за ДД.ММ.ГГГГ медицинская сестра палатная в отделении реанимации и интенсивной терапии (л.д.14-19).
ГБУЗ "Клиническая больница N6 им. Г.А.Захарьина", письмом от ДД.ММ.ГГГГ подтвердила неправильное наименование должности истца в спорный период, указав, что только с ДД.ММ.ГГГГ штатное расписание больницы было приведено в соответствии с Приказом МЗ СССР N1188 от 29.12.75 года "О дальнейшем совершенствовании реанимационной помощи населения, в соответствии которым должность истца должна была именоваться как медицинская сестра палатная отделения реанимации и интенсивной терапии и с указанного времени в трудовую книжку истца были внесены соответствующие изменения. (л.д.22).
Указанным медицинским учреждением также была выдана справка, уточняющий характер работы истца, в которой должность Клычевой О.А. за весь период трудовой деятельности в этом медицинском учреждении с ДД.ММ.ГГГГ и по день увольнения ДД.ММ.ГГГГ значится как медицинские сестра палатная отделения реанимации и интенсивной терапии N стационара, что соответствует Перечню структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев.
Указанные обстоятельства свидетельствуют об ошибочном наименовании должности истца в спорный период как, "медицинская сестра реанимации" при фактическом выполнении трудовых обязанностей медицинской сестры палатной отделения реанимации и интенсивной терапии стационара больницы.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). При этом установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается.
Установив, что характер работы истца за весь период трудовой деятельности истца в названном учреждении с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не менялся, в ее должностные обязанности входили реанимационные мероприятия в области реанимации и интенсивной терапии, т.е. мероприятия по поддержанию жизнедеятельности тяжело больных, находящихся в реанимации и то, что весь период ее трудовой деятельности кроме периода деятельности с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ, засчитан пенсионным органом в специальный стаж в льготном исчислении, суд обоснованно обязал ответчика засчитать спорный период работы истца в таком же порядке, поскольку обратное привело бы необоснованному ограничению пенсионных прав истца, работающей весь период трудовой деятельности в одинаковых условиях.
Согласно п. 1 ст. 22 Федерального закона N 400-ФЗ страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Поскольку с учетом включения спорного периода в специальный стаж работы истца его продолжительность составляет более 30 лет и имеются на дату обращения иные условия для назначения досрочной пенсии (ИПК-56,743), требования истца о возложении на пенсионный орган обязанности по назначению досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения удовлетворены судом обоснованно.
Таким образом, судебная коллегия считает, что доводы апелляционной жалобы ответчика сводятся к неправильной оценке представленных доказательств, основаны на неверном толковании норм законодательства, регулирующего пенсионные правоотношения, и не могут являться основанием для отмены постановленного решения суда. Обстоятельства дела оценены судом в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Оснований для переоценки верно установленных судом обстоятельств у судебной коллегии не имеется. Учитывая изложенное, решение Ленинского районного суда г. Пензы следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия,
определила:
решение Ленинского районного суда города Пензы от 9 октября 2017 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного учреждения -Управления пенсионного фонда Российской Федерации в городе Пензе Пензенской области - без удовлетворения.
Председательствующий
судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.