Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего Быстрова О.В.
судей Ситьковой О.Н., Шурловой Л.А.
при секретаре Фатневой Т.Е.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика (представитель ФИО5) на решение Промышленного районного суда г.Ставрополя от 29 августа 2017 года по гражданскому делу по иску ФИО1 к военному комиссариату "адрес" о перерасчете пенсии,
заслушав доклад судьи Ситьковой О.Н.
УСТАНОВИЛА:
Бараненко Ю.И. обратился в суд с иском (впоследствии уточненным) к военному комиссариату Ставропольского края о перерасчете пенсии в котором просил обязать ответчика исчислить ему - капитану 1-го ранга пенсию в соответствии с 29 тарифным разрядом, исходя из ранее занимаемой воинской должности "заместитель начальника вооружения командования Военно-морских сил Вооруженных Сил Украины" применительно к Вооруженным Силам Российской Федерации, соответствующую воинской должности "заместитель начальника вооружения в управлении оперативного объединения" с 01 ноября 2016г.
В обоснование иска указано, что истец является капитаном 1-го ранга в отставке, состоит на пенсионном учете в военном комиссариате "адрес" с декабря 2016 года. Служил в должности заместителя начальника вооружения Командования Военно-Морских сил Вооруженных Сил Украины на территории Крыма. После того как Федеральным конституционным законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГN-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов Республики Крым и города федерального значения Севастополя" Крым стал частью России, он изъявил желание остаться в "адрес" и служить в Вооруженных Силах России. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГN следовало, что при поступлении на военную службу по контракту в Вооруженные Силы РФ граждан РФ, являющихся военнослужащими органов военного управления и воинских формирований Республики Крым, их воинские звания, документы об образовании и о прохождении военной службы в Вооруженных Силах Украины признаются Российской Федерацией действительными. При зачислении на службу в Вооруженные Силы России им были представлены все необходимые документы о прохождении военной службы в Вооруженных Силах Украины. С ДД.ММ.ГГГГ согласно Приказа N от ДД.ММ.ГГГГг. он назначен с понижением на должность офицера отдела (инвентаризации и учета РАВ и АБТИ) управления интеграции и инвентаризации) Управления Черноморского флота, N "капитан 3 ранга", 22 тарифный разряд. Приказом министра обороны РФ N от ДД.ММ.ГГГГ он был досрочно уволен с военной службы в запас с должности офицера отдела (инвентаризации и учета РАВ и АБТИ) управления интеграции и инвентаризации) Управления Черноморского флота. При увольнении со службы была учтена выслуга лет календарная - 32 года 7 месяцев и в льготном исчислении 36 лет 11 месяцев (Выписка из приказа министра обороны РФ N от ДД.ММ.ГГГГ), а, следовательно, была учтена служба в Вооруженных Силах Украины, в том числе и служба в качестве заместителя начальника вооружения Командования Военно-Морских сил Вооруженных Сил Украины, в данной должности он проходил службу в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, которая предшествовала назначению на нижестоящую должность в Вооруженных силах России. После досрочного увольнения с военной службы в связи с организационно- штатными мероприятиями, ему была назначена пенсия из должностного довольствия по военной должности, которую он занимал перед увольнением в запас - старшего офицера отдела (инвентаризации и учета РАВ и АБТИ) управления (интеграции и инвентаризации) управления Черноморского флота Южного военного округа в размере 26000 рублей. Считает, что приказ Статс-секретаря - заместителя министра обороны РФИО6N от ДД.ММ.ГГГГг. вынесен без учета того, что за ним сохраняется право в соответствии с Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N305 (в ред. Постановлений Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГN) на получение оклада по ранее занимаемой воинской должности. На момент его перемещения на нижеоплачиваемую должность в 2014г. он имел выслугу лет, позволяющую ему уволиться в запас и получать пенсию исходя из оклада по должности, которую он занимал до указанного периода. Отсутствие "боковика" приказа о назначении его на нижеоплачиваемую должность старшего офицера отдела (инвентаризации и учета РАВ и АБТИ) управления (интеграции и инвентаризации) управления Черноморского флота Южного военного округа и отсутствие указания о сохранении за ним права на получение пенсии при увольнении исходя из оклада по ранее занимаемой должности, не может служить основанием для ограничения права на получение пенсии в размере, установленном п. 9 Постановления Правительства РФ N 941 от ДД.ММ.ГГГГ. Издание должностными лицами Министерства обороны РФ приказа о назначении его на должность с меньшим должностным окладом без обязательного указания основания такого назначения без сохранения права на исчисление пенсии из оклада по предыдущей должности повлекло нарушение его пенсионных прав.
Решением Промышленного районного суда г.Ставрополя от 29 августа 2017 года иск удовлетворен.
В апелляционной жалобе представитель ответчика просил решение суда отменить по основаниям неправильного применения норм материального права, недоказанности установленных судом обстоятельств, указав, что судом не учтено, что пенсия истцу назначена с ДД.ММ.ГГГГ военным комиссариатом Республики Крым по последней занимаемой должности, при этом истец не оспорил данное решение пенсионного органа, а также приказы об увольнении и исключении из списков части. Суд неверно обосновал правомерность требования истца ответом Департамента социальных гарантий Министерства обороны РФ, поскольку истец с должности заместитель начальника вооружения в управлении оперативного объединения не увольнялся и указанную должность в Российской Федерации никогда не занимал. Суд не учел, что основанием для исчисления пенсии в соответствии с подпунктом "а" пункта 9 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГN ... является выписка из приказа руководителя соответствующего федерального органа о перемещении офицера на воинскую должность с меньшим должностным окладом, в "боковике" которого оговорено право этого офицера при последующем увольнении с военной службы на исчисление пенсии из оклада по должности, которую он занимал до перемещения, указан этот оклад и имеется ссылка на данный нормативно-правовой акт, однако такой документ в пенсионном деле истца отсутствует.
Представитель ответчика Лукьянчук В.А. в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Истец и его представитель, надлежащим образом извещенные о дате и времени слушания дела, не явились, доказательств уважительности причин неявки не предоставили, что в силу ст.167 ГПК РФ не является препятствием к рассмотрению дела в их отсутствие.
Изучив материалы дела, выслушав представителя ответчика, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив по ним законность и обоснованность решения суда с оценкой имеющихся в деле и дополнительно предоставленных доказательств в соответствии со ст.327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом, согласно послужному списку, а также удостоверению офицера УК N, ранее ФИО1 проходил службу в Вооруженных Силах Украины, последняя занимаемая должность до ДД.ММ.ГГГГ - заместитель начальника вооружения Командования Военно-Морских сил Вооруженных Сил Украины на территории Крыма.
После того, как Федеральным конституционным законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГN-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов Республики Крым и города федерального значения Севастополя" Крым стал частью России, истец изъявил желание остаться на территории Республики Крым и служить в Вооруженных силах Российской Федерации.
Истец является капитаном 1-го ранга в отставке, состоит на пенсионном учете в военном комиссариате Ставропольского края с 01 ноября 2016 года и его пенсия составляет 32231 руб., исходя из должностного оклада (код 22) в размере 26000руб. Пенсия истцу назначена с 13 апреля 2016 года военным комиссариатом Республики Крым.
Удовлетворяя исковые требования, суд исходил из того, что условия службы ФИО1, который на момент зачисления в списки личного состава Вооруженных Сил РФ имел выслугу по военной службе более 20 лет, занимал предыдущую должность заместителя начальника вооружения Командования Военно-Морских сил Вооруженных Сил Украины на территории Крыма с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ более года, подпадают под действие пп. "а" п. 9 Постановления Правительства РФ N 941 от ДД.ММ.ГГГГ и позволяют признать за ним право на назначение пенсии исходя из оклада по штатной должности, которую истец занимал до перевода на должность с меньшим окладом. Поскольку предыдущая должность истца соответствует 29 тарифному разряду (оклад 29500 руб.), а должность, с которой истец был уволен в запас, соответствует 22 тарифному разряду (оклад 26000руб), ранее назначенная истцу пенсия подлежит перерасчету. Приказ Статс-секретаря - заместителя министра обороны РФИО6N от ДД.ММ.ГГГГг., в котором указано, что ФИО1 является проходящим военную службу по контракту с ДД.ММ.ГГГГ и назначает на должность, вынесен без учета того, что за истцом сохраняется право в соответствии с Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N305 (в ред. Постановлений Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГN) на получение оклада по ранее занимаемой воинской должности. Отсутствие "боковика" приказа о назначении ФИО1 на нижеоплачиваемую должность старшего офицера отдела (инвентаризации и учета РАВ и АБТИ) управления (интеграции и инвентаризации) управления Черноморского флота Южного военного округа и отсутствие указания о сохранении за ним права на получение пенсии при увольнении исходя из оклада по ранее занимаемой должности не может служить основанием для ограничения его права на получение пенсии в размере, установленном п.9 Постановления Правительства РФ N 941 от ДД.ММ.ГГГГ.
Судебная коллегия не может согласиться с такими выводами суда первой инстанции.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГг. N "О признании действительными воинских званий, документов об образовании граждан Российской Федерации, являющихся военнослужащими органов военного управления и воинских формирований Республики Крым и документов о прохождении ими военной службы" при поступлении на военную службу по контракту в Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы граждан Российской Федерации, являющихся военнослужащими органов военного управления и воинских формирований Республики Крым, их воинские звания, документы об образовании и о прохождении военной службы в Вооруженных Силах Украины, воинских формированиях и правоохранительных органах Украины, в которых предусмотрена военная служба, и органах военного управления и воинских формированиях Республики Крым признаются действительными при представлении подлинников соответствующих документов.
Согласно послужному списку и выписке из приказа N от ДД.ММ.ГГГГФИО1 зачислен в списки личного состава Вооруженных Сил РФ с прохождением военной службы по контракту с ДД.ММ.ГГГГ с назначением на воинскую должность: старшим офицером отдела (инвентаризации и учета РАВ и АБТИ) Управления (интеграции и инвентаризации) Управления Черноморского флота, ВУС-4702003, "капитан 3 ранга", 22 тарифный разряд. В приказе N от ДД.ММ.ГГГГ учтен стаж военной службы с ДД.ММ.ГГГГ. Согласно выписке из приказа N от ДД.ММ.ГГГГ капитану 1-го ранга ФИО1 установлен оклад по воинской должности, соответствующей 22 тарифному разряду, с установлением ежемесячной надбавки за выслугу лет - 40% к окладу денежного содержания (по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ выслуга лет для выплаты надбавки - 30 лет 07 мес. 23 дня).
Статья 43 Закона РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно- исполнительной системы, и их семей" предусматривает, что пенсии военнослужащим, назначаемые по его нормам, исчисляются из оклада по должности, воинскому или специальному званию и процентной надбавки за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Во исполнение данного предписания Советом Министров - Правительством Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ принято Постановление N 941, пунктами 8 и 9 которого установлено, что все составляющие денежного довольствия, исходя из специфики военной службы, учитываются на дату увольнения военнослужащего, так как к этому моменту оно обычно достигает максимального размера, благодаря чему обеспечиваются и максимальные размеры пенсий.
Согласно пп. "а" п. 9 Постановления Правительства РФ N 941 от ДД.ММ.ГГГГ в денежное довольствие, учитываемое при исчислении пенсии в порядке, предусмотренном п.8 настоящего Постановления, включается уволенным с военной службы военнослужащим (кроме указанных в подпунктах "в", "г" и "д" настоящего пункта) - оклад по последней штатной должности (с учетом абзаца второго настоящего подпункта), оклад по воинскому званию, присвоенному ко дню увольнения, и процентную надбавку за выслугу лет, исчисленную из этих окладов.
Офицерам, переведенным по состоянию здоровья или возрасту с летной работы, подводных лодок (подводных крейсеров), атомных надводных кораблей (в том числе офицерам органов безопасности, обслуживающим атомные надводные корабли и атомные подводные крейсеры, включая вторые экипажи и экипажи строящихся крейсеров) и минных тральщиков на должности с меньшим должностным окладом, имевшим на день перевода выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет, пенсия при последующем увольнении их с военной службы может исчисляться исходя из оклада по штатной должности, которую они занимали до указанного перевода. В таком же порядке могут исчисляться пенсии при увольнении с военной службы также офицерам в званиях подполковника, ему равном и выше, переведенным в интересах службы по состоянию здоровья, возрасту или в связи с организационно-штатными мероприятиями с должностей, которые они занимали не менее одного года, на должности с меньшим должностным окладом, имевшим на день перевода выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет.
Право офицера в званиях подполковника, ему равном и выше, переведенным в интересах службы по состоянию здоровья, возрасту или в связи с организационно-штатными мероприятиями с должностей, которые они занимали не менее одного года, на должности с меньшим должностным окладом, имевшим на день перевода выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет, при увольнении на исчисление пенсии исходя из оклада по штатной должности, которую они занимали до указанного перевода установлено Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1134 "О внесении изменений в постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 941".
Приходя к выводу о праве истца на перерасчет пенсии, суд неправильно применил и истолковал нормы права.
Ссылаясь на Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГN, суд не учел, что согласно данному нормативному акту выплата сохраненных окладов производится всем категориям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, в то время как сохранение должностных окладов для назначения пенсий предусмотрено Постановлением Правительства Российской Федерации N от ДД.ММ.ГГГГ лишь отдельным категориям военнослужащих, перечень которых указан выше, и основанием для исчисления пенсии в указанном порядке согласно пункту 21 статьи 11 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГN и в соответствии с Указанием Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГN является выписка из приказа (копия приказа) по личному составу о перемещении офицера по соответствующим причинам, которая приобщается в их личные дела. При этом в пояснениях ("боковиках") данных приказов должно быть оговорено о сохранении права офицера при последующем увольнении с военной службы на исчисление пенсии из оклада по воинской должности, которую он занимал до перевода или перемещения, указываются тарифный разряд и оклад по этой воинской должности, а также делается ссылка на постановление Правительства Российской Федерации, а в данном случае Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГN, установившее такой порядок исчисления пенсии.
Однако, как не отрицают стороны, в пенсионном деле отсутствует "боковик" Приказа соответствующего должностного лица с записью о том, что истец имеет право на исчисление пенсии из сохраненного должностного оклада как военнослужащий, перемещенный на другую (нижестоящую) должность, с указанием его размера, при соблюдении всех остальных условий.
В соответствии с п.п. "а,б" п. 14 ст.34 Положения о порядке прохождения военной службы, утв.Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГN, и п.38 Приказа Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГN "О мерах по реализации правовых актов по вопросам организации прохождения военной службы по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации" - работа по проведению мероприятий, обеспечивающих своевременное увольнение военнослужащих, проводится непосредственными командирами (начальниками) при активном участии кадровых, военно-медицинских и финансово-экономических органов с привлечением аттестационных комиссий и начальников родов войск и служб. Командир (начальник) воинской части обязан за шесть месяцев до достижения военнослужащим предельного возраста пребывания на военной службе или окончания соответствующего контракта направить личное дело военнослужащего, подлежащего увольнению, в соответствующий финансово-экономический орган для подсчета выслуги лет на пенсию.
Таким образом, из содержания вышеприведенных норм права следует вывод о том, что обязанность по правильному оформлению личных дел военнослужащих возложена на командира части и на кадровые органы.
Имеющаяся в деле копия обращения начальника управления (интеграции и инвентаризации) Управления Черноморского флота в декабре 2014 года к командующему Черноморским Флотом РФ о внесении в приказ стас-секретаря - заместителя Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГN изменений в отношении ФИО1 и установлении тарифного разряда, соответствующего должности заместителя начальника Вооружения вида Вооруженных Сил (предыдущая занимаемая должность) сама по себе правового значения для данного дела не имеет, поскольку не подтверждена положительным ответом и не свидетельствует о наличии у истца права на перерасчет пенсии.
Кроме того, как верно указано ответчиком в апелляционной жалобе, приказ о сохранении должностного оклада по вышестоящей должности может быть издан соответствующим должностным лицом только в случае занятия такой должности в Вооруженных Силах РФ. Действующим законодательством, а именно Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГN, сохранение более высоких окладов, выплачиваемых по должностям, занимаемым в Вооруженных Силах других государств - не предусмотрено. В абз. 2 п.п. "а" п.9 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГN речь идет о переводе с вышестоящей должности на нижестоящую военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации.
Поскольку в пенсионном деле отсутствует копия приказа о сохранении должностного оклада по вышестоящей должности при выходе на пенсию с указанием такой должности и размера оклада, вывод суда о наличии у ответчика оснований для пересмотра должностного оклада в соответствии с абз. 2 п.п. "а" п.9 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГN признается судебной коллегией неправильным.
Наличие в деле ответа Департамента социальных гарантий Министерства обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГN о том, что по согласованию с Главным оперативным управлением Генерального штаба Вооруженных Сил РФ воинской должности "заместитель начальника вооружения командования военно-морских сил Вооруженных Сил Украины" применительно к Вооруженным Силам Российской Федерации, с учетом состава вооруженных силу Украины, соответствует воинская должность "заместитель начальника вооружения в управлении оперативного объединения"; по состоянию на 01.01.2015г. по указанной воинской должности установлен оклад в размере 29500руб., чему соответствует 29 тарифный разряд - также не подтверждает обоснованность заявленных требований, поскольку истец увольнялся с должности "старший офицер отдела (инвентаризации и учёта РАВ и АБТИ) управления (интеграции и инвентаризации) управления Черноморского флота Южного военного округа", а не с должности "заместитель начальника вооружения в управлении оперативного объединения", как это указано в ответе Департамента социальных гарантий Министерства обороны, которую истец не занимал.
В то же время, ссылаясь на письменный ответ Департамента социальных гарантий МО РФ от ДД.ММ.ГГГГN, суд не учел, что в ответе содержатся сведения по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, тогда как истец в вышестоящей должности заместителя начальника вооружения командования военно-морских сил вооруженных сил Украины пребывал с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и в должности заместителя начальника вооружения в управлении оперативного объединения службу не проходил.
Признавая за истцом право на исчисление пенсии в соответствии с 29 тарифным разрядом с ДД.ММ.ГГГГ, суд не принял во внимание, что ответчиком пенсия лишь переназначалась в связи с переменой места жительства (переезд с Республики Крым на территорию Ставропольского края), при этом, решение пенсионного органа республики Крым, назначившего истцу пенсию в 2016 году с учетом полной выслуги лет по последней занимаемой должности, приказ Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГN об увольнении истца с военной службы в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями с должности - "старший офицер отдела (инвентаризации и учёта РАВ и АБТИ) управления (интеграции и инвентаризации) управления Черноморского флота Южного военного округа", а также Приказ командира войсковой части 06984 от ДД.ММ.ГГГГN об исключении истца из списков части с ДД.ММ.ГГГГ с этой же должности истцом до настоящего времени не оспорены, следовательно, последняя штатная должность, которую истец занимал в Вооруженных Силах Российской Федерации является - "старший офицер отдела (инвентаризации и учёта РАВ и АБТИ) управления (интеграции и инвентаризации) управления Черноморского флота Южного военного округа", по которой назначена и выплачивается пенсия.
Иных доказательств, указывающих на неправомерный характер действий ответчика по отказу в перерасчете пенсии, нарушающих пенсионные права истца, в дело не предоставлено.
Поскольку установленные судом обстоятельства не подтверждены допустимыми доказательствами, нормы материального права применены неправильно, обжалуемое решение в соответствии с ч.1 ст.330 ГПК РФ подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований по вышеприведенным основаниям.
Руководствуясь ст.ст. 327-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Промышленного районного суда г.Ставрополя от 29 августа 2017 года отменить, апелляционную жалобу удовлетворить. Принять по делу новое решение.
В удовлетворении иска ФИО1 к военному комиссариату Ставропольского края о перерасчете пенсии отказать в полном объеме.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.