Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Подгорной Е.П.
судей
Петровой Ю.Ю., Сухаревой С.И.
при секретаре
Кривуля А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 29 ноября 2017 года гражданское дело N ... по апелляционной жалобе Бродовского С.Ф. на решение Красносельского районного суда Санкт-Петербурга от "дата" по иску Бродовского С.Ф. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Красносельском районе Санкт-Петербурга (далее по тексту - УПФР в Красносельском районе Санкт-Петербурга) о назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Заслушав доклад судьи Подгорной Е.П., выслушав пояснения истца Бродовского С.Ф., представителя ответчика УПФР в Красносельском районе Санкт-Петербурга - Меднис А.М., действующей на основании доверенности, сроком действия доверенности на "дата", изучив материалы дела, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
УСТАНОВИЛА:
Истец Бродовский С.Ф. обратился в Красносельский районный суд Санкт-Петербурга с иском к УПФР в Красносельском районе Санкт-Петербурга, просил суд признать решение ответчика от 10 июня 2016 года незаконным, включить период прохождения военной службы с 28 октября 1982 года по 27 октября 1984 года в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, обязать ответчика назначить Бродовскому С.Ф. трудовую пенсию с даты обращения - 25 мая 2016 года.
Иск мотивирован тем, что ответчик решением от 10 июня 2016 года N ... отказал ему в назначении досрочной страховой пенсии по старости, при этом не включен в стаж на соответствующих видах работ период с 28 октября 1982 года по 27 октября 1984 года прохождения военной службы в составе действующей армии в период боевых действий при выполнении интернационального долга в Республике Афганистан в качестве рядового в льготном исчислении (включен в календарном порядке). Истец полагал, что отказ пенсионного органа в назначении досрочной страховой пенсии по старости является незаконным, поскольку период службы на территории Демократической Республики Афганистан подлежит включению в специальный стаж из расчета один месяц службы за три месяца службы.
Решением Красносельского районного суда Санкт-Петербурга от "дата" в удовлетворении заявленных исковых требований Бродовскому С.Ф. отказано.
В апелляционной жалобе Бродовский С.Ф. просит указанное решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, и принять по делу новое решение, которым исковые требования удовлетворить.
На рассмотрение дела в суд апелляционной инстанции представитель третьего лица Военного комиссариата Красносельского района Санкт-Петербурга не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания посредством факсимильной связи (л.д. N ... ), сведений об уважительности причин неявки не представил, ходатайств от отложении слушания дела не заявлял, в связи с чем на основании статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ) судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося третьего лица.
В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Изучив материалы дела, выслушав стороны, оценив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для изменения или отмены состоявшегося судебного решение.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 30 Федеральному закону Российской Федерации от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", трудовая пенсия по старости назначается мужчине по достижении возраста 50 лет, если он проработал на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах не менее 10 лет и имеет страховой стаж не менее 20 лет.
В случае, если мужчина проработал на перечисленных работах не менее половины установленного срока (5 лет) и при этом страховой стаж составляет 20 лет, пенсия назначается с уменьшением возраста, предусмотренного ст. 8 указанного закона, на 1 год за каждый полный год такой работы.
В соответствии с пп. "а" п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 (далее по тексту - Постановление N 665) при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах применяется Список N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденных постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10 (далее по тексту - Список N 1 от 1991 года).
Список N 1 цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173 - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 01 января 1992 года (далее по тексту - Список N 1 от 1956 года).
Списком N 1 от 1991 года Разделом XI "Металлообработка", подразделом 2 "Кузнечно-прессовое производство" позицией 1110200а-13225 предусмотрены "кузнецы на молотах и прессах".
Списком N 1 от 1956 года разделом XI "Металлообработка", подразделом 2 "Кузнечно-прессовое производство" предусмотрены "кузнецы на свободной ковке металла на молотах и прессах и их подручные".
Подтверждение и подсчет специального стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии, регулируется нормами ст. 14 Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 года N 1015, а так же Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516.
Судом установлено, что 25 мая 2016 года Бродовский С.Ф. обратился в УПФР в Красносельском районе Санкт-Петербурга с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением об отказе в назначении пенсии от 10 июня 2016 года N ... в досрочном назначении трудовой пенсии Бродовскому С.Ф. отказано из-за отсутствия требуемого для назначения пенсии специального трудового стажа, так как стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", составляет 04 года 11 месяцев 21 день.
Истец просил включить в его специальный стаж период службы в рядах вооруженных сил Советской Армии на территории Демократической Республики Афганистан с 28 октября 1982 года по 27 октября 1984 года в льготном исчислении.
Факт прохождения службы в рядах вооруженных сил Советской Армии на территории Демократической Республики Афганистан с 28 октября 1982 года по 27 октября 1984 года подтверждаются записями в трудовой книжке истца, справкой ФКУ Военного комиссариата города Санкт-Петербурга отдел по Красносельскому району N ..., ответчиком не оспаривается.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, руководствуясь действующим пенсионным законодательством, пришел к выводу о том, что период службы включен ответчиком УПФР в Красносельском районе Санкт-Петербурга в специальный стаж в календарном исчислении в строгом соответствии с законом.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, исходя из следующего.
Суд обоснованно признал несостоятельными доводы истца о том, что п. п. 1, 3 ст. 10 Федерального закона Российской Федерации от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" предусмотрено, что время нахождения граждан на военной службе по контракту включается в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву - один день военной службы за два дня работы, а также Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 17 января 1983 года N 59-27 "О льготах военнослужащим, рабочим и служащим, находящимся в составе ограниченного контингента Советских Войск на территории Демократической Республики Афганистан, и их семьям" предусмотрено, что служба засчитывалась один месяц за три.
Указанные нормативные акты вопросы пенсионного обеспечения военнослужащих не регламентируют, а устанавливает лишь общие условия единой системы их правовой и социальной защиты, которые конкретизированы в иных нормативных правовых актах.
Судебная коллегия полагает выводы суда относительно периодов службы в армии правомерными.Нельзя признать законным довод апелляционной жалобы о льготном исчислении - как один месяц службы за три месяца периода военной службы истца по призыву в составе Вооруженных Сил СССР на территории Демократической Республики Афганистан с 28 октября 1982 года по 27 октября 1984 года.
Периоды прохождения службы в Вооруженных силах СССР рассматриваются в соответствии с разъяснением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 17 октября 2003 года N 4, утвержденного постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 17 октября 2003 года N 70, с учетом Положения о порядке назначения и выплаты государственной пенсии, утвержденного постановлением Совета министров СССР от 03 августа 1972 года N 590 (далее по тексту - Положение), если работа протекала в период действия Закона СССР от 14 июля 1956 года "О государственных пенсиях", то служба в Вооруженных силах СССР включается в стаж при выполнении ряда условий.
В соответствии с пунктом 109 Положения, к работе по списку N 1 и N 2 приравниваются периоды службы в составе Вооруженных сил СССР. При назначении пенсии на льготных условиях службы приравниваются по выбору обратившегося за пенсией к работе, которая предшествует службе, либо следует за ней. При этом период службы не должен превышать периода работы по Списку N 2 от 1956 года.
Положениями пп. "а" п. 1 Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 17 января 1983 года N 59-27 "О льготах военнослужащим, рабочим и служащим, находящимся в составе ограниченного контингента Советских Войск на территории Демократической Республики Афганистан, и их семьям", было определено засчитывать в выслугу лет для назначения пенсии - один месяц службы за три месяца службы на территории Демократической Республики Афганистан военнослужащим, прослужившим установленный срок службы в этой стране, а получившим ранения, контузии, увечья или заболевания - независимо от срока службы, и время непрерывного нахождения в связи с этим на излечении в лечебных учреждениях.
Таким образом, предусмотренное пп. "а" п. 1 названного постановления льготное исчисление периодов военной службы для назначения пенсии за выслугу лет установлено для исчисления выслуги лет военнослужащим, пенсионное обеспечение которых регламентируется положениями Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", вследствие чего данный нормативный акт не подлежит применению при исчислении стажа для назначения досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением работ с вредными условиями труда, а именно - деятельности по металлообработке.
Доводы апеллянта Бродовского С.Ф. об обратном основаны на неправильном толковании приведенных правовых норм.
В пп. "к" п. 109 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 03 августа 1972 года N 590 (действовавшего в период возникновения спорных отношений), было определено, что в общий стаж работы засчитывается в числе прочих оснований служба в составе Вооруженных Сил СССР.
При назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда (пп. "а" и "б" п. 16) и по случаю потери кормильца их семьям, а также пенсий по старости работницам предприятий текстильной промышленности (пп. "в" п. 16) периоды, указанные в подпунктах "к" и "л" приравниваются по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
Периоды такой службы засчитывались в календарном исчислении.
Таким образом, действовавшее в спорный период пенсионное законодательство позволяло включать в специальный стаж работы с тяжелыми (вредными) условиями труда период службы в Вооруженных Силах СССР. Вместе с тем указанное законодательство не предусматривало возможность льготного исчисления периода военной службы для зачета его в специальный стаж для назначения пенсий за выслугу лет работникам на работах с вредными условиями труда
Последующими законодательными актами, направленными на реализацию права граждан, осуществляющих деятельность по металлообработке, на досрочное пенсионное обеспечение: Законом Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-I "О государственных пенсиях в Российской Федерации", Федеральным законом Российской Федерации от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", Федеральным законом Российской Федерации от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" - не предусматривалось и не предусматривается льготное исчисление периодов военной службы по призыву для зачета в стаж работы, дающей право на назначение досрочной трудовой (страховой) пенсии по старости.
Установление же различного порядка зачета военной службы по призыву в выслугу лет и в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (с учетом законодательства, действовавшего в период выполнения указанных работ), в зависимости от того, какого вида пенсия назначается гражданину (пенсия за выслугу лет военнослужащим или досрочная страховая пенсия по старости), будучи основанным на объективных критериях, само по себе не может рассматриваться как нарушающее принцип равенства всех перед законом либо как ограничивающее право граждан на пенсионное обеспечение (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 25 мая 2017 года N 992-О).
Статьей 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", предусматривает повышение пенсий некоторым категориям пенсионеров, а именно, пенсии за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца, назначаемые в соответствии с настоящим Законом.
В рассматриваемом случае, с учетом совокупности обстоятельств, установленных по делу, судебная коллегия приходит к выводу о том, что Бродовский С.Ф. имеет право на назначение страховой пенсии по старости на общих основаниях при достижении возраста 60 лет в соответствии со ст. 8 Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Положение ст. 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" на Бродовского С.Ф. не распространяется. Иного материалами дела не установлено, а истцом не доказано.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно отказал Бродовскому С.Ф. в удовлетворении исковых требований о назначении пенсии, как ветерану боевых действий, в соответствии с п. "г" ч. 1 ст. 45 указанного выше Закона от 12 февраля 1993 года N 4468-1.
С учетом изложенного, довод жалобы истца о необходимости возложении на УПФР в Красносельском районе Санкт-Петербурга обязанности включить в специальный стаж Бродовского С.Ф., дающий право на досрочное назначение пенсии как лицу, осуществлявшему деятельность по металлообработке в качестве "должность" НО "Невский завод", период прохождения им военной службы с 28 октября 1982 года по 27 октября 1984 года в составе действующей армии в период боевых действий при выполнении интернационального долга в Республике Афганистан в качестве рядового в льготном исчислении (один месяц за три) нельзя признать законным.
Доводы жалобы сводятся к переоценке установленных по делу обстоятельств и не могут быть положены в основу отмены верного решения.
Выводы суда подробно мотивированы, подтверждены материалами дела, основаны на полном, всестороннем, объективном и непосредственном исследовании всех имеющихся в деле доказательств. При этом суд оценил относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, не нарушив требования ст. ст. 59, 60, 67 ГПК РФ.
Сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, суд в соответствии со ст. 12 ГПК РФ предоставил каждой из сторон спора равную возможность доказать те обстоятельства, на которые она ссылалась в обоснование своей правовой позиции, не допустив нарушений гражданского процессуального законодательства.
Апелляционная жалоба не содержит предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Красносельского районного суда Санкт-Петербурга от "дата" оставить без изменения, апелляционную жалобу Бродовского С.Ф. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.