Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Меньшова С.В.,
судей: Мирошниченко Д.С., Фоминова Р.Ю.,
при секретаре судебного заседания Вяхиревой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Погосовой А.К. и Погосова С.А. на решение Георгиевского городского суда Ставропольского края от 26 сентября 2017 года по делу по исковому заявлению Погосовой А.К., Погосовова С.А. к администрации Георгиевского городского округа Ставропольского края о признании пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации и обязании включить в списки граждан на получение единовременной материальной и финансовой помощи, в результате чрезвычайной ситуации,
заслушав доклад судьи Мирошниченко Д.С.,
установила:
Погосова А.К., Погосов С.А. обратились в суд с иском к администрации Георгиевского городского округа Ставропольского края, в котором просили суд: признать пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации в результате наводнения 25-27 мая 2017 года, обязании включить в списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в размере 20000 руб., финансовой помощи в связи с полной утратой имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации в размере 100000 руб., вызванной наводнением на территории муниципального образования Незлобненскоого сельсовета Георгиевского района Ставропольского края.
В обоснование исковых требований указано, что Погосова А.К. является собственником земельного участка, расположенного по адресу: Ставропольский край, Георгиевский район, ст. Незлобная, ул. " ... ", " ... ", что подтверждается свидетельством о праве собственности на земельный участок. В домовладении, расположенном на указанном земельном участке, проживают Погосова А.К. и ее сын Погосов С.А., который является инвалидом " ... " группы.
В результате наводнения, произошедшего в 2002 году, был подтоплен жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: Георгиевский район, ст. Незлобная, ул. " ... ", д. " ... ". В 2004 году истцу Погосовой А.К. дали разрешение, она провела в кухне газ, свет, воду, оплачивает все коммунальные платежи и налоги, другого жилья у нее нет.
В результате наводнения, произошедшего в период с 25 по 28 мая 2017 года на территории Георгиевского района Ставропольского края в станице Незлобной подтоплен их земельный участок, уровень воды достигал 60 см. Затопило подвал, погреб, в котором находились банки с соленьями и вареньем, все трубы поржавели, в связи, с чем был составлен акт обследования имущества от 24.06.2017.
Так как домовладение по адресу: Ставропольский край, Георгиевский район, ст. Незлобная, ул. " ... ", д. " ... ", находилось в зоне затопления в результате наводнения 25-27 мая 2017 года, они обратились в администрацию Незлобненского сельсовета Георгиевского района с заявлением о включении их в списки на получение единовременной материальной помощи в размере 20000 руб. на человека и на получение финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости в размере 100000 руб. на человека за утраченное имущество, однако им было отказано, поскольку на получение материальной и финансовой помощи имеют право граждане, зарегистрированные и постоянно проживающие в жилых помещениях, пострадавших от ЧС.
Решением Георгиевского городского суда Ставропольского края от 26 сентября 2017 года в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе Погосова А.К. и Погосов С.А. просят решение суда отменить и вынести новое решение об удовлетворении исковых требований. Считают решение суда незаконным и необоснованным, ссылаются на то, что дом, в котором проживали истцы, является жилым помещением. Факт проживания истцов в спорном домовладении подтверждается квитанциями об оплате коммунальных услуг, показаниями свидетелей. Факт причиненного ущерба подтверждается актом обследования имущества.
От представителя администрации Георгиевского городского округа Парфенова И.В. поступили письменные возражения на жалобу, в которых просит решение суда оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, выслушав лицо участвующее в деле, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, судебная коллегия приходит к следующему.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, с оценкой имеющихся в деле доказательств в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Погосова А.К. является собственником земельного участка, расположенного по адресу: Ставропольский край, Георгиевский район, ст. Незлобная, ул. " ... ", " ... ", что подтверждается свидетельством о праве собственности на земельный участок. В домовладении, расположенном на указанном земельном участке, проживают Погосова А.К. и ее сын Погосов С.А.
В мае 2017 года произошло подтопление территории Георгиевского района Ставропольского края в результате ЧС - выпадения значительного количества осадков, повышения уровня воды в реках выше неблагоприятных отметок.
Согласно акту обследования от 24.06.2017 в зону затопления попало строение и земельный участок по адресу: Георгиевский район, ст. Незлобная, ул. " ... ", д. " ... ".
27 июня 2017 года администрацией Георгиевского городского округа Ставропольского края Погосовой А.К. отказано во включении в списки граждан на предоставление единовременной материальной помощи и финансовой помощи за утраченное имущество как пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации, поскольку отсутствует регистрация по месту жительства а также разъяснено, что оказание помощи гражданам для восстановления пострадавших хозяйственных построек и земельных участков не предусмотрено.
Истцы, ссылаясь на то, что на момент паводка в мае 2017 года они фактически проживали в жилом доме по адресу: Георгиевский район, ст. Незлобная, ул. " ... ", " ... ", и в связи с паводком ими утрачено имущество первой необходимости, обратились в суд с настоящим иском.
Между тем, судебная коллегия учитывает, что одним из обязательных условий для признания за гражданином права на получение соответствующей единовременной материальной и финансовой помощи (компенсации) является установление факта постоянного проживания такого лица на территории муниципального образования, оказавшегося в зоне чрезвычайной ситуации, в жилом помещении, поврежденном в результате чрезвычайной ситуации.
Распоряжением Губернатора Ставропольского края от 24.05.2017 N 344-р "О введении на территории Ставропольского края режима чрезвычайной ситуации" в связи с выпадением значительного количества осадков, повышением уровня воды в реках выше неблагоприятных отметок и подтоплением территории Ставропольского края введен режим чрезвычайной ситуации для органов управления и сил Ставропольской краевой территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Согласно акту администрации Георгиевского городского округа Ставропольского края от 24.06.2017, в результате наводнения 25-28 мая 2017 пострадал дом по адресу: ст. Незлобная, ул. " ... ", д. " ... ", собственник имущества Погосова А.К. В результате обследования установлено, что признаки воды обнаружены в огороде и в погребе.
Суд, отказывая в удовлетворении исковых требований, сослался на то, что на день объявления режима чрезвычайной ситуации в мае 2017 года спорное помещение не являлось жилым помещением.
Согласно разъяснениям п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" объектом отношений, регулируемых жилищным законодательством, является жилое помещение, существенные признаки которого определены статьей 15 ЖК РФ.
Жилым признается изолированное помещение, относящееся к недвижимому имуществу, пригодное для постоянного проживания граждан, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (часть 2 статьи 15 ЖК РФ). Судам надлежит иметь в виду, что порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, а также порядок признания жилого помещения непригодным для проживания устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами (ч. 3, 4 ст. 15 ЖК РФ).
Из буквального толкования частей 2 и 3 ст. 15 ЖК РФ закона следует, что определение пригодности жилого помещения представляет собой процедуру, по итогам прохождения которой помещение, соответствующее требованиям, установленным Правительством Российской Федерации и другими федеральными законами, становится жилым.
Приобретению статуса жилого помещения (дома) должно предшествовать оформление необходимой технической документации, а также отнесение в установленном порядке объекта строительства к жилищному фонду.
Судом достоверно установлено, что постановлением главы Георгиевской территориальной государственной администрации Ставропольского края от 23 мая 2003 N 423 утвержден основной общий список семей граждан, проживающих на территории Георгиевского района Ставропольского края, лишившихся жилья в результате наводнения, происшедшего в июне 2002 года на территории Южного федерального округа.
В данном списке, являющемся приложением 1.1 к указанному постановлению, под N 183 числится домовладение по ул. " ... ", д. " ... " в ст. Незлобной, в котором проживала семья Погосовой А.К. в количестве 6 человек. Данным лицам была предоставлена субсидия на приобретение жилья общей площадью " ... " кв.м.
Тем же постановлением в приложении 1.2 утвержден основной список семей, лишившихся жилья, и изъявивших желание приобрести жилье за счет предоставляемой субсидии, в данном списке под номером 179 числится семья Погосовой А.К. (6 человек, в том числе Погосова А.К. и Погосов С.А.), которым предоставляется субсидия на приобретение жилья общей площадью " ... " кв.м.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 2002 года N 492 "О первоочередных мерах по ликвидации последствий паводка, произошедшего в июне 2002 года на территории Южного федерального округа" гражданам, пострадавшим в результате паводка, произошедшего в июне 2002 года на территории Южного федерального округа, из федерального бюджета предоставляются средства в виде безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья (пункт 10 Постановления). Судом достоверно установлено, что семье Погосовой А.К. была предоставлена субсидия на приобретение жилья площадью " ... " кв.м, что подтверждается копией свидетельства о предоставлении субсидии N 176/2 (л.д. 28).
Кроме того, главой Георгиевской территориальной государственной администрации Ставропольского края 13.10.2003 принято постановление N 636 "О дальнейшей эксплуатации домовладений, пострадавших в результате наводнения, произошедшего в июне 2002 года на территории Южного федерального округа и признанных непригодными для дальнейшего проживания". Данным постановлением главам муниципальных образований, на территории которых произошла чрезвычайная ситуация, рекомендовано. В том числе: вывести из списков жилищного фонда домовладения, пострадавшие в результате наводнения и признанные комиссиями непригодными для дальнейшего проживания (п. 1.1); категорически запретить строительство и пристройки к домовладениям, выведенным из жилищного фонда, на участках, пострадавших от наводнения (п. 1.4).
Согласно справке администрации МО Незлобненского сельсовета от 05.11.2002 N 7864, домовладение, расположенное по адресу: Георгиевский район, ст. Незлобная, ул. " ... ", " ... ", выведено из эксплуатации.
В силу норм Жилищного кодекса РФ признание жилого помещения непригодным для проживания влечет серьезное правовое последствие в виде юридической невозможности проживания людей в таком помещении, поскольку непригодность для проживания имеет критический характер, помещение, исключается из жилищного фонда.
В судебном заседании подтверждены те обстоятельства, что спорный объект по адресу: Георгиевский район, ст. Незлобная, ул. " ... ", " ... ", исключен из жилого фонда, что подтверждается копией инвентарного дела.
При таких обстоятельствах судебная коллегия соглашается с выводом суда о том, что на день объявления режима чрезвычайной ситуации в мае 2017 года спорное помещение не отвечало требованиям жилого помещения.
На основании п. 2 Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий (утв. постановлением Правительства РФ от 15.02.2014 N 110 "О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий"), установлено два разных вида помощи: пп. "г" оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 10 тыс. рублей на человека; пп. "д" оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчёта за частично утраченное имущество - 50 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество - 100 тыс. рублей на человека).
Государственной Думой Ставропольского края принят Закон Ставропольского края от 10.04.2006 N 19-кз "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, и ветеранов Великой Отечественной войны", целью которого согласно его ст. 2, является социальная поддержка граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, для поддержания уровня их жизни, улучшения социально-экономического положения.
В силу пункта 6 части 2 статьи 4 Закона N 19-кз, мерой социальной поддержки граждан, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Ставропольском крае, является выплата единовременных денежных выплат в следующих размерах: 10 000 рублей на человека - единовременная материальная помощь; 50 000 рублей на человека - за частично утраченное имущество первой необходимости; 100 000 рублей на человека - за полностью утраченное имущество первой необходимости.
В целях реализации этого закона приказом министерства социального развития и занятости населения Ставропольского края от 13.02.2012 N 95 утвержден Порядок выплаты единовременных денежных выплат гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Ставропольском крае, а также членам семьи (супруге, супругу), детям, родителям, лицам, находившимся на иждивении гражданина, погибшего (умершего) в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера в Ставропольском крае.
Согласно пункту 2 указанного Порядка, единовременные денежные выплаты осуществляются за счет средств резервного фонда Правительства Ставропольского края в соответствии с требованиями, установленными Правительством Ставропольского края для выделения указанных средств.
Единовременные денежные выплаты производятся министерством труда и социальной защиты населения Ставропольского края пострадавшим, включенным в списки, подготовленные Главным управлением Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ставропольскому краю совместно с органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Ставропольского края, на территории которых произошли чрезвычайные ситуации, и министерством, утвержденные Губернатором Ставропольского края (п. 3 Порядка).
В соответствии с гл. 2 Методических рекомендаций по оформлению дополнительных документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий (утв. МЧС России 03.10.2014 N 2-4-87-24-7), к имуществу первой необходимости рекомендуется относить минимальный набор непродовольственных товаров общесемейного пользования, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, в том числе: холодильник, телевизор, шкаф для одежды, шкаф для посуды, кровать, диван, стол, кресло, табуретка, газовая плита (электроплита), водонагреватель или котел отопительный (переносная печь), насос для подачи воды в случае отсутствия централизованного водоснабжения, медицинские предметы для поддержания жизнедеятельности граждан с ограниченными возможностями.
Под утратой имущества (имущества первой необходимости) понимается приведение имущества (имущества первой необходимости) в состояние, непригодное для использования, в результате чрезвычайной ситуации, террористического акта и (или) пресечения террористического акта правомерными действиями.
При отсутствии у гражданина необходимых документов, подтверждающих право на получение единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой им имущества первой необходимости (отсутствие регистрации по месту жительства) граждане включаются в списки на получение указанной финансовой помощи на основании принятых судебных решений.
Учитывая то, что в соответствии с действующим порядком право на получение денежных выплат имеют граждане, постоянно проживавшие в жилых помещениях, попавших в зону затопления, а исключенный из жилого фонда дом не являлся жилым помещением, в котором истцы постоянно проживали, суд, вопреки доводам апелляционной жалобы, пришел к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения иска.
Факт проживания в нежилом помещении не влечет сам по себе обязательство государства по выплате компенсации любого утраченного имущества.
При таких обстоятельствах доводы жалобы, указывающие на нарушение прав истцов, предусмотренных п. 1 ст. 18 ФЗ от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", основаны на неправильном толковании норм права и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены судебного решения.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд обоснованно пришел к выводу о том, что правовых оснований для признания права истцов на единовременную материальную помощь и финансовую помощь в связи с утратой имущества первой необходимости не имеется, поскольку объекты, признанные непригодными для проживания, не включаются в состав жилищного фонда и не предназначены для постоянного проживания.
Доводы апелляционной жалобы выводы суда первой инстанции объективно не опровергают, сводятся к переоценке собранных по делу доказательств, без учета требований закона и обстоятельств дела, что не является установленным законом основанием для отмены или изменения решения суда первой инстанции в апелляционном порядке.
Руководствуясь ст. 327-329 ГПК РФ, судебная коллегия,
определила:
решение Георгиевского городского суда Ставропольского края от 26 сентября 2017 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу Погосовой А.К. и Погосова С.А. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.