Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе:
судьи-председательствующего Киселева Г.В.,
судей: Медведевой Д.С., Тепловой Т.В.,
при секретаре судебного заседания Фатневой Т.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца Лазина Ю.Н. на решение Минераловодского городского суда Ставропольского края от 16 августа 2017 года
по исковому заявлению Лазина Ю.Н. к Муниципальному унитарному предприятию Минераловодского городского округа Ставропольского края "Славянка" о признании действий ненадлежащими, обязании произвести определённые действия,
заслушав доклад судьи Киселева Г.В.,
установила:
02 июня 2017 года Лазин Ю.Н. обратился в Минераловодский городской суд с данным иском, указав, что зарегистрирован и проживает по адресу: Ставропольский край, Минераловодский район, п. Красный пахарь, "адрес". Ближайшие мусорные контейнеры расположены в 500 м. от места его проживания и части улицы. Согласно СанПин 42-128-4690-88 мусорные контейнеры должны размещаться на расстоянии не более чем 100 м. от жилья. Услуги по вывозу ТБО осуществляет МУП Минераловодского городского округа Ставропольского края "Славянка". С требованием разместить контейнер на положенном расстоянии от дома 31 мая 2016 года и 14 июня 2016 года обращалась собственник жилого дома Елисеева Р.А. В ответ на письмо от 31 мая 2016 года МУП "Славянка" не сообщило о готовности выполнить собственные обязательства согласно публичному договору. 10 июня 2016 года вынесен судебный приказ по делу N2-509-22-274/16. Часть денег, которая была удержана из пенсии Елисеевой Р.А. после передачи в суд возражения, была ей возвращена. Первая часть изъятой пенсии осталась на счёте МУП "Славянка". Таким образом, получив первые деньги за не предоставленные услуги, МУП "Славянка" поставило Елисееву Р.А. в состояние признания публичного договора с МУП "Славянка". До тех пор, пока Елисеева Р.А. не платила, она не признавала услуги МУП "Славянка" надлежащими, соответственно публичный договор с МУП "Славянка". 19 марта 2017 года истец его соседи обратились в МУП "Славянка" с письмом, в котором просили разместить мусорный контейнер в доступной им близости, согласно существующему СанПин 42-128-4690-88. В письме от 24 марта 2017 года директор МУП "Славянка" Муравский С.В. отказал в выполнении требований, указав, что установить мусорные контейнеры рядом с жилым домом или в непосредственной близости не имеется технической возможности и они должны использовать контейнером, расположенным на расстоянии 35 м. (на ул. Полевая). В случае не согласия с дислокацией мусорных контейнеров заявители имеют право заключить договор на вывоз ТБО с иной специализированной организацией. Предложения МУП "Славянка" незаконны и несостоятельны. Путь к контейнеру пролегает по территории частного участка. У МУП "Славянка" нет договора с собственником участка об использовании его в производственных целях, в связи с чем через данный участок не оборудована пешеходная дорожка. В непогоду территория участка становится непроходимой, участок имеет сильный уклон. Просил суд признать действия МУП "Славянка" связанные с не предоставлением услуг надлежащего качества, ненадлежащими согласно ст.426 ГК РФ. Обязать директора МУП "Славянка" Муравского С.В. разместить мусорный контейнер на расстоянии не более 100 м. от их части улицы, согласно СанПин 42-128-4690-88 (л.д.3-5).
26 июня 2017 года истец Лазин Ю.Н. уточнил исковые требования. Просил суд признать услуги МУП "Славянка" в период с января 2014 года по май 2017 года, предоставленными ему и членам его семьи услугами ненадлежащего качества согласно ст.426 ГК РФ и СанПин 42-128-4690-88 (л.д.47-49).
Определением Минераловодского городского суда от 26 июля 2017 года прекращено производство по гражданскому делу по исковому заявлению Лазина Ю.Н. к директору МУП Минераловодского городского округа Ставропольского края "Славянка" в части требования: возложить на директора МУП "Славянка" Муравского С.В. обязанности разместить мусорный контейнер на расстоянии более 100 м. от их части улицы, согласно СанПин 42-128-4690-88, продолжить рассмотрение требования: признать действия МУП "Славянка" в период с января 2014 по май 2017 года, предоставленные Лазину Ю.Н. и членам его семьи, услугами ненадлежащего качества согласно ст. 426 ГК РФ и СанПин 42-128-4690-88 (л.д.58).
Определением Минераловодского городского суда от 26 июля 2017 года в качестве третьего лица привлечена Администрация Минераловодского городского округа (л.д.59).
Обжалуемым решением Минераловодского городского суда от 16 августа 2017 года в удовлетворении исковых требований Лазина Ю.Н. к МУП "Славянка" о признании услуг ответчика в период с января 2014 года по май 2017 года предоставленных истцу и членам его семьи, услугами ненадлежащего качества, согласно ст.426 ГК РФ и СанПин 42-128-4690-88 отказано (л.д.111-118).
В апелляционной жалобе истец Лазин Ю.Н. просит решение Минераловодского городского суда от 16 августа 2017 года отменить, принять новое решение об удовлетворении иска, указав, что суд рассмотрел период деятельности МУП "Славянка" в период с 2008 по 2017 годы, а не с 2007, чтобы исключить факт перенесения контейнера на ненадлежащее расстояние. Представитель МУП "Славянка" указал, что план дислокации контейнеров создают специалисты администрации, а не МУП "Славянка", доказательств этого представлено не было. Суд необоснованно указал, что вопросы о дислокации мусорных контейнеров отнесены к исключительной компетенции органов местного самоуправления, а истец настаивал на рассмотрении заявленных требований именно к МУП "Славянка", заявляя их к ненадлежащему ответчику. Судом не дана оценка тому, что согласно плана дислокации контейнеров МУП "Славянка", все мусорные контейнеры расположены на расстоянии более 100 м. от дома, где проживает Лазин Ю.Н. с семьёй, исключая контейнер на "адрес", доступ к которому и затруднён и незаконен. Суд вышел за пределы заявленных исковых требований, указав, что им не представлено доказательств, что в период с января 2014 года по май 2017 года МУП "Славянка" в нарушение требований ст.426 ГК РФ ненадлежащим образом выполняло свои обязанности по обслуживанию населения, так как он не просил суд признать работу МУП "Славянка" в целом ненадлежащей, так как просил суд признать её ненадлежащей только в отношении его семьи. Суд проигнорировал предоставленные им доказательства. Суд не признал работу контролёра МУП "Славянка" ненадлежащей, несмотря на то, что в течение двух лет игнорировалось их существование, не предоставлялись квитанции об оплате за вывоз ТБО. МУП "Славянка" ненадлежащим образом разместила мусорные контейнеры с нарушением существующего законодательства, организовала ненадлежащее оповещение его семьи об условиях вывоза ТБО, вела ненадлежащую переписку с ним и членами его семьи, организовала ненадлежащее судебное преследование члена его семьи Елисеевой Р.А., произвела ненадлежащее определение сроков оплаты за вывоз ТБО для его семьи (л.д.126-130).
В возражениях относительно доводов апелляционной жалобы ответчик МУП Минераловодского городского округа Ставропольского края "Славянка" в лице директора Муравского С.В. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Исследовав материалы гражданского дела N2-1434/17, обсудив доводы изложенные в апелляционной жалобе, в поступивших относительно доводов апелляционной жалобы возражениях, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия считает, что оснований для отмены решения суда нет.
Положениями ст.42 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Как следует из положений ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30марта1999года N52-ФЗ, в целях настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия: санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности; среда обитания человека ( далее - среда обитания) - совокупность объектов, явлений и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, определяющая условия жизнедеятельности человека; факторы среды обитания - биологические (вирусные, бактериальные, паразитарные и иные), химические, физические (шум, вибрация, ультразвук, инфразвук, тепловые, ионизирующие, неионизирующие и иные излучения), социальные (питание, водоснабжение, условия быта, труда, отдыха) и иные факторы среды обитания, которые оказывают или могут оказывать воздействие на человека и (или) на состояние здоровья будущих поколений (ст.1). Граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека (ст.8). Отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (п.1 ст.22).
Из положений п.1 ст.11 ФЗ "Об охране окружающей среды" от 10января2002года N7-ФЗ следует, что каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Согласно положений п.1 ст.13 ФЗ "Об отходах производства и потребления" от 24июня1998года N89-ФЗ, территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
В соответствии с п.8.2.5 Санитарно-эпидемиологических требований к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях (Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.1.2.2645-10), утверждённых Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июня 2010 года N64 для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5. Расстояние от контейнеров до жилых зданий, детских игровых площадок, мест отдыха и занятий спортом должно быть не менее 20 м., но не более 100 м.
Приведённые положения Санитарно-эпидемиологических требований к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях не устанавливают требования к размещению контейнеров в районах сложившейся застройки, где уже невозможно соблюсти названное расстояние.
Данные положения содержат требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях, которые следует соблюдать при размещении, проектировании, реконструкции, строительстве зданий, предназначенных для постоянного проживания.
Как следует из ответа МУП Минераловодского городского округа Ставропольского края "Славянка" на заявление Лазина Ю.Н. от 19 марта 2017 года, в данном районе отсутствует возможность иного размещения мусорных контейнеров из-за отсутствия места для разворота специализированного транспорта. Мусорный контейнер находится на ул. Полевой на расстоянии 35 м. (л.д.9).
Истцом не приведено доводов свидетельствующих о том, что в указанном районе сложившейся застройки имеются возможности размещения контейнерной площадки в ином месте, без ущемления прав и законных интересов соседей и жителей близлежащих жилых домов.
Из содержания уточненных исковых требований Лазина Ю.Н. следует, что истец просил суд признать услуги МУП "Славянка" в период с января 2014 года по май 2017 года, предоставленными ему и членам его семьи услугами ненадлежащего качества согласно ст.426 ГК РФ и СанПин 42-128-4690-88 (л.д.47-49).
Каких-либо доказательств вышеизложенному истцом Лазиным Ю.Н. суду первой инстанции представлено не было.
В соответствии с положениями ч.1 ст.56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно положений ст.67 ГПК РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (ч.1). Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы (ч.2). Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (ч.3).
С учётом приведённых норм закона, суд первой инстанции при рассмотрении заявленных исковых требований обоснованно принял во внимание те доказательства, которые были представлены сторонами при рассмотрении данного гражданского дела, и вынес законное и обоснованное решение.
По мнению судебной коллегии, доводы апелляционной жалобы истца Лазина Ю.Н. направлены на переоценку обстоятельств, установленных и исследованных судом первой инстанции в соответствии с положениями статей 12, 56, 67 ГПК РФ, не содержат фактов, не проверенных и не учтённых судом первой инстанции при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда первой инстанции, в связи с чем являются несостоятельными, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Руководствуясь статьями 327-329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Минераловодского городского суда от 16 августа 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Лазина Ю.Н. без удовлетворения.
Судья-председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.