Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего
Дубинина А.И.
судей
Шеховцовой Э.А., Калединой Е.Г.
с участием секретаря
Будаговой И.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Негрей Л.В. и Журбина С.Б.,
на решение Минераловодского городского суда Ставропольского края от 18 сентября 2017 года,
по иску Негрей Л.В. и Журбина С.Б. к администрации Минераловодского городского округа и к Министерству труда и социальной защиты населения Ставропольского края об установлении юридического факта постоянного проживания в жилом помещении, пострадавшем в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в результате обильных дождей и наводнения на территории Минераловодского городского округа, о признании пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в результате обильных дождей и наводнения на территории Минераловодского городского округа, возложения обязанности включить в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной и финансовой помощи в связи с полной утратой имущества первой необходимости в результате обильных дождей и наводнения на территории Минераловодского городского округа, и обращения решения к немедленному исполнению,
заслушав доклад судьи Дубинина А.И.,
установила:
Негрей Л.В. и Журбин С.Б. обратились в суд с указанным иском к администрации Минераловодского городского округа и к Министерству труда и социальной защиты населения Ставропольского края в обоснование которого указали, что в мае 2017 года истцы обратились с заявлением в администрацию Минераловодского городского округа о включении их, в списки на оказание единовременной материальной помощи, так как садовый домик, в котором они проживали оказался в зоне чрезвычайной ситуации, при этом истцы утратили частично имущество в результате наводнения в Минераловодском районе с. Левокумка.
Согласно Акту обследования утраченного имущества граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в результате обильных дождевых осадков и резкого подъема уровня рек в мае 2017 года от 29.05.2017 года, они были признаны пострадавшими и нуждающимися в оказании единовременной помощи.
Однако после обращения в администрацию Минераловодского городского округа им были даны письменные отказы от 26.06.2017 года, согласно которых, они не были включены в список граждан, для предоставления единовременной материальной помощи в связи с утратой имущества в результате наводнения в Минераловодском районе в период с 24.05.2017 года по 27.05.2017 года.
Данный отказ мотивирован тем, что они не зарегистрированы по месту жительства по адресу, попавшему в зону затопления: /адрес/.
Им было предложено обратиться в суд для того, чтобы признать факт постоянного проживания по адресу: /адрес/, и о признании права на получение единовременной материальной и финансовой помощи.
В данном доме они проживают с мая 2007 года.
Поскольку они постоянно проживают в садовом доме, который подвергся затоплению, то имеют право на получение единовременной материальной и финансовой помощи, однако до сих пор они не могут ее получить. Так как, они не имеют регистрацию по месту жительства по данному адресу, то не могут подтвердить факт своего проживания в ином порядке кроме как судебном.
Установление судом юридического факта постоянного проживания в указанном помещении на момент чрезвычайной ситуации, позволит признать их пострадавшими, включить в установленном порядке в списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости, и обеспечит выплату им соответствующей помощи в размерах, определенных законодательством.
В связи с чем, просят установить юридический факт их постоянного проживания в жилом помещении, расположенном по адресу: /адрес/, пострадавшем в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в мае 2017 года в результате обильных дождей и наводнения на территории Минераловодского городского округа, признать их пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в мае 2017 года в результате обильных дождей и наводнения на территории Минераловодского городского округа, а также возложить обязанность включить в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной и финансовой помощи в связи с полной утратой имущества первой необходимости в результате обильных дождей и наводнения на территории Минераловодского городского округа, и обратить решение к немедленному исполнению.
Обжалуемым решением Минераловодского городского суда Ставропольского края от 18 сентября 2017 года, в удовлетворении исковых требований Негрей Л.В. и Журбина С.Б. отказано в полном объеме.
В апелляционной жалобе Негрей Л.В. и Журбин С.Б. просят отменить решение суда первой инстанции, удовлетворив их иск в полном объеме. Указывают, что помещение, расположенное по адресу: /адрес/ обеспечено инженерными сетями. Указанное свидетельствует, что данный дом соответствует всем нормам жилого помещения. Суд первой инстанции не учел условия населенного пункта, в котором расположено строение, а именно, нахождение в пределах населенного пункта, непосредственная близость зоны садово-огородных участков с жилыми зонами, где имеются транспортная доступность и наличие инфраструктуры. Более того, ни одно из представленных истцами доказательств постоянного проживания в указанном доме суд не исследовал. Также полагают необоснованным утверждение суда первой инстанции, что садовый домик пригоден только для временного, а не постоянного проживания, поскольку в своих исковых требованиях истцы не просили выдать им государственный жилищный сертификат, а просили восстановить их права в части выдачи единовременной и финансовой помощи, как лицам, фактически пострадавшим от паводка.
Возражений относительно доводов апелляционной жалобы не поступило.
Истцы, ответчик, третьи лица, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда не явились, о причинах неявки не сообщили, в связи с чем на основании статей 327, 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского края находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Исследовав материалы гражданского дела, выслушав представителя министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края и Правительства Ставропольского края Дубинину Н.А., обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела усматривается, что Негрей Л.В. на основании договора купли-продажи недвижимости от 05.04.2008 года принадлежит на праве собственности садовый домик, назначение объекта - нежилое здание, общей площадью 111,10 кв.м., и земельный участок, категории земель: земли населенных пунктов, площадью 492,00 кв.м., расположенные по адресу: /адрес/, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 18.04.2008 года серии 26-АЕ N 352686 и серии26-АЕ N 352685 (л.д. 13, 14).
В мае 2017 года на территории Ставропольского края сложилась чрезвычайная ситуация, связанная с затоплением жилых домов, приусадебных участков, объектов социального назначения, размывом и разрушением дорог (л.д. 11, 12).
Распоряжением Губернатора Ставропольского края от 24 мая 2017 года N 344-р "О введении на территории Ставропольского края режима чрезвычайной ситуации" в связи с выпадением значительного количества осадков, повышением уровня воды в реках выше неблагоприятных отметок и подтоплением территории Ставропольского края введен режим чрезвычайной ситуации чрезвычайной ситуации для органов управления и сил Ставропольской краевой территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Постановлением администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края от 24 мая 2017 года N 1216 с 10 часов 24 мая 2017 года введен режим чрезвычайной ситуации.
Указанный садовый дом находился в зоне затопления в результате чрезвычайной ситуации, вызванной весенне-летним паводком 2017 года.
В результате чрезвычайной ситуации, возникшей в результате обильных дождевых осадков и резкого подъема уровня рек, в мае 2017 г., истцы по настоящему делу были признаны пострадавшими и нуждающимися в оказании единовременной материальной и финансовой помощи, о чем был составлен акт обследования имущества, поврежденного (разрушенного) в результате ливневых дождей и подъема уровней воды в реках Кума, Джемуха и Суркуль в период с 24 мая 2017 в Минераловодском городском округе (л.д. 10).
26 июня 2017 года Негрей Л.В. и Журбину С.Б. администрацией Минераловодского городского округа Ставропольского края отказано во включении в списки граждан на предоставление единовременной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества в результате чрезвычайной ситуации, поскольку у них отсутствует регистрация по месту жительства и правоустанавливающие документы на жилое помещение, а также разъяснено, что граждане, у которых отсутствуют документы о регистрации по месту жительства и о правах на жилое помещение включаются в списки на основании принятых судебных решений (л.д. 8, 9).
Журбин С.Б. с 04.02.2000 года по настоящее время состоит на регистрационном учете в жилом помещении по адресу: /адрес/, Негрей Л.В. с 22 марта 2008 года по настоящее время зарегистрирована по адресу: /адрес/ (л.д. 40).
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что поскольку садовый домик, в котором проживают истцы, является нежилым строением, то право постоянного проживания в нём по смыслу жилищного законодательства исключается. Поэтому установление факта проживания истцов в нежилом строении не порождает для них тех правовых последствий, которые установлены законодателем для возмещения ущерба в результате чрезвычайных ситуаций путем предоставления мер социальной поддержки в случаях частичной или полной утраты имущества первой необходимости в жилых помещениях. Само же по себе наличие у истцов нежилого строения на территории подвергшегося затоплению населенного пункта не может служить установленным законом основанием для их признания пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, и, соответственно, для предоставления им в связи с этим мер социальной поддержки.
Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с указанным выводом, поскольку судом первой инстанции правильно определен характер спорных правоотношений, с достаточной полнотой исследованы обстоятельства дела, имеющие значение для правильного его разрешения. Выводы суда, положенные в основу обжалуемого решения соответствуют фактическим обстоятельствам дела, подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требования закона об их относимости и допустимости, содержат исчерпывающие суждения, вытекающие из установленных фактов.
Согласно разъяснений п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" объектом отношений, регулируемых жилищным законодательством, является жилое помещение, существенные признаки которого определены статьей 15 ЖК РФ. Жилым признается изолированное помещение, относящееся к недвижимому имуществу, пригодное для постоянного проживания граждан, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (часть 2 статьи 15 ЖК РФ). Судам надлежит иметь в виду, что порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, а также порядок признания жилого помещения непригодным для проживания устанавливаются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти в соответствии с Жилищным кодексом РФ, другими ФЗ (ч. 3, 4 ст. 15 ЖК РФ).
В настоящее время действует Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 N 47.
Жилым помещением признается жилой дом, квартира или комната. В частности под жилым домом понимается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в нем.
Согласно п. 7 Положения, признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям. Пунктом 42 Положения предусмотрено, что межведомственная комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания. По результатам работы межведомственная комиссия принимает одно из следующих решений: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания (пункт 47 Положения).
Таким образом, вопросы признания жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан отнесены к компетенции межведомственной комиссии, создаваемой органами местного самоуправления. Согласно Обзору судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийными подлежащим сносу или реконструкции, утвержденному Президиумом ВС РФ 29.04.2014, законодателем не предусмотрено иного порядка обследования частных жилых помещений в целях признания их пригодными (непригодными) для дальнейшего проживания, кроме обследования создаваемыми на уровне муниципального образования межведомственными комиссиями.
В рассматриваемом случае установлено, что истцы в межведомственную комиссию по вопросу признания помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, не обращались. Акт межведомственной комиссии, составленный по результатам оценки соответствия помещения установленным требованиям, истцами в материалы дела не представлен.
Органом местного самоуправления вид разрешенного использования земельного участка не изменен.
Таким образом, истцами не соблюден установленный действующим законодательством порядок признания спорного строения жилым домом.
На основании п. 2 Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий (утв. постановлением Правительства РФ от 15.02.2014 N 110 "О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий"), установлено два разных вида помощи: пп. "г" оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 10 тыс. рублей на человека; пп. "д" оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчёта за частично утраченное имущество - 50 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество - 100 тыс. рублей на человека).
Государственной Думой СК принят Закон СК от 10.04.2006 N 19-кз "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, и ветеранов Великой Отечественной войны", целью которого согласно его ст. 2, является социальная поддержка граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, для поддержания уровня их жизни, улучшения социально-экономического положения.
В силу пункта 6 части 2 статьи 4 Закона N 19-кз, мерой социальной поддержки граждан, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Ставропольском крае, является выплата единовременных денежных выплат в следующих размерах: 10 000 рублей на человека - единовременная материальная помощь; 50 000 рублей на человека - за частично утраченное имущество первой необходимости; 100 000 рублей на человека - за полностью утраченное имущество первой необходимости.
В целях реализации этого закона приказом министерства социального развития и занятости населения СК от 13.02.2012 N 95 утвержден Порядок выплаты единовременных денежных выплат гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в СК, а также членам семьи (супруге, супругу), детям, родителям, лицам, находившимся на иждивении гражданина, погибшего (умершего) в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера в СК.
Согласно пункту 2 указанного Порядка, единовременные денежные выплаты осуществляются за счет средств резервного фонда Правительства Ставропольского края в соответствии с требованиями, установленными Правительством Ставропольского края для выделения указанных средств.
Единовременные денежные выплаты производятся министерством труда и социальной защиты населения Ставропольского края пострадавшим, включенным в списки, подготовленные ГУ Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ставропольскому краю совместно с органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Ставропольского края, на территории которых произошли чрезвычайные ситуации, и министерством, утвержденные Губернатором СК (п. 3 Порядка).
В соответствии с гл. 2, Методических рекомендаций по оформлению дополнительных документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий (утв. МЧС России 03.10.2014 N 2-4-87-24-7), к имуществу первой необходимости рекомендуется относить минимальный набор непродовольственных товаров общесемейного пользования, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, в том числе: холодильник, телевизор, шкаф для одежды, шкаф для посуды, кровать, диван, стол, кресло, табуретка, газовая плита (электроплита), водонагреватель или котел отопительный (переносная печь), насос для подачи воды в случае отсутствия централизованного водоснабжения, медицинские предметы для поддержания жизнедеятельности граждан с ограниченными возможностями.
Под утратой имущества (имущества первой необходимости) понимается приведение имущества (имущества первой необходимости) в состояние, непригодное для использования, в результате чрезвычайной ситуации, террористического акта и (или) пресечения террористического акта правомерными действиями.
При отсутствии у гражданина необходимых документов, подтверждающих право на получение единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой им имущества первой необходимости (отсутствие регистрации по месту жительства) граждане включаются в списки на получение указанной финансовой помощи на основании принятых судебных решений.
Факт проживания в нежилом помещении не влечет сам по себе обязательство государства по выплате компенсации любого утраченного имущества. Само по себе наличие у истцов нежилого дома на территории подвергшегося подтоплению населенного пункта не может служить основанием для их признания пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации.
Таким образом, истцами не представлено достаточных доказательств, что они оказались в трудной жизненной ситуации и в полном объеме утратили предметы первой необходимости.
Каких-либо доказательств регистрации прав на жилое строение, наличие у данного строения статуса жилого дома материалы дела не содержат.
При установленных обстоятельствах, когда условия оказания единовременной материальной и финансовой помощи предусматривают обязательное подтверждение гражданами факта постоянного или преимущественного проживания на территории муниципального образования, оказавшегося в зоне чрезвычайной ситуации, в жилом помещении, пострадавшем в результате ЧС, не подтвержденными стороной истца, у суда первой инстанции не имелось оснований для удовлетворения требований.
Судебная коллегия считает, что решение суда является законным и обоснованным, постановленным в соответствии с нормами действующего законодательства.
Доводы апелляционной жалобы о несоответствии выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела фактически выражают лишь несогласие с данной судом оценкой доказательств, с выводами суда и постановленным решением, при этом выводов суда не опровергают и не содержат предусмотренных статьей 330 ГПК Российской Федерации правовых оснований для отмены решения.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения иного судебного решения, влияли ли бы либо опровергали бы изложенные выводы. С учетом этого, эти доводы судом апелляционной инстанции признаются несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального закона и норм процессуального закона, и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения суда.
Таким образом, суд первой инстанции правильно установилвсе необходимые для разрешения дела обстоятельства с надлежащей их оценкой. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела и основаны на исследованных материалах дела. Нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Минераловодского городского суда Ставропольского края от 18 сентября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Негрей Л.В. и Журбина С.Б. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.