Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего Минаева Е.В.,
судей Меньшова С.В., Турлаева В.Н.,
с участием секретаря судебного заседания Вяхиревой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца Назировой Г.В. на решение Минераловодского городского суда Ставропольского края от 01 сентября 2017года,
по иску Назирова С.М., Назировой Г.В. и Назирова А.С. к администрации Минераловодского городского округа и Министерству труда и социальной защиты населения Ставропольского края об установлении факта проживания, признании пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, возложении обязанности включить в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в связи с утратой имущества,
заслушав доклад судьи Меньшова С.В.,
УСТАНОВИЛА:
Назиров С.М., Назирова Г.В. и Назиров А.С. обратились в суд с иском к администрации Минераловодского городского округа и Министерству труда и социальной защиты населения Ставропольского края, в котором просили установить юридический факт постоянного проживания Назирова С.М., Назировой Г.В. и Назирова А.С. в садовом домике, расположенном по адресу: ..., признать их пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в мае 2017года в результате обильных дождей и наводнения на территории Минераловодского района в период с 24 мая 2017 года и возложить обязанности на администрацию Минераловодского городского округа включить их в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в связи с полной утратой имущества в результате чрезвычайной ситуации, возникшей из-за обильных дождей и наводнения на в пос. Первомайский в период с 24 мая 2017 года.
Обжалуемым решением Минераловодского городского суда Ставропольского края от 01 сентября 2017 года в удовлетворении исковых требований отказано в полном объёме.
В апелляционной жалобе истец Назирова Г.В. просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, вынесенное с нарушением норм материального и процессуального права, ссылаясь на неправильность произведённой судом первой инстанции правовой оценки обстоятельств дела.
Возражения на апелляционную жалобу не поступили.
Исследовав материалы гражданского дела, заслушав присутствующих в судебном заседании лиц, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований к их удовлетворению не нашла.
Из материалов дела следует, что согласно паспортным данным, истцы Назиров С.М., Назирова Г.В. и Назиров А.С. зарегистрированы по адресу: ...
Согласно свидетельствам о государственной регистрации права от 12июля 2006 года на основании договора купли-продажи недвижимого имущества истцу Назировой Г.В. на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 1 104 кв.м., назначение: земли сельскохозяйственного назначения - для выращивания плодовоовощной продукции, расположенный по адресу: ..., а также расположенный на нём садовый домик площадью 129 кв.м. (нежилое здание).
Согласно акту администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края от 28 мая 2017 года, в результате наводнения 24 мая 2017года пострадал дом, расположенный по адресу: ..., собственники имущества Назирова Г.В., совместно проживающие Назиров С.М., Назиров А.С., степень повреждения - полная.
13 июня 2017 года истцам администрацией Минераловодского городского округа Ставропольского края отказано во включении в списки граждан на предоставление единовременной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества в результате чрезвычайной ситуации, поскольку у них отсутствуют регистрация по месту жительства и правоустанавливающие документы на жилое помещение, а также разъяснено, что граждане, у которых отсутствуют документы о регистрации по месту жительства и о правах на жилое помещение включаются в списки на основании принятых судебных решений.
Указанные обстоятельства правильно установлены судом первой инстанции, не оспариваются сторонами и подтверждаются надлежащими доказательствами по делу.
Разрешая заявленные исковые требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что строение, в котором проживают истцы, является нежилым, соответственно право постоянного проживания в нём в смысле жилищного законодательства исключается, принимая во внимание то обстоятельство, что истцы зарегистрированы по месту жительства по иному адресу.
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда первой инстанции, поскольку он сделан с учётом представленных сторонами доказательств, оцененных судом по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при правильном применении норм материального права.
Распоряжением губернатора Ставропольского края от 24 мая 2017 года N344-р "О введении на территории Ставропольского края режима чрезвычайной ситуации" в связи с выпадением значительного количества осадков, повышением уровня воды в реках выше неблагоприятных отметок и подтоплением территории Ставропольского края введён режим чрезвычайной ситуации для органов управления и сил Ставропольской краевой территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Постановлением администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края от 24 мая 2017 года N 1216 с 10 часов 24 мая 2017 года введён режим чрезвычайной ситуации.
В соответствии с пунктом "з" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Статья 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" закрепляет за органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предупреждению чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидации их последствий (подпункт 5 пункт 2).
Специальным нормативным правовым актом, определяющим общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, является Федеральный закон от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
Этим законом предусмотрено право граждан Российской Федерации на возмещение ущерба, причинённого их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций (пункт 1 статья 18).
При этом названный Закон не конкретизирует условия и объем подлежащего возмещению ущерба, а регламентирует, что порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 этой статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Принятие в соответствии с федеральными законами законов и иных нормативных правовых актов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, а также решений об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены, отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Во исполнение указанных предписаний Государственной Думой Ставропольского края принят Закон Ставропольского края от 10 апреля 2006года N 19-кз "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, и ветеранов Великой Отечественной войны", целью которого является социальная поддержка граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, для поддержания уровня их жизни, улучшения социально-экономического положения.
В силу пункта 6 части 2 статьи 4 Закона N 19-кз, мерой социальной поддержки граждан, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Ставропольском крае, является выплата единовременных денежных выплат в следующих размерах: 10 000 рублей на человека - единовременная материальная помощь; 50 000 рублей на человека - за частично утраченное имущество первой необходимости; 100000рублей на человека - за полностью утраченное имущество первой необходимости.
В целях реализации этого закона приказом министерства социального развития и занятости населения Ставропольского края от 13 февраля 2012 года N 95 утверждён Порядок выплаты единовременных денежных выплат гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Ставропольском крае, а также членам семьи (супруге, супругу), детям, родителям, лицам, находившимся на иждивении гражданина, погибшего (умершего) в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера в Ставропольском крае.
Согласно пункту 2 указанного Порядка, единовременные денежные выплаты осуществляются за счёт средств резервного фонда Правительства Ставропольского края в соответствии с требованиями, установленными Правительством Ставропольского края для выделения указанных средств.
Единовременные денежные выплаты производятся министерством труда и социальной защиты населения Ставропольского края пострадавшим, включённым в списки, подготовленные Главным управлением Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ставропольскому краю совместно с органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Ставропольского края, на территории которых произошли чрезвычайные ситуации, и министерством, утверждённые Губернатором Ставропольского края (пункт 3 Порядка).
Для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций Постановлением Правительства Российской Федерации N 110 от 15 февраля 2014 года утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, согласно которым, бюджетные ассигнования из резервного фонда Правительства Российской Федерации выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для осуществления следующих выплат: оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 10 000 рублей на человека; оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости из расчёта за частично утраченное имущество - 50 000 рублей на человека, за полностью утраченное имущество - 100 000 рублей (пункт 2).
Во исполнение указанных Правил, МЧС России были разработаны и утверждены 03 октября 2014 года N 2-4-87-24-7 Методические рекомендаций по оформлению дополнительных документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.
Согласно главе 2 указанных Рекомендаций при отсутствии у гражданина необходимых документов, подтверждающих право на получение единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой им имущества первой необходимости (отсутствие регистрации по месту жительства) граждане включаются в списки на получение указанной финансовой помощи на основании принятых судебных решений.
Из анализа указанных норм следует, что возмещение ущерба возможно только в том случае, если это прямо предусмотрено соответствующим нормативным актом.
Абзац 8 статьи 2 Закона "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" от 25 июня 1993 года N 5242-1 определяет, что местом жительства является жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма, найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
Согласно статье 6 названного Закона для регистрации гражданина по месту жительства, он обязан обратиться в орган регистрационного учёта с заявлением по установленной форме и предъявить, в том числе, документ, являющийся в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение.
Статья 10 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливает, что жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности.
С учётом изложенного, право гражданина на регистрацию по месту жительства производно от его жилищного права на жилое помещение.
Из совокупного анализа приведённых правовых предписаний следует, что условия оказания единовременной материальной и финансовой помощи предусматривают установление таких юридически значимых обстоятельств, как факт причинения в результате чрезвычайной ситуации вреда находящемуся в жилом помещении имуществу первой необходимости, а также факт постоянного проживания гражданина именно в жилом помещении.
Таким образом, установление факта проживания истцов в нежилом строении не порождает для них тех правовых последствий, которые установлены законодателем для возмещения ущерба в результате чрезвычайных ситуаций путём предоставления мер социальной поддержки в случаях частичной или полной утраты имущества первой необходимости в жилых помещениях, а потому наличие у истцов нежилого строения на территории подвергшегося затоплению населённого пункта не может служить установленным законом основанием для их признания пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации и соответственно, для предоставления им в связи с этим мер социальной поддержки.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришёл к верному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований истцов об установлении факта проживания, признании пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, возложении обязанности включить в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной финансовой помощи в связи с утратой имущества, в полном объёме.
Доводы апелляционной жалобы не являются основанием к отмене законного и обоснованного решения суда первой инстанции по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, истцы Назиров С.М. с 26 июня 1991года, Назирова Г.В. и Назиров А.С. с 22 июня 1994 года по настоящее время, состоят на регистрационном учёте в жилом помещении, расположенном по адресу: ...
Установление факта постоянного проживания в нежилом помещении, расположенном по адресу: ... в период паводка не порождает юридические последствия для истцом, по следующим основаниям.
Так, объектом отношений, регулируемых жилищным законодательством, является жилое помещение, существенные признаки которого определены статьей 15 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 15 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан, отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям относятся: жилой дом, часть жилого дома; квартира, часть квартиры; комната.
Жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.
Таким образом, жилые дома функционально предназначены для постоянного проживания граждан. Именно пригодность к проживанию в течение всех сезонов, а не только в летнее время, отличает жилое помещение от садового, предназначенного для отдыха, временного пребывания. Статус жилого помещение приобретает только с момента соответствующей регистрации в качестве такового в регистрирующем органе.
Приобретению статуса жилого помещения (дома) должно предшествовать оформление необходимой технической документации, а также отнесение в установленном порядке объекта недвижимости к жилищному фонду.
Порядок признания помещения жилым и требования, которым должно отвечать жилое помещение, установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения не пригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции".
Право собственности на недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, в силу статьи 219 Гражданского кодекса Российской Федерации, возникает с момента такой регистрации.
Следовательно, для того чтобы недвижимое имущество стало объектом права собственности оно должно быть создано на отведенном для этого земельном участке, индивидуализировано и введено в гражданский оборот именно как недвижимость в установленном законом и иными правовыми актами порядке, в том числе с соблюдением разрешительного порядка создания и ввода в гражданский оборот новых недвижимых вещей, предусмотренного законодательством.
В силу абзаца 2 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Таким образом, на день объявления режима чрезвычайной ситуации 24мая 2017 года истцы не являлся собственниками спорного жилого помещения.
Учитывая то, что в соответствии с действующим порядком право на предоставления мер социальной поддержки имеют граждане, постоянно проживавшие на момент чрезвычайной ситуации в жилых помещениях, попавших в зону затопления, а доказательств, подтверждающих, что данное строение на момент чрезвычайной ситуации было признано в установленном порядке пригодным для проживания, то есть являлось жилым помещением, материалы дела не содержат, то у суда не имеется оснований для удовлетворения заявленных требований.
Само же по себе наличие у истцов строения на территории подвергшегося затоплению населенного пункта не может служить установленным законом основанием для его признания пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, и соответственно, для предоставления им в связи с этим мер социальной поддержки.
Судебная коллегия приходит к выводу о том, что доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, а также к выражению несогласия с произведённой судом оценкой представленных по делу доказательств, не содержат фактов, не проверенных и не учтённых судом первой инстанции при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда первой инстанции, в связи с чем являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены законного и обоснованного решения суда.
Руководствуясь статьями 327-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Минераловодского городского суда Ставропольского края от 01сентября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Назировой Г.В. без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.