Судья Пензенского областного суда Репина Е.В.,
при секретаре Старинском А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя ООО "Мекурий-Авто-4" Струнина В.Ю. на постановление главного государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Пензенской области Гостьковой Т.Н. от 21 июня 2017 г. и решение судьи Октябрьского районного суда г. Пензы от 16 августа 2017 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО "Меркурий-Авто-4",
УСТАНОВИЛ:
Постановлением главного государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Пензенской области Гостьковой Т.Н. от 21 июня 2017 г. ООО "Меркурий-авто-4" привлечено к административной ответственности по ч.3 ст.5.27.1. КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 110 000 рублей.
Решением судьи Октябрьского районного суда г. Пензы от 16 августа 2017 г. постановление главного государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Пензенской области от 21 июня 2017 г. изменено, ООО "Меркурий-Авто-4" назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 55 000 рублей.
Представителем ООО "Меркурий -Авто-4" Струниным В.Ю. принесена жалоба, в которой ставится вопрос об отмене постановления должностного лица и решения суда, просит административное наказание в виде штрафа изменить на предупреждение.
Заслушав объяснения представителя ООО "Меркурий-Авто-4" Струнина В.Ю., поддержавшего доводы жалобы, главного государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Пензенской области Гостькову Т.Н., возражавшую против удовлетворения жалобы, проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии с ч.3 ст.5.27.1 КоАП РФ допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обязательных психиатрических освидетельствований влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста десяти тысяч до ста тридцати тысяч рублей.
Согласно частям седьмой и восьмой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации работники, осуществляющие отдельные виды деятельности, в том числе связанной с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающие в условиях повышенной опасности, проходят обязательное психиатрическое освидетельствование не реже одного раза в пять лет в порядке, устанавливаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Предусмотренные настоящей статьей психиатрические освидетельствования осуществляются за счет средств работодателя.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002 г. N 695 утверждены Правила прохождения обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности.
Данными Правилами определен порядок прохождения обязательного психиатрического освидетельствования названной категорией работников, в том числе работающих в условиях повышенной опасности, предусмотренных Перечнем медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утвержденным Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 28 апреля 1993 г. N 377 "О реализации Закона Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании".
Данным Перечнем установлены медицинские психиатрические противопоказания для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности в условиях повышенной опасности, приведенных в таблице. В числе иных видов такой деятельности указаны водители авто-, мототранспортных средств и городского электротранспорта.
В силу части первой статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника, не прошедшего в установленном порядке обязательное психиатрическое освидетельствование в случаях, предусмотренных названным Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Частью первой статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, работодатель обязан организовывать проведение за счет собственных средств обязательных психиатрических освидетельствований работников; обеспечить недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных психиатрических освидетельствований.
Как усматривается из материалов дела, в период с 15.06.2017 по 19.06.2017 ГИТ проводилась проверка в отношении ООО "Меркурий-Авто-4", в ходе которой были выявлены нарушения трудового законодательства: водители автобусов ООО "Меркурий-авто-4" ВВН (согласно трудовому договору N от 20.01.2011, принят на работу в ООО "Меркурий-авто-4" с 20.01.2011), ДГН (согласно приказу N от 12.04.2017, принят на работу в ООО "Меркурий-авто-4" с 12.04.2017), ЖОИ (согласно приказу N от 05.05.2017, принят на работу в ООО "Меркурий-авто-4" с 05.05.2017), ЗВН (согласно трудовому договору N от 28.11.2016, принят на работу в ООО "Меркурий-авто-4" с 21.11.2016), КНА (согласно трудовому договору N от 09.11.2006, принят на работу в ООО "Меркурий-авто-4" с 09.11.2006), МАП (согласно приказу N от 16.05.2017, принят на работу в ООО "Меркурий-авто-4" с 16.05.2017) допущены с момента приема на работу по момент проверки к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обязательного психиатрического освидетельствования.
Данные обстоятельства послужили основанием для составления протокола об административном правонарушении от 19 июня 2017 г. и вынесения постановления от 21 июня 2017 г. о привлечении ООО "Меркурий -Авто-4" к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ.
Факт совершения ООО "Меркурий-Авто-4" административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 5.27 КоАП РФ, подтверждается собранными по делу доказательствами.
Все доказательства оценены должностным лицом при рассмотрении дела в соответствии с требованиями ст. 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, оснований сомневаться в объективности доказательств и их оценки у судьи при рассмотрении жалобы, нет.
В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В материалах дела отсутствуют сведения о том, что ООО "Меркурий-Авто-4", как работодателем принимались необходимые, достаточные и исчерпывающие меры к соблюдению в организации требований трудового законодательства.
Изменяя размер административного штрафа и снижая его в размере менее минимального размера административного штрафа для юридических лиц, судья районного суда в соответствии со ст. 4.1 КоАП РФ учел в качестве смягчающих административную ответственность обстоятельств признание вины, раскаяние в содеянном.
Кроме того, судья районного суда при решении вопроса о возможности назначения административного штрафа в размере менее минимального, чем предусмотрено санкцией, обоснованно учитывал характер совершенного правонарушения.
Относительно доводов жалобы, направленных на замену административного штрафа на предупреждение, считаю необходимым отметить, что назначенное наказание отвечает принципам соразмерности и справедливости, применено с учетом характера, конкретных обстоятельств совершенного правонарушения, задач законодательства об административных правонарушениях, требований ст. 4.1 КоАП РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
При этом согласно положениям части 2 статьи 3.4 КоАП РФ определено, что предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Вместе с тем, нарушение государственных требований по охране труда, связанных с не прохождением в установленном порядке обязательного психиатрического освидетельствования, влечет угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей.
Процессуальные нарушения требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которые бы повлияли на законность привлечения ООО "Меркурий-Авто-4" к административной ответственности, не допущены.
С учетом изложенного основания для удовлетворения жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.7 - 30.9 КоАП РФ, судья -
РЕШИЛ:
постановление главного государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Пензенской области Гостьковой Т.Н. от 21 июня 2017 г. и решение судьи Октябрьского районного суда г. Пензы от 16 августа 2017 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО "Меркурий-Авто-4" оставить без изменения, жалобу представителя ООО "Меркурий-Авто-4" Струнина В.Ю. - без удовлетворения.
Судья Е.В. Репина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.