Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе: председательствующего Быстрова О.В.,
судей Шурловой Л.А., Ситьковой О.Н.
с участием секретаря Будаговой И.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе истцов Абдурахмонова Р.И., Паниной Г.К., Паниной Г.Л. на решение Минераловодского городского суда от 21 августа 2017 года по гражданскому делу по исковому заявлению истцов к администрации Минераловодского городского округа об установлении юридического факта постоянного проживания, признании пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, возложения обязанности включить в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной и финансовой помощи, заслушав доклад судьи Шурловой Л.А.
установила:
Истцы обратились в суд с указанным иском в обоснование указав, в конце мая 2017 года дом, в котором они проживают по адресу: Минераловодский городской округ, поселок Первомайский, садоводческое товарищество "Колос", участок ***, оказался в зоне чрезвычайной ситуации, они утратили имущество первой необходимости в результате наводнения в Минераловодском городском округе поселок Первомайский. Согласно Акту обследования признаны пострадавшими и нуждающимися в оказании единовременной и материальной финансовой помощи. Установлено, что полностью было утрачено имущество первой необходимости, в том числе: холодильник, мягкая мебель, шкафы, кухонный гарнитур, поднялся ламинат. После обращения в администрацию Минераловодского городского округа даны письменные отказы от 09.06.2017 года, не включены в соответствующий список, поскольку не зарегистрированы по месту жительства по указанному адресу, предложено обратится в суд. В данном доме они проживают постоянно, подтверждается в том числе актом о проживании, составленным соседями, другого места жительства не имеют, имеют право на получение единовременной материальной и финансовой помощи, однако не могут ее получить.Установление судом юридического факта постоянного проживания в указанном помещении на момент чрезвычайной ситуации, позволит признать их пострадавшими, включить в установленном порядке в списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости, и обеспечит выплату им соответствующей помощи в размерах, определенных законодательством. Отсутствие регистрации по месту постоянного проживания не свидетельствует об отсутствии такого права на получение помощи при наличии доказательств их проживания в данном домовладении и утраты имущества первой необходимости вследствие чрезвычайной ситуации.
Просили суд установить юридический факт их постоянного проживания в жилом помещении, расположенном по адресу: Минераловодский городской округ, поселок Первомайский, СТ "Колос", участок ***, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в мае 2017 года в результате обильных дождей и наводнения на территории Минераловодского городского округа,
признать их пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в мае 2017 года в результате обильных дождей и наводнения на территории Минераловодского городского округа,
возложить обязанность включить в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной и финансовой помощи в связи с полной утратой имущества первой необходимости в результате обильных дождей и наводнения на территории Минераловодского городского округа.
Обжалуемым решением в удовлетворении исковых требований Абдурахмонова Р.И., Паниной Г.К. и Паниной Г.Л. -отказано.
В апелляционной жалобе истцы просят отменить решение, как незаконное и необоснованное. Указывают о необоснованности вывода суда о том, что указанное помещение не имеет статуса жилого дома, при этом доказательства обратного суду предоставлены.
К апелляционной жалобе приложены незаверенные копии документов: отдельных страниц паспортов истцов, регистрации по месту пребывания, свидетельства о государственной регистрации права на земельный участок сельхоз.назначения от 29.01.2009г., на нежилое помещение садовый домик от 22.09.2012г., декларации, ответы, справка МКОУ СОШ N 18, акты, запросы, технические условия, договора, квитанции, кадастровые выписки, проекта на газификацию, лицевые счета. Указанные документы представлены частично в материалах дела, не отвечают критериям нового доказательства в соответствии с ч. 2 ст. 327.1 ГПК РФ, ходатайство подлежит отклонению.
Письменные возражения на апелляционную жалобу не поступали.
Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы гражданского дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, заслушав истцов, поддержавших доводы жалобы, ответную сторону об оставлении решения без изменения, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований к удовлетворению жалобы не находит.
Судом правильно определен характер правоотношений сторон, юридически значимые обстоятельства. Материальный закон применен и истолкован верно. Существенных нарушений норм процессуального законодательства не допущено.
В судебном заседании установлено, на основании договора купли-продажи недвижимости от 16 января 2009 года, декларации об объекте недвижимого имущества от 06.09.2012 года, истцу Абдурахмонову Р.И. принадлежит садовый дом, назначение нежилое, общей площадью 58 кв.м. и земельный участок, категории земель: земли сельскохозяйственного назначения - выращивание плодово-овощной продукции, площадью 495,00 кв.м., расположенные по адресу: Минераловодский городской округ, поселок Первомайский, СТ "Колос", участок ***, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права.
В мае 2017 года на территории Ставропольского края сложилась чрезвычайная ситуация, связанная с затоплением жилых домов, приусадебных участков, объектов социального назначения, размывом и разрушением дорог.
Распоряжением Губернатора Ставропольского края от 24 мая 2017 года N 344-р "О введении на территории Ставропольского края режима чрезвычайной ситуации" в связи с выпадением значительного количества осадков, повышением уровня воды в реках выше неблагоприятных отметок и подтоплением территории Ставропольского края введен режим чрезвычайной ситуации. Постановлением администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края от 24 мая 2017 года N 1216 с 10 часов 24 мая 2017 года введен режим чрезвычайной ситуации.
Указанный садовый дом находился в зоне затопления в результате чрезвычайной ситуации, вызванной весенне-летним паводком 2017 года, составлен акт обследования имущества, поврежденного (разрушенного) в результате ливневых дождей и подъема уровней воды в реках Кума, Джемуха и Суркуль в период с 24 мая 2017 на территории Минераловодского городского округа пос. Первомайский.
09 июня 2017 года истцам отказано во включении в соответствующие списки граждан на предоставление помощи, поскольку у них отсутствует регистрация по месту жительства и правоустанавливающие документы на жилое помещение.
Закон Ставропольского края от 10 апреля 2006 года N 19-кз "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, и ветеранов Великой Отечественной войны", в пункте 6 части 2 статьи 4 предусматривает меры социальной поддержки граждан, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Ставропольском крае, ввиде выплат единовременных денежных выплат в следующих размерах: 10 000 рублей на человека - единовременная материальная помощь; 50 000 рублей на человека - за частично утраченное имущество первой необходимости; 100 000 рублей на человека - за полностью утраченное имущество первой необходимости.
Разработан Порядок предоставления мер социальной поддержки гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Ставропольском крае, который определяет механизм предоставления единовременных денежных выплат, предусмотренных пунктом 6 части 2 статьи 4 Закона, гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Ставропольском крае.
Пунктом 3 указанного Порядка предусмотрено, что получателями единовременных денежных выплат являются граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на день введения режима чрезвычайной ситуации межмуниципального и регионального характера в населенном пункте Ставропольского края, расположенном в зоне чрезвычайной ситуации в Ставропольском крае, жилые помещения которых пострадали в результате чрезвычайной ситуации, а имущество первой необходимости, находившееся на момент чрезвычайной ситуации в пострадавшем жилом помещении, частично или полностью утрачено.
В целях реализации настоящего Порядка факт постоянного проживания пострадавших граждан в жилых помещениях подтверждается их регистрацией по месту жительства на момент чрезвычайной ситуации в жилых помещениях, а в случае отсутствия регистрации по месту жительства - вступившим в законную силу решением суда об установлении факта их проживания в жилых помещениях (пункт 5).
В соответствии со статьей 264 ГПК РФ, 265 ГПК РФ установление юридического факта проживания в мае 2017 года истцам необходимо для предоставления социальных выплат.
Как указывают истцы, данный дом в садоводческом товариществе пригоден для постоянного проживания, является для них единственным местом жительства и что отсутствие их регистрации в нем не может являться основанием для отказа в предоставлении мер финансовой поддержки, предусмотренной законом для лиц, пострадавших от чрезвычайных ситуаций.
Судом первой инстанции установлено, Абдурахмонов Р.И., Панина Г.К., Панина Г.Л. состоят на регистрационном учете в жилом помещении по другому адресу: Минераловодский район, хутор Красный Пахарь, улица ***, дом *, установление факта постоянного проживания в названном помещении Садоводческого товарищества "Колос", участок ***, в период паводка не порождает юридические последствия для заявителей, спорное имущество на момент события не имеет признаков жилого помещения, это садовый домик, находится не в населенном пункте, как того требует законодательство, на земельном участке, переданном для ведения садоводства и неотведенном для размещения жилого фонда. Пригодность садового домика для постоянного проживания не свидетельствует о том, что он имеет статус жилого помещения. Само же по себе наличие у истцов нежилого строения на территории, подвергшейся затоплению населенного пункта, не влечет признание пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, и, соответственно, для предоставления им, в связи с этим, мер социальной поддержки.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается, доводы жалобы об обратном находит несостоятельными, основанными на неверном толковании норм материального права.
В силу ст. 18 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" от 21.12.1994 N 68-ФЗ граждане Российской Федерации имеют право, в том числе, на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций. Данное право основывается на гарантиях, закрепленных в Федеральном конституционном законе от 30.05.2001 "О чрезвычайном положении".
Денежные выплаты предоставляются гражданину один раз по месту жительства в зоне затопления, подтвержденному регистрацией. При отсутствии регистрации по месту жительства факт постоянного проживания гражданина по конкретному адресу в целях получения денежных выплат устанавливается в судебном порядке.
Юридически значимыми обстоятельствами для получения единовременной материальной и финансовой помощи в связи с утратой имущества являются факт причинения вреда жилому помещению в результате паводка (наводнения), а также факт постоянного проживания граждан в указанном жилом помещении.
В соответствии с названным выше правовым регулирование возникших правоотношений, Постановлением Правительства Ставропольского края от 02.06.2006 N 84-п (ред. от 31.07.2017) "О мерах по реализации Закона Ставропольского края "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, и ветеранов Великой Отечественной войны" вместе с "Порядком финансирования мер социальной поддержки, установленных Законом Ставропольского края, предусмотренных частью 3 статьи 4 Закона Ставропольского края.." право на получение единовременных денежных выплат имеют:
граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на день введения режима чрезвычайной ситуации межмуниципального и регионального характера в населенном пункте Ставропольского края, расположенном в зоне чрезвычайной ситуации в Ставропольском крае,
жилые помещения которых пострадали в результате чрезвычайной ситуации, а имущество первой необходимости, находившееся на момент чрезвычайной ситуации в пострадавшем жилом помещении, частично или полностью утрачено.
Виды жилых помещений перечислены в ст. 16 Жилищного кодекса РФ. Жилыми помещениями, согласно ч. 2 ст. 15 ЖК РФ, признаются изолированные помещения, являющиеся недвижимым имуществом и пригодные для постоянного проживания граждан. Соответственно, строения, не отвечающие названным выше требованиям жилого помещения (разновидность недвижимого имущества, изолированность помещения, пригодность для постоянного проживания), жилыми помещениями не являются (садовые домики, офисы, гаражи, другие строения, не рассчитанные на постоянное проживание в них граждан).
Названным выше постановлением Правительства СК право на получение финансовой помощи, о которой просят истцы, имеют только те граждане, которые утратили имущество первой необходимости, в результате затопления жилых помещений в которых они постоянно проживали.
Оценив доказательства в их совокупности, суд пришел к правильному выводу о том, что постоянное проживание в нежилом помещении, пострадавшем в результате подтопления, не является основанием для получения истцами финансовой помощи.
Ссылок на нормы права и обстоятельства дела, которым противоречит данный вывод, в частности: доказательства того, что фактически были выделены средства для предоставления финансовой помощи не только владельцам жилых домов, пострадавших в результате подтопления, но и собственникам пострадавших нежилых помещений, заявители не приводят; в деле такие доказательства отсутствуют. При этом истцы просят включить их в те списки граждан, имеющих право на получение единовременной материальной помощи, которые формируются в порядке исполнения постановления Правительства СК N 84-п, не предусматривающего, как установлено судом, предоставления мер поддержки собственникам пострадавших нежилых помещений. С учетом изложенного, у истцов отсутствует совокупность условий, необходимых для признания права на получение выплат, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы жалобы повторяют позицию заявителей как истцов по делу, получившую надлежащую правовую оценку в обжалуемом решении, правомерность и обоснованность которой доводами жалобы и имеющими в деле доказательствами не опровергается, вследствие чего не являются основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь ст.ст. 327, 327-1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Минераловодского городского суда от 21 августа 2017 года -оставить без изменения, апелляционную жалобу истцов - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.