Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Бельченко И.В.,
судей Мызниковой Н.В., Лобовой Л.В.,
при секретаре Воропаевой Е.С.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Мызниковой Н.В. гражданское дело по апелляционной жалобе и дополнениям к жалобе Коростелкина С.А. на решение Нагатинского районного суда г. Москвы от 02 июня 2017 года, которым постановлено:
Исковое заявление Отдела социальной защиты населения района Братеево ЮАО г. Москвы Управления Социальной защиты населения ЮАО г. Москвы к Коростелкину Сергею Анатольевичу о взыскании излишне полученной региональной социальной доплаты к пенсии удовлетворить.
Взыскать с Коростелкина Сергея Анатольевича в пользу Отдела социальной защиты населения района Братеево ЮАО г. Москвы Управления Социальной защиты населения ЮАО г. Москвы излишне полученных сумм региональной социальной доплаты к пенсии в сумме 79 622 руб. 34 коп.,
УСТАНОВИЛА:
Управление социальной защиты населения Южного административного округа города Москвы (далее- УСЗН ЮАО г. Москвы) 07.02.2017 г. обратилось в суд с иском, уточненным в порядке ст. 39 ГПК РФ, к Коростелкину С.А. о взыскании излишне полученной суммы региональной социальной доплаты к пенсии за период с 29.01.2014 г. по 31.10.2014 г. в размере 79 000 руб. 00 коп.,- ссылаясь в обоснование заявленных требований на то, что ответчик с 07.12.2012 г. являлся получателем региональной социальной доплаты к пенсии по инвалидности из средств бюджета города Москвы и был обязан уведомить об обстоятельствах влекущих прекращение ее выплаты или изменение размера, при этом в период с 07.11.2012 г. по 28.01.2014 г. Коростелкин С.А. был признан инвалидом 2 группы и как работающий пенсионер имел право на получение ежемесячной компенсационной выплаты к пенсии. По представленной в УСЗН ЮАО г. Москвы 26.11.2014 г. справке ОАО "Газпромнефть-Московский НПЗ" Коростелкин С.А. работает в данной организации с 07.10.2013 г. по настоящее время. С 01.11.2014 г. выплата ответчику региональной социальной доплаты к пенсии прекращена. В связи с тем, что Коростелкин С.А. своевременно не сообщил об устройстве на работу, образовалась возникшая по его вине переплата бюджетных средств за период с 29.01.2014 г. по 31.10.2014 г. в размере 79 622 руб. 34 коп., которая оформлена протоколом УСЗН ЮАО г. Москвы N ***от 26.11.2014 г. На приеме в УСЗН ЮАО г. Москвы 26.11.2014 г. Коростелкин С.А. с переплатой региональной социальной доплаты к пенсии в сумме 79 622 руб. 34 коп. ознакомлен, обязался возмещать по 1 000 руб. ежемесячно, но за указанный срок внес только 622 руб. 34 коп.
Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержала; ответчик в судебное заседание не явился.
Судом постановленоуказанное выше решение, об отмене которого просит ответчик Коростелкин С.А. по доводам апелляционной жалобы и дополнений к ней.
Судебная коллегия перешла к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции, о чем постановленосоответствующее определение от 06.09.2017 г.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, заслушав объяснения представителя истца по доверенности Ишкиной И.Н., возражения ответчика Коростелкина С.А., обсудив доводы апелляционной жалобы и дополнений к ней, полагает, что решение суда подлежит отмене в соответствии с положениями п. 6 ч. 4 ст. 330 ГПК РФ, исходя из следующего:
В соответствии с положениями п. 6 ч. 4 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является отсутствие в деле протокола судебного заседания.
Из протокола судебного заседания от 02.06.2017 г. усматривается, что в качестве секретаря судебного заседания при рассмотрении дела участвовала Михайловская М.Ю. (л.д. 58), однако в решении в качестве секретаря указан Ли В.В. (л.д. 60,61); по существу в протоколе судебного заседания и решении суда, постановленном в этом заседании, указаны разные секретари, т.е. протокол судебного заседания, который велся секретарем, указанным в решении, в материалах дела отсутствует, в связи с чем решение суда подлежит безусловной отмене.
Судебная коллегия, при рассмотрении дела по правилам производства в суде первой инстанции, приходит к выводу об удовлетворении исковых требований исходя из следующего: Положениями Федерального закона от 17.07.1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" предусмотрено, что региональная социальная доплата к пенсии, которая назначается пенсионеру, проживающему на территории Российской Федерации, не осуществляющему работу и (или) иную деятельность, в период которой он подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", не выплачивается в период выполнения указанной работы и (или) иной деятельности, в период которой соответствующие граждане подлежат обязательному пенсионному страхованию. Постановление Правительства Москвы от 27.11.2007 г. N 1005-ПП, которым была предусмотрена выплата ежемесячных компенсационных выплат (доплат) к пенсиям и единовременных выплат, осуществляемых за счет средств бюджета города Москвы, изложено в новой редакции на основании Правительства Москвы от 29.12.2009 г. N 1462-ПП и с 01.01.2010 г. перестало предусматривать такую выплату неработающим пенсионерам, а в соответствии Постановления Правительства Москвы от 17.11.2009 г. N 1268-ПП, с 01.01.2010 г. для неработающих пенсионеров установлена региональная социальная доплата к пенсии взамен ежемесячной компенсационной выплаты к пенсии. В соответствии с Порядка назначения и выплаты неработающим пенсионерам региональной социальной доплаты к пенсии, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 17.11.2009 г. N 1268-ПП "О региональной социальной доплате к пенсии" право на получение региональной социальной доплаты к пенсии имеют неработающие пенсионеры, получающие пенсию или пожизненное содержание (далее по тексту - пенсия) в городе Москве (независимо от вида получаемой пенсии и органа, которым она выплачивается) и зарегистрированные в городе Москве по месту жительства или по месту пребывания; к неработающим пенсионерам относятся пенсионеры, не осуществляющие работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", а также получающие пенсию дети, не достигшие возраста 18 лет.
В п. 33 указанного Порядка предусмотрены случаи утраты права на получение региональной социальной доплаты, к которым в числе прочих относится осуществление пенсионером в возрасте старше 18 лет работы и (или) иной деятельности, в период которой он подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". Обязанность гражданина в 10-дневный срок известить управление социальной защиты населения города Москвы, выплачивающее ему региональную социальную доплату, о наступлении обстоятельств, влекущих за собой прекращение ее выплаты или изменение размера, установлена в Постановления Правительства Москвы от 17.11.2009 г. N 1268-ПП "О региональной социальной доплате к пенсии", а также предусмотрена в Федерального закона от 17.07.1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи". При этом и Правительства Москвы от 27.11.2007 г. N 1005-ПП, и Правительства Москвы от 17.11.2009 г. N 1268-ПП, предусматривают подписание пенсионером обязательства о своевременном сообщении в соответствующий орган, выплачивающий данную доплату, о наступлении обстоятельств, влекущих изменение размера доплаты или прекращение ее выплаты. Порядок возмещения ущерба, в случаях, когда представление недостоверных сведений или несвоевременное выполнение обязанности, указанной в Постановления Правительства Москвы от 17.11.2009 г. N 1268-ПП "О региональной социальной доплате к пенсии" повлекло за собой перерасход бюджетных средств на выплату региональной социальной доплаты, установлен в указанного Постановления и предусматривает, что управление социальной защиты населения города Москвы определяет сумму неосновательно полученных средств и выносит решение о ежемесячном удержании излишне выплаченных сумм с пенсионера в размере, не превышающем 20 процентов причитающейся ему к выплате суммы региональной социальной доплаты. Такой же порядок удержания предусмотрен в Федерального закона от 17.07.1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи". В силу ГК РФ, лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных настоящего Кодекса. Как следует из материалов дела, Коростелкин С.А. являясь получателем пенсии по инвалидности, в период с 07.12.2012 г. по 31.10.2014 г. получал ежемесячную компенсационную выплату, замененную в последующем региональной социальной доплатой к пенсии, при этом в период с 07.11.2012 г. по 28.01.2014 г. Коростелкин С.А. являлся инвалидом второй группы, 29.01.2014 г. ему установлена инвалидность третьей группы на срок до 01.02.2015 г. При подаче заявления о назначении региональной социальной доплаты к пенсии, а также при обращении за ее продлением Коростелкин С.А. был ознакомлен под роспись о необходимости информировать Управление о поступлении на работу, изменении места работы и должности, любом перерасчете, в том числе изменении состава семьи, изменении места жительства (л.д.17-18). Как уже указывалось выше, в период с 07.11.2012 г. по 28.01.2014 г. Коростелкин С.А. был признан инвалидом 2 группы и как работающий пенсионер имел право на получение ежемесячной компенсационной выплаты к пенсии в соответствии с "Положением о назначении и выплате ежемесячных компенсационных выплат (доплат) к пенсии и единовременных выплат, осуществляемых за счет средств бюджета города Москвы", утвержденным Постановлением Правительства Москвы от 27.11.2007 г. N 1005-ПП (с последующими изменениями и дополнениями). С 01.11.2014 г. выплата региональной социальной доплаты к пенсии ответчику была прекращена на основании представленной в УСЗН ЮАО г. Москвы 26.11.2014 г. справки ОАО "Газпромнефть-Московский НПЗ", из которой следует, что Коростелкин С.А. работает в данной организации с 07.10.2013 г. по настоящее время. В связи с тем, что Коростелкин С.А. своевременно не сообщил в Управление об устройстве на работу, образовалась по его вине переплата бюджетных средств. Управлением было вынесено решение о переплате бюджетных средств от 26.11.2014 г. N *** в размере 79 622 руб. 34 коп. за период с 29.01.2014 г. по 31.10.2014 г. 26.11.2014 г. Коростелкин С.А. был ознакомлен с суммой переплаты ему региональной социальной доплаты к пенсии в письменном виде, которую он обязался возмещать по 1000 руб. ежемесячно. Однако до настоящего времени Коростелкиным С.А. в счет погашения переплаты внесено только 622 руб. 34 коп. Исходя из изложенного выше, руководствуясь положениями Правительства Москвы от 17.11.2009 г. N 1268-ПП "О региональной социальной доплате к пенсии", учитывая, что основания для принятия истцом решения от 26.11.2014 г. N *** имелись, так как, ответчик, являясь получателем региональной социальной доплаты, не исполнил установленную обязанность по сообщению УСЗН сведений о наличии условий для прекращения такой выплаты, судебная коллегия приходит к выводу о том, что требования УСЗН ЮАО г. Москвы являются обоснованными и подлежат удовлетворению, в пользу истца с Коростелкина С.А. подлежит взысканию незаконно полученная сумма региональной социальной доплаты за период с 29.01.2014 г. по 31.10.2014 г. в размере 79 000 руб. 00 коп. Доводы ответчика о том, что истцом пропущен установленный ГК РФ срок для обращения в суд с требованиями о взыскании образовавшейся переплаты не могут быть приняты во внимание судебной коллегии, в силу следующего. В соответствии со ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. ГК РФ установлено, что общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со настоящего Кодекса. Как следует из ГК РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
Из материалов дела следует, что УСЗН ЮАО г. Москвы о факте необоснованной выплаты региональной социальной доплаты к пенсии Коростелкину С.А. узнало 26.11.2014 г. при предоставлении справки ОАО "Газпромнефть-Московский НПЗ" о трудоустройстве ответчика, с этого периода срок обращения в суд с иском в порядке ГК РФ истцом пропущен не был.
Доводы ответчика о том, что в связи с неявкой истца в судебные заседание 09.03.2017 г. и 06.04.2017 г. на основании ГПК РФ исковое заявление подлежит оставлению без рассмотрения, а также о том, что производство по делу подлежит прекращению в связи с тем, что исковое заявление фактически предъявлено истцом в интересах ответчика, который, в свою очередь, не уполномочивал истца подавать соответствующее исковое заявление в защиту своих прав, судебная коллегия отклоняет, поскольку, исходя из последствий, предусмотренных ГПК РФ, оставление искового заявления без рассмотрения по основаниям, изложенным в ГПК РФ, является правом, а не обязанностью суда; предусмотренных законом оснований для прекращения производства по делу не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Нагатинского районного суда г. Москвы от 02 июня 2017 года отменить.
Взыскать с Коростелкина Сергея Анатольевича в пользу Управления социальной защиты населения Ююного административного округа г. Москвы излишне полученную сумму региональной социальной доплаты к пенсии в размере 79 000 руб. 00 коп.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.