Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда
в составе председательствующего Минаева Е.В.
судей Калединой Е.Г. и Дубинина А.И.
при секретаре Будаговой И.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании 29 ноября 2017 года
гражданское дело по апелляционным жалобам министра ЖКХ Ставропольского края Р.А. Марченко и представителя министерства финансов Российской Федерации по доверенности А.С. Дурнева
на решение Советского районного суда Ставропольского края от 05 сентября 2017 года по исковому заявлению Балацкой Т.И., Токаревой Н.В., Балацкого И.А., к администрации Солдато-Александровского сельсовета Советского района СК, Министерству жилищно-коммунального хозяйства СК, Министерству финансов РФ, в лице Управления федерального казначейства по СК о признании права на получение государственного жилищного сертификата и обязании включить в списки граждан, имеющих право на получение государственного жилищного сертификата, в связи с утратой жилого помещения вследствие чрезвычайной ситуации,
заслушав доклад судьи Калединой Е.Г.
УСТАНОВИЛА:
Балацкая Т.И., Токарева Е.В., Балацкий И.А. обратились в суд с иском к администрации Солдато-Александровского сельсовета Советского района СК, Министерству жилищно-коммунального хозяйства СК, Министерству финансов РФ, в лице Управления федерального казначейства по СК о признании права на получение государственного жилищного сертификата в связи с утратой жилого помещения вследствие чрезвычайной ситуации в результате выпадения значительного количества осадков, повышения уровня воды в реках выше неблагоприятных отметок и подтопления территории с. Солдато-Александровского Советского района СК в мае 2017 года, обязании администрации МО Солдато-Александровского сельсовета включить их в списки граждан, пострадавших в результате ЧС, имеющих право на получение государственных жилищных сертификатов в мае 2017 года, обязании администрации Солдато-Александровского сельсовета включить их в списки граждан, пострадавших в результате ЧС, на получение государственных жилищных сертификатов.
В обоснование исковых требований истцы указали, что они являются членами одной семьи, проживают по адресу: " ... ". Собственником данной квартиры является Балацкая Т.И. В мае 2017 года в результате чрезвычайной ситуации: выпадения значительного количества осадков, повышения уровня воды в реках выше неблагоприятных отметок и подтопления территории МО Солдато-Александровского сельсовета, дом N 7 по ул. Малышенко, в котором расположена квартира 1, где проживают истцы, оказался в зоне подтопления, в результате чего признан непригодным для дальнейшей эксплуатации и подлежит сносу. Все имущество первой необходимости было подтоплено и восстановлению не подлежит. Во время наводнения пострадали: мебель, бытовая техника, одежда, обувь, постельные принадлежности, продукты питания. Затоплен полностью огород, где были посажены овощи. В связи с полной утратой имущества им произвели соответствующие компенсационные выплаты. 07.06.2017 года Балацкая Т.И. обратилась к главе администрации МО Солдато-Александровского сельсовета с заявлениями о включении ее и членов ее семьи: дочери Токаревой Н.В., сына Балацкого И.А. в списки на получение государственного жилищного сертификата в связи с утратой жилого помещения по адресу: " ... ". 12.07.2017 года им было отказано, поскольку их семьей не представлен документ, подтверждающий право на земельный участок, на котором расположено утраченное жилое помещение, на момент чрезвычайной ситуации.
Решением Советского районного суда Ставропольского края от 05 сентября 2017 года исковые требования Балацкой Т.И., Балацкого И.А., Токаревой Н.В. удовлетворены полностью.
Суд признал за истцами право на получение государственного жилищного сертификата, в связи с утратой жилого помещения расположенного по адресу: " ... ", общей площадью - 58,3 кв.м., вследствие чрезвычайной ситуации в результате выпадения значительного количества осадков, повышения уровня воды в реках выше неблагоприятных отметок и подтопления муниципального образования Солдато-Александровского сельсовета Советского района Ставропольского края в мае 2017 года, в соответствии с Порядком выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам РФ, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями, утвержденным постановлением Правительства РФ от 09 октября 1995 года N 982.
Суд обязал администрацию муниципального образования Солдато-Александровского сельсовета Советского района Ставропольского края в соответствии включить Балацкую Т.И.,Балацкого И.А., Токареву Н.В. в список пострадавших граждан, имеющих право на получение государственных жилищных сертификатов, лишившихся жилого помещения расположенного по адресу: " ... ", общей площадью - 58,3 кв.м., в результате повышения уровня воды в реках выше неблагоприятных отметок и подтопления территории муниципального образования Солдато-Александровского сельсовета Советского района Ставропольского края, произошедших в мае 2017 года.
Суд указал на немедленное исполнение судебного решения.
В апелляционной жалобе министр ЖКХ Ставропольского края Р.А. Марченко просит решение суда отменить, указав, что судом нарушены нормы материального и процессуального права. Суд не учел, что отсутствие у истцов правоустанавливающих документов на земельный участок является результатом бездействия самого истца. Отказ администрации во включении в список пострадавших граждан для получения жилищного сертификата истцом не оспорен, соответственно решение, приятое органом самоуправления, является законным и обоснованным. Кроме того, в нарушении ст. 212 ГПК РФ, суд необоснованно указал, что решение подлежит немедленному исполнению. Указание суда на социальный характер спора, предстоящее осенне-зимнее время года не может служить обоснованием причинения значительного ущерба для истца или невозможности исполнения судебного решения.
В апелляционной жалобе представитель министерства финансов Российской Федерации по доверенности Дурнев А.С. просит решение суда отменить, указав, что судом неправильно применены нормы материального права. Порядок предоставления жилищного сертификата установлен соответствующими нормативными актами, согласно которым право на получение жилищного сертификата возникает у граждан не в момент включения их в список на выдачу жилищного сертификата, а после принятия соответствующего решения Правительства РФ, издаваемое после прохождения полной, многоэтапной административной процедуры. Решение суда в части признания права на получение жилищного сертификата направлено изменение существующего административного порядка получения государственного жилищного сертификата, которое не может быть признано законным.
В возражении на апелляционные жалобы истцы Балацкая Т.И., Балацкий И.А. и Токарева Н.В. просят решение суда оставить без изменения, как законное и обоснованное, а апелляционные жалобы без удовлетворения, указав, что земельный участок, на котором расположен их многоквартирный жилой дом был сформирован до введения в действия ЖК РФ, и в отношении него был проведен государственный кадастровый учет. Ни одним нормативным актом не предусмотрена возможность отказа в выдаче жилищного сертификата при наличии или отсутствие права на земельный участок под утраченным в результате ЧС жилым помещением. Их квартира, как и весь дом, признаны ветхим и аварийным, не пригодным для проживания, квартира являлась их единственным жильем.
В отзыве на апелляционную жалобу глава муниципального образования Солдато-Александровского сельсовета Советского района СК Краченко А.В. считает жалобу представителя министерства финансов Российской Федерации обоснованной и просит решение суда отменить по доводам, указанным в апелляционной жалобе.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, возражения на жалобы, выслушав представителя ЖКХ Ставропольского края по доверенности Порохонько Е.С. и представителя министерства финансов Российской Федерации по доверенности Иванову К.И., поддержавших доводы жалобы и просивших об отмене решения, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалоб и отмены судебного решнеия.
Разрешая спор, удовлетворив заявленные исковые требования, суд первой инстанции руководствовался положениями ст. 15 ЖК РФ, Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного техногенного характера", Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", Постановлением Правительства РФ от 07 июня 1995 года N 561 "О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями", Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 марта 2015 года N 213 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями", Постановлением Правительства Российской Федерации от 09 октября 1995 года N 982 в редакции от 12 марта 2015 года N 982 "Об утверждении порядка выпуска и погашения жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации ... ".
Установив все обстоятельства по делу, суд первой инстанции пришел к выводу, что жилое помещение, принадлежащее истицам в " ... ", где истцы зарегистрированы и в котором постоянно проживают, утрачено в результате чрезвычайной ситуации, является их единственным жильем, в результате чрезвычайной ситуации признано непригодным для проживания, в связи с чем, истцы имеет все основания для получения государственного жилищного сертификата.
С такими выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается, поскольку они соответствуют требованиям закона и подтверждены допустимыми и относимыми доказательствами.
В соответствии с п.п. 1 и 2 ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.
Данное право основывается на гарантиях, закрепленных в ст. 29 Федерального конституционного закона от 30.05.2001 N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении".
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с п. 1 ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 07.06.1995 N 561 "О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями" государственные жилищные сертификаты выдаются гражданам, постоянно проживавшим и зарегистрированным в утраченном жилом помещении на момент чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, террористического акта или пресечения террористического акта правомерными действиями.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Балацкая Т.И. является собственником жилого помещения по адресу: " ... ", на основании договора купли продажи квартиры от 04.05.2010 года. Общая площадь квартиры - 58,3 кв.м. Истец Токарева Н.В. является дочерью, а истец Балацкий И.А. - сыном собственника квартиры Балацкой Т.И.
Другого жилья истцы не имеют. В указанной квартире истцы постоянно проживают и зарегистрированы на момент чрезвычайной ситуации.
Согласно постановления N 134 от 14.06.2017 года главы администрации Солдато-Александровского сельсовета "Об утверждении перечня домовладений, земельных участков сельскохозяйственного назначения, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации", жилое помещение, расположенное по адресу: с. Солдато-Александровское, ул. Малышенко, д. 7, кв. 1 отнесено к пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации.
Актом обследования указанного жилого помещения N 23 от 14.06.2017 года межведомственной комиссии и заключение этой же комиссии N 23 от 14.06.2017 года, установлено, что здание "жилого дома", расположенного по адресу: " ... " не пригодно для дальнейшей эксплуатации и подлежит сносу.
Заключением от 14.06.2017 г. по результатам проведенного обследования технического состояния объекта: жилой дом по адресу: " ... " установлена эксплуатационная ненадежность и небезопасность существующих конструкций и внутренних инженерных систем здания "жилого дома", при этом нарушаются требования по обеспечению безопасности жизни и здоровья людей, а также нарушаются требования по несущей способности и безопасности при дальнейшей эксплуатации здания. Оно не пригодно для дальнейшей эксплуатации и подлежит сносу.
07.06.2017 года Балацкая Т.И. обратилась к главе администрации МО Солдато-Александровского сельсовета с заявлением о включении ее и членов ее семьи: дочери Токаревой Н.В., сына Балацкого И.А. в списки граждан на получение государственного жилищного сертификата в связи с утратой жилого помещения по адресу: " ... ".
12.07.2017 года главой администрации МО Солдато-Александровского сельсовета Балацкой Т.И. и членам ее семьи отказано во включении их в списки граждан на получение государственного жилищного сертификата, поскольку их семьей не представлен документ, подтверждающий право на земельный участок, на котором расположено утраченное жилое помещение, на момент чрезвычайной ситуации.
Признавая указанные доводы администрации незаконными, суд первой инстанции обоснованно указал, что на собственника квартиры в многоквартирном жилом доме обязанность по формированию земельного участка не возложена, земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и который сформирован до введения в действие Жилищного кодекса РФ, в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме (ч. 2 ст. 16 Федерального закона N 189 - ФЗ).
Под многоквартирными домами по адресу: " ... " сформирован и поставлен на кадастровый учет земельный участок " ... " общей площадью 24349 кв.м. Указанные участки были сформированы до введения в действие Жилищного кодекса РФ и в отношении них проведен государственный кадастровый учет.
Кроме того, право на получение жилищного сертификата закон связывает с такими обстоятельствами, как жилое помещение, в котором проживали граждане, должно быть единственным; граждане одновременно должны быть зарегистрированы в утраченном жилом помещении и постоянно проживать в указанном жилище на момент чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, террористического акта или пресечения террористического акта правомерными действиями (п. 2 Постановления Правительство Российской Федерации от 07 июня 1995 г. N 561).
Ни одним из приведенных выше нормативно - правовых документов не предусмотрена возможность отказа в выдаче государственного жилищного сертификата при отсутствии прав на земельный участок под утраченным в результате чрезвычайной ситуации жилым помещением.
При таких обстоятельствах, суд пришел к правильному выводу о том, что истцы имеют права на получение государственного жилищного сертификата, как граждане, лишившиеся жилья в результате чрезвычайной ситуации, и подлежат включению в список граждан на получение государственного жилищного сертификата.
Суд обоснованно удовлетворил требования истцов об обращение настоящего решения к немедленному исполнению, поскольку согласно ч. 1 ст. 211 ГПК РФ суду предоставлено право обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным.
По данному делу судом учтен социальный характер спора, значимость принятого решения для истцов, лишившихся единственного жилья.
С учетом изложенного решение суда следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционных жалоб не имеется.
Доводы апелляционных жалоб основаны на неправильном толковании приведенных норм материального права, сводятся к несогласию с данной судом оценкой доказательств и иному толкованию законодательства, аналогичны тем, на которые ссылалась сторона в судебном заседании, они были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных сторонами доказательств в их совокупности.
Руководствуясь ст. ст. 327-329 ГПК РФ судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда Ставропольского края от 05 сентября 2017 года оставить без изменения, апелляционные жалобы министра ЖКХ Ставропольского края Р.А. Марченко и представителя министерства финансов Российской Федерации по доверенности Дурнева А.С. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.