Пензенский областной суд в составе
судьи Репиной Е.В.,
при секретаре Старинском А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Брянкиной Г.П. к Правительству Пензенской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пензенской области об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка,
установил:
Брянкина Г.П. обратилась в Пензенский областной суд с административным иском к Правительству Пензенской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пензенской области (далее - Управление Росреестра по Пензенской области) об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости находящегося в собственности земельного участка с кадастровым номером N общей площадью 9 998 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения административно-производственных зданий, расположенного по адресу: "адрес".
Требование мотивировано тем, что кадастровая стоимость земельного участка составляет 13 964 306,58 руб., является завышенной, не соответствующей его рыночной стоимости, определенной в отчете независимого оценщика, что, в свою очередь, нарушает её права как плательщика земельного налога, размер которого исчисляется исходя из кадастровой стоимости земельного участка.
Административный истец просит установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N в размере его рыночной стоимости - 7 429 000 руб. по состоянию на 1 января 2012 г.
Административный истец Брянкина Г.П., надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, доверив представление своих интересов Игнашкиной Ю.С., которая в судебном заседании заявленные требования поддержала, просила их удовлетворить.
Представитель административного ответчика - Правительства Пензенской области - Савельева Е.В. разрешение заявленных требований оставила на усмотрение суда, пояснив, что государственная кадастровая оценка земель населенных пунктов Пензенской области проведена в соответствии с действующим законодательством и её результаты в установленном законом порядке не оспорены.
Представитель административного ответчика - Управления Росреестра по Пензенской области по доверенности - Серикова В.В. разрешение заявленных требований оставила на усмотрение суда, указав, что Управление Росреестра по Пензенской области не является субъектом спорных правоотношений.
Представитель заинтересованного лица - ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Пензенской области - Агапова Ю.С., разрешение заявленных требований также оставила на усмотрение суда.
Представитель заинтересованного лица - администрации г. Пензы в судебное заседание не явился, о дне слушания дела уведомлен надлежащим образом.
С учетом надлежащего извещения участвующих в деле лиц, мнения явившихся в процесс сторон, положений статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд определилрассмотреть дело при данной явке.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Из материалов дела следует, что Брянкина Г.П. является собственником земельного участка с кадастровым номером N общей площадью 9 998 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения административно-производственных зданий, расположенного по адресу: "адрес", что подтверждается выпиской из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 4 октября 2017 г. N.
Судом установлено, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N определена в соответствии с постановлением Правительства Пензенской области от 15 ноября 2013 г. N 850-пП по состоянию на 1 января 2012 г. в размере 13 964 306, 58 руб., что подтверждается выпиской из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
В соответствии со статьей 390 Налогового кодекса РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Как собственник земельного участка административный истец несет обязанность по уплате земельного налога, размер которого зависит от кадастровой стоимости земельного участка, следовательно, он вправе оспаривать кадастровую стоимость земельного участка.
В силу пункта 5 статьи 65 Земельного кодекса РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ). На основании части 4 статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Исходя из изложенного, датой, по состоянию на которую должна быть определена рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N следует считать 1 января 2012 г.
В обоснование своих доводов о завышении установленной кадастровой стоимости земельного участка административным истцом представлен отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка от 8 сентября 2017 г. N, подготовленный оценщиком ООО "данные изъяты"АРИ, согласно которому, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2012 г. составляет - 7 429 000 руб.
Суд, исследовав отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка, приходит к выводу о том, что отчет выполнен лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, в соответствии с законодательством об оценочной деятельности и содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного земельного участка.
Оценщик провел анализ рынка недвижимости, к которому относится оцениваемый объект, и по результатам анализа определилценообразующие факторы, используемые при определении рыночной стоимости названного объекта недвижимости. Проведен подбор объектов-аналогов, сопоставимых с объектом оценки по основным ценообразующим факторам, и выполнены необходимые корректировки цен предложений. Содержащиеся в отчете сведения дают надлежащее представление о местоположении объектов-аналогов и иных их характеристиках, учтенных оценщиком при расчете итоговой величины рыночной стоимости названного земельного участка. В отчете объясняется выбор сравнительного подхода для определения рыночной стоимости объекта оценки и приводится обоснование отказа от применения доходного и затратного подходов. В отчете присутствуют ссылки на источники используемой информации и копии материалов и распечаток.
Вопреки требованиям части 5 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации данных об иной рыночной стоимости спорного земельного участка участвующими в деле лицами в суд не представлено.
Оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями статей 62, 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу о достоверности итоговой величины рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2012 г. в размере 7 429 000 руб.
При таких обстоятельствах требования Брянкиной Г.П. об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере равном его рыночной стоимости подлежат удовлетворению.
Согласно положениям абзаца 5 статьи 24.20. Закона об оценочной деятельности установленная судом кадастровая стоимость подлежит применению с 1 января года, в котором подано заявление.
Согласно пункту 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" датой подачи заявления физическим лицом считается дата обращения в суд или Комиссию, если имело место обращение этого лица в Комиссию (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).
В данном случае Брянкина Г.П. обратилась первоначально в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка 30 октября 2017 г., следовательно, установленная кадастровая стоимость подлежит применению с 1 января 2017 г.
Довод представителя административного ответчика Правительства Пензенской области о том, что кадастровая стоимость спорного земельного участка установлена в соответствии с действующим законодательством, не могут быть приняты во внимание, поскольку достоверность результатов государственной кадастровой оценки земельного участка не входит в предмет проверки при рассмотрении заявления об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости.
Доводы представителя административного ответчика Управления Росреестра по Пензенской области, приведенные в письменном отзыве на иск, о том, что Управление является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку не является субъектом спорных правоотношений, несостоятельны и противоречат положениям статьи 24.11 Закона об оценочной деятельности; пунктам 1 и 5 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 г. N 457;пунктам 1, 7 Положения об Управлении Росреестра по Пензенской области, утвержденного Приказом Росреестра от 30 мая 2016 г. N П/263, согласно которым названный государственный орган осуществляет функции по государственной кадастровой оценке, а соответственно в силу части 4 статьи 38 и части 2 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является надлежащим административным ответчиком по настоящему административному делу.
Руководствуясь статьями 175, 177-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административный иск Брянкиной Г.П. к Правительству Пензенской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пензенской области об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка, удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N общей площадью 9 998 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения административно-производственных зданий, расположенного по адресу: "адрес", по состоянию на 1 января 2012 г. в размере его рыночной стоимости - 7 429 000 (семь миллионов четыреста двадцать девять тысяч) рублей.
Датой подачи Брянкиной Г.П. заявления о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости считать 30 октября 2017 г.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Пензенского областного суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 17 ноября 2017 г.
Судья Е.В. Репина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.