Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего: судьи Горновой М.В.
судей Казаковой О.Н., Целищева А.А.
при секретаре Чернышеве А.А.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Казаковой О.Н.
дело по апелляционной жалобе Космачевой Л В
на решение Никулинского районного суда г. Москвы от 22 мая 2017 года, которым постановлено:
В административном иске Космачевой Л В к Управлению социальной защиты населения Западного административного округа города Москвы, Отделу социальной защиты населения района Солнцево об оспаривании решения об отказе заключить договор о приемной семье отказать,
УСТАНОВИЛА:
Космачева Л.В. обратилась в суд с иском к Управлению социальной защиты населения Западного административного округа города Москвы, Отделу социальной защиты населения района Солнцево об оспаривании решения об отказе заключить договор о приемной семье, указала, что зарегистрирована и фактически проживает по адресу:, является опекуном малолетних подопечных - Золотых И В, года рождения и Золотых Д В, года рождения на основании Распоряжений Отдела опеки и попечительства Министерства образования Московской области по Чеховскому району от 09.09.2016 года, дети относятся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на момент установления опеки и до настоящего времени дети зарегистрированы и проживают по месту жительства по адресу:, с 18.09.2016 года по 26.03.2028 года дети зарегистрированы по месту пребывания по адресу:, на основании распоряжений ОСЗН района Солнцево г. Москвы от 12.09.2016 года дети поставлены на учёт по месту проживания с опекуном, 28.11.2016 года Космачева Л.В. обратилась в ОСЗН района Солнцево с заявлением о заключении с ней договора о приемной семье, распоряжением ОСЗН района Солнцево от 02.12.2016 года N 376 истцу было отказано в заключении договора о приемной семье, в связи с тем, что местом жительства детей является Московская область, истец считает данное распоряжение незаконным и подлежащим отмене
В судебном заседании административный истец, представитель поддержали иск.
Представитель Управления социальной защиты населения Западного административного округа города Москвы в суд не явился, о слушании дела извещен по известному суду месту жительства.
Представитель административного ответчика Отдела социальной защиты населения района Солнцево, представитель заинтересованного лица Департамента труда и социальной защиты населения в суд явились, просили в удовлетворении иска отказать.
Судом постановленоуказанное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит Космачева Л.В.
Изучив материалы дела, выслушав представителя истца - Головань А.И., представителей ответчика - Климович А.С., Кислову И.М., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает решение законным и не подлежащим отмене, апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
2. Неправильным применением норм материального права являются:
1) неприменение закона, подлежащего применению;
2) применение закона, не подлежащего применению;
3) неправильное истолкование закона.
Указанных обстоятельств, которые могли бы послужить основанием к отмене либо изменению оспариваемого решения, при рассмотрении настоящего дела не усматривается.
СК РФ установлено, что выбор формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей (опека (попечительство), приемная семья относится к исключительной компетенции органа опеки и попечительства.
Из положений ГК РФ следует, что обязанности по опеке и попечительству исполняются безвозмездно, кроме случаев предусмотренных законом.
В соответствии со Федерального закона от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" орган опеки и попечительства, исходя из интересов подопечного, вправе заключить с опекуном или попечителем договор об осуществлении опеки или попечительства на возмездных условиях. При этом случаи и порядок выплаты вознаграждения опекунам или попечителям за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации (далее - субъектов РФ) устанавливаются законами субъектов РФ.
Таким образом, решение о создании приемной семьи является исключительно компетенцией того региона, который создает приемную семью и выплачивает вознаграждение приемным родителям из своего бюджета.
Федерального закона от 06 октября 199 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (Федеральный закон N 184-ФЗ) установлено, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с указанными положениями Закона N 184-ФЗ город Москва вправе осуществлять собственное правовое регулирование как по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, так и по предметам ведения непосредственно субъекта Российской Федерации, в том числе своими актами определять условия предоставления социальной поддержки отдельным категориям граждан.
Согласно правительства Москвы от 15 мая 2007 г. N 376-ПП "О мерах по реализации Закона города Москвы от 30 ноября 2005 г. "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и Правительства Москвы от 29 марта 2011 г. N 93-ПП "Об утверждении Порядка выплаты в городе Москве ежемесячного вознаграждения приемному родителю (приемным родителям), патронатному воспитателю" получателями денежных средств на содержание детей, находящихся в приемной семье, на патронатном воспитании, а также ежемесячного вознаграждения приемному родителю (приемным родителям) патронатному воспитателю, являются лица из числа приемных родителей, патронатных воспитателей, имеющие место жительства в городе Москве, принявшие в приемную семью, на патронатное воспитание ребенка (детей), имеющего (имеющих) место жительства в городе Москве, и заключившие договор о приемной семье в установленном порядке.
В соответствии с действующим законодательством города Москвы с 29 декабря 2015 года органы опеки и попечительства города Москвы заключают договоры о приемной семье с лицами - в отношении которых в городе Москве издано распоряжение о назначении их опекунами, исполняющими свои обязанности возмездно и в случае, если договор заключается в отношении детей имеющих место жительства в городе Москве, между тем, распоряжение о назначении Космачевой Л.В. издано Отделом опеки и попечительства Министерства образования Московской области по Чеховскому району на безвозмездных условиях, а дети зарегистрированы в Московской области.
Согласно Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" под местом жительства понимается жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в котором он зарегистрирован по месту жительства.
В соответствии с ч. 2 ст. 11 Закона об опеке и попечительстве опекун или попечитель назначается с их согласия или по их заявлению в письменной форме органом опеки и попечительства по месту жительства лица, нуждающегося в установлении над ним опеки и попечительства.
Согласно ч. 2 ст. 16 Закона об опеке и попечительстве орган опеки и попечительства, исходя из интересов подопечного, вправе заключать с опекуном или попечителем договор об осуществлении опеки или попечительства на возмездных условиях.
Из положений Постановления Правительства Москвы от 29 марта 2011 г. N 93-ПП "Об утверждении Порядка выплаты в городе Москве ежемесячного вознаграждения приемному родителю (приемным родителям), патронатному воспитателю" следует, что получателями ежемесячного вознаграждения являются лица, постоянно проживающие на территории города Москвы, заключившие договор о приемной семье в городе Москве.
Орган опеки и попечительства каждого субъекта Российской Федерации самостоятельно определяет критерии для заключения с опекуном или попечителем договор об осуществлении опеки и попечительства на возмездных условиях.
В соответствии со Бюджетного Кодекса РФ каждый субъект Российской Федерации имеет собственный бюджет, который предназначен для исполнения расходных обязательств субъекта Российской Федерации. Использование органами государственной власти субъектов Российской Федерации иных форм образования и расходования денежных средств для использования расходных обязательств субъектов Российской Федерации не допускается.
Решение о создании приемной семьи является компетенцией того района, который создает приемную семью и выплачивает вознаграждения приемным родителям из своего бюджета. Субъекты Российской Федерации не вправе вносить в акт о назначении гражданина опекуном или попечителем указания другому региону, что с гражданином должны заключить договор о приемной семье.
Космачева Л.В. зарегистрирована и фактически проживает по адресу:, является опекуном малолетних подопечных - Золотых ИВ, года рождения и Золотых ДВ, года рождения на основании Распоряжений Отдела опеки и попечительства Министерства образования Московской области по Чеховскому району от 09.09.2016 года, дети были переданы под опеку административному истцу на безвозмездных условиях, на момент установления опеки и до настоящего времени дети зарегистрированы по месту жительства по адресу:, с 18.09.2016 года по 26.03.2028 года опекун зарегистрировала детей по своему жительства по месту пребывания по адресу:, 12.09.2016 дети поставлены на учёт в ОСЗН по району Солнцево и опекуну назначены выплаты денежных средств на их содержание.
28.11.2016 года Космачева Л.В. обратилась в ОСЗН района Солнцево с заявлением об изменении условий исполнения ею обязанностей опекуна и заключении договоров о приемной семье в отношении подопечных. Распоряжением ОСЗН района Солнцево от 02.12.2016 года N 376 истцу было отказано в заключении договора о приемной семье.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что заключение договора о приемной семье с Космачевой Л.В. при указанных условиях приведёт к нарушению норм действующего законодательства и необоснованным выплатам из бюджета города Москвы.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, изложенными в оспариваемом решении, поскольку они основаны на надлежащей оценке представленных по делу доказательств с точки зрения их относимости, допустимости и достоверности. Нарушений трудовых прав истца судом не установлено.
Согласно истребованным судебной коллегией сведениям, согласно постановлениям Администрации Чеховского муниципального района Московской области от 08.08.2016 г., за несовершеннолетними Золотых И.В., Золотых Д.В. обеспечена сохранность жилого помещения, расположенного по адресу
Доводы апелляционной жалобы Космачевой Л.В., по сути, сводятся к иному толкованию законодательства, аналогичны обстоятельствам, на которые она ссылалась в суде первой инстанции в обоснование своих требований, были предметом исследования суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных обеими сторонами доказательств в их совокупности.
Таким образом, разрешая спор, суд правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановилзаконное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было. Предусмотренных ГПК РФ оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 331-335 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Никулинского районного суда г. Москвы от 22 мая 2017 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.