Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Федерякиной М.А.
судей Сальниковой М.Л., Дубинской В.К.,
при секретаре Семиной О.Н.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Сальниковой М.Л.
гражданское дело по апелляционной жалобе истца Гладышева М.В. на решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 14 июня 2017 года, которым постановлено:
В удовлетворении иска Гладышева Михаила Владимировича к ОАО "Центральная пригородная пассажирская компания", Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации о признании практики применения положений государственного контракта незаконной, применении последствий недействительности ничтожной сделки, компенсации морального вреда отказать,
установила:
Гладышев М.В. обратился в суд с иском, уточенным в порядке ст.39 ГПК РФ, к ОАО "Центральная пригородная пассажирская компания" (далее также - ОАО "ЦППК"), Министерству труда и социального развития РФ, требуя признать практику применения подпункта "б" пункта 15 Государственного контракта от 27 января 2016 года N ***** в части заключения договоров перевозки путем оформления разовых проездных документов незаконной, обязать Министерство труда и социальной защиты РФ и ОАО "ЦППК" предоставить одинаковые условия обслуживания и оплаты услуг при пользовании железнодорожным транспортном пригородного сообщения путем предоставления федеральным льготникам возможности приобретения льготных абонементных билетов, признать условия публичных договоров перевозки, заключенных с ОАО "ЦППК" в 2016 году путем оформления разовых проездных документов, ничтожными (недействительными), применить последствия недействительности ничтожных (недействительных) условий публичных договоров перевозки, взыскать с каждого из ответчиков компенсацию морального вреда в размере 350 тысяч рублей.
В обоснование заявленных требований истец указал, что он часто пользуется услугами ОАО "РЖД", а именно: электропоездом по маршруту "Москва-Петушки" и имеет право на получение социальной услуги в виде бесплатного проезда на пригородном железнодорожном транспорте. До конца 2009 года он пользовался услугами пригородного сообщения по транспортной карте, которая выдавалась на один месяц по определенному маршруту движения. 27 января 2016 г. между Министерством труда и социальной защиты РФ и ОАО "ЦППК" был заключен государственный контракт N *****, в соответствии с пунктом 15 которого исполнитель ОАО "ЦППК" обязался оказывать услуги гражданам-получателям социальной услуги без взимания с них платы за проезд, без ограничения числа поездок и маршрута следования, оформлять проездные документы (билеты) на поезда пригородного сообщения гражданам-получателям социальной услуги в соответствии с приказом Министерства транспорта России от 19 декабря 2013 года N473 "Об утверждении правил перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортном", оформлять и выдавать проездные документы (билеты) установленной формы на поезда пригородного сообщения гражданину-получателю социальной услуги при предъявлении им документа, удостоверяющего личность, документа, подтверждающего льготный статус и справки, образец которой утвержден постановлением правления ПФР от 02 ноября 2006 года N ***** .
Практика применения указанного пункта государственного контракта, по мнению истца, противоречит требованиям действующего законодательства, является дискриминационной и нарушает его конституционное право на свободу передвижения, поскольку он лишен возможности в отличие от других категорий пассажиров приобрести абонементный проездной билет на длительный срок и вынужден при каждой поездке оформлять разовый билет, каждый раз отстаивая очередь в билетную кассу, тратя время и нервничая, успеет ли он до отправления электропоезда оформить разовый билет. Кроме того, в билетных кассах существует опасность приобретения поддельного билета со всеми вытекающими из этого последствиями.
Кроме того, в электропоездах туалеты находятся в антисанитарном состоянии, что является нарушением санитарных норм и правил, ведет к причинению вреда здоровью пассажиров.
Неправомерные действия ответчиков причиняют истцу моральный вред.
Истец Гладышев М.В. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика Министерства труда и социального развития РФ в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил письменный отзыв на исковое заявление, в котором выразил несогласие с заявленным требованиями, считая их необоснованными.
Представитель ответчика ОАО "ЦППК" в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил письменный отзыв, в котором возражал против удовлетворения заявленных требований, считая их необоснованными.
Суд постановилвышеуказанное решение, которое истец Гладышев М.В. просит отменить по доводам апелляционной жалобы, полагая указанное решение незаконным и необоснованным, поскольку судом нарушены нормы материального права, выводы суда противоречат материалам дела.
В заседание судебной коллегии представители ответчиков ОАО "Центральная пригородная пассажирская компания", Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации не явились, извещены надлежащим образом.
Истец Гладышев М.В. заседание судебной коллегии явился, доводы апелляционной жалобы поддержал.
Проверив материалы дела в пределах заявленных доводов апелляционной жалобы, выслушав объяснения истца, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что не имеется оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства.
В соответствии с ГК РФ перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки.
Согласно ГК РФ заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом.
В соответствии с ГК РФ общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если настоящим, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное.
В соответствии с ГК РФ за перевозку грузов, пассажиров и багажа взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами.
В силу ГК РФ в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организацией за счет средств соответствующего бюджета.
В соответствии с Федерального закона от дата N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" проезд пассажиров на железнодорожном транспорте во всех случаях осуществляется по проездным документам (билетам), в том числе пассажиров, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации предоставлены льготы на оплату проезда на железнодорожном транспорте.
Порядок оформления проездных документов (билетов), используемых на железнодорожном транспорте, определяется Федеральным "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", правилами оказания услуг по перевозкам пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, железнодорожным транспортом и правилами перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом.
Согласно Федерального закона от дата N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" заключение договоров перевозок пассажиров удостоверяется проездными документами (билетами).
Пассажир обязан сохранять проездной документ (билет) в течение всего времени следования поезда, а при наличии в пункте отправления, в том числе на железнодорожной станции отправления, и (или) в пункте назначения, в том числе на железнодорожной станции назначения, пунктов контроля проездных документов (билетов) (далее - пункт контроля) от момента входа через пункты контроля в пункте отправления, в том числе на железнодорожной станции отправления, до момента выхода через пункты контроля в пункте назначения, в том числе на железнодорожной станции назначения.
Пассажир, имеющий право на бесплатный или льготный проезд, также обязан иметь при себе и предъявлять по требованию уполномоченных перевозчиком лиц документы, подтверждающие данное право.
Перевозчик обеспечивает контроль наличия и действительности проездных документов (билетов) при посадке в вагон, в пути следования и (или) в пунктах контроля.
Физическое лицо, не предъявившее уполномоченному перевозчиком лицу при проверке наличия и действительности проездных документов (билетов) в поезде или при выходе через пункт контроля действительного проездного документа (билета) либо документов, подтверждающих право на бесплатный или льготный проезд, является безбилетным. Безбилетное физическое лицо обязано приобрести проездной документ (билет) с внесением платы за проезд, а также платы за оказание услуги по оформлению проездного документа (билета) в порядке, установленном правилами перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом.
В случае обнаружения безбилетного физического лица в поезде плата за проезд взимается, исходя из действующих тарифов в соответствии с категорией поезда, типом и классом вагона, местом в вагоне и маршрутом следования, указанным безбилетным физическим лицом, но не менее чем за расстояние от последнего пункта отправления, в том числе последней железнодорожной станции отправления, где совершал остановку этот поезд, до указанного безбилетным физическим лицом пункта назначения, в том числе железнодорожной станции назначения.
В случае обнаружения безбилетного физического лица при выходе через пункт контроля плата за проезд взимается за расстояние от указанного им пункта отправления, в том числе железнодорожной станции отправления, до пункта назначения, в том числе железнодорожной станции назначения, где расположен пункт контроля.
При этом, если посадка безбилетного физического лица в вагон осуществлялась в пункте отправления, в том числе на железнодорожной станции отправления, где отсутствуют или не работают железнодорожные билетные кассы и (или) платежные терминалы, безбилетное физическое лицо приобретает проездной документ (билет) без взимания платы за оказание услуги по его оформлению.
В соответствии с п.1 ст.422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Согласно п.2 ст.426 ГК РФ цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий граждан.
Предоставление гражданам - получателям набора социальных услуг бесплатного проезда на пригородном железнодорожном транспорте предусмотрено Федеральным законом от 07 июля 1999 года N178-ФЗ "О государственной социальной помощи".
Между тем, данный закон, а также принятые на его основе нормативные правовые акты не содержат запрета на возможность оформления гражданам - получателям социальной услуги разовых проездных документов (билетов).
При этом в соответствии с пунктом 2 Государственного контракта N16-К-12-25 от 27 января 2016 г. заключение договоров перевозки с гражданами - получателями социальной услуги осуществлялось, в том числе, в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2003 года N17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", Федеральным законом от 10 января 2003 года N18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", Правилами оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02 марта 2005 года N111.
Вышеуказанные нормы действующего законодательства вопросы предоставления бесплатного проезда на железнодорожном транспорте пригородного сообщения гражданам - получателям набора социальных услуг не регулируют.
Так, в пункте 2 Правил оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02 марта 2005 года N111, указано, что при оказании услуг всем пользователям предоставляются одинаковые условия обслуживания и оплаты оказанных услуг. Законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации отдельным категориям пользователей услугами могут быть предоставлены иные условия оплаты оказанных услуг.
Условия организации перевозки граждан, имеющих право на получение набора социальных услуг, железнодорожным транспортом пригородного сообщения установлены разделом 5 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N328.
В соответствии с п.5.1 указанного Порядка проезд граждан на железнодорожном транспорте пригородного сообщения по территории Российской Федерации без оплаты ими стоимости проезда осуществляется круглогодично без ограничения числа поездок и маршрутов следования.
Согласно п.5.2 Порядка бесплатный проезд осуществляется на основании проездных документов (билетов), оформленных в установленном порядке.
Пунктом 5.3 Порядка установлено, что выдаваемые гражданам безденежные проездные документы (билеты) для бесплатного проезда на железнодорожном транспорте пригородного сообщения не подлежат передаче другим лицам, не обмениваются.
Указанные билеты недействительны без документов, удостоверяющих право на бесплатный проезд, а также справки, выданной Пенсионным фондом Российской Федерации.
Согласно п.5.4 Порядка гражданам при проезде на железнодорожном транспорте пригородного сообщения следует иметь безденежные проездные документы (билеты), сохранять их до окончания поездки и выхода с пассажирской платформы, предъявлять при проведении контроля в поездах, а также в пунктах отправления и назначения работникам контролирующих органов.
В соответствии с п.3 ст.6.5 Федерального закона от 17 июля 1999 года N178-ФЗ "О государственной социальной помощи" Правительство РФ постановлением от 29 декабря 2004 года N864 утвердило Правила финансирования расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.
В соответствии с п.4 указанных Правил ф инансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением социальных услуг по бесплатному проезду на железнодорожном транспорте пригородного сообщения осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации на соответствующий год.
Согласно п.12 Правил средства на предоставление гражданам проезда на железнодорожном транспорте пригородного сообщения направляются на оплату этой услуги организациям, осуществляющим перевозку граждан на железнодорожном транспорте в пригородном сообщении, по перечню согласно приложению N 1, заключившим с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в порядке, предусмотренном пунктом 1 части 1 статьи 93 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в соответствии с типовым контрактом, утвержденным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации .
Согласно указанному утвержденному типовому контракту гражданину - получателю социальной услуги оформляется проездной документ (билет) для поездки "туда" или "туда и обратно" до выбранной станции (зоны) назначения в день осуществления поездки или предварительно, что соответствует подпункту "д" пункта 15 оспариваемого истцом Государственного контракта.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Гладышев М.В. является получателем набора социальных услуг и с 01 января 2016 года по 31 декабря 2016 года имел право на бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, что подтверждается копией справки от 24 ноября 2015 года и не оспаривалось сторонами в ходе рассмотрения дела.
В 2016-м году перевозка граждан - получателей социальной услуги в виде бесплатного проезда железнодорожным пригородным транспортом в поездах пригородного сообщения осуществлялась ОАО "ЦППК" на основании Государственного контракта N ***** от 27 января 2016 г., заключенного между Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и ОАО "ЦППК".
В соответствии с подпунктами "а-в" пункта 15 указанного Государственного контракта исполнитель ОАО "ЦППК" обязался оказывать услуги гражданам - получателям социальной услуги без взимания с них платы за проезд без ограничения числа поездок и маршрута следования, оформлять проездные документы (билеты) на поезда пригородного сообщения гражданам - получателям социальной услуги в соответствии с приказом Министерства транспорта России от 19 декабря 2013 года N473 "Об утверждении правил перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортном", оформлять и выдавать проездные документы (билеты) установленной формы на поезда пригородного сообщения гражданину - получателю социальной услуги при предъявлении им документа, удостоверяющего личность, документа, подтверждающего льготный статус и справки, образец которой утвержден постановлением правления ПФР от 02 ноября 2006 года N261-п.
В обоснование заявленных требований истец ссылается на то, что практика применения подпункта "б" пункта 15 Государственного контракта (в части оформления проездных документов (билетов)) определяет предоставление разных условий обслуживания всем категориям граждан и нарушает, в том числе, пункт 2 Правил оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02 марта 2005 года N111, а также п.п.2 и 5 ст.426 ГК РФ.
Также судом установлено, что порядок оформления проездных документов (билетов) гражданам - получателям социальной услуги, предусмотренный пунктом 15 Государственного контракта от 27 января 2016 года, в полной мере соответствует обязательным нормам и правилам федерального законодательства в данной сфере правого регулирования, в связи с чем не нарушает прав истца.
Разрешая спор, проанализировав вышеприведенные нормы действующего законодательства, суд первой инстанции, сделал правильный и обоснованный вывод, что заявленные истцом требования о признании практики применения пп. "б" п.15 Государственного контракта N16-К-12-25 от 27 января 2016 г. в части заключения договоров перевозки путем оформления разовых проездных билетов незаконной, понуждении Министерства труда и социального развития РФ и ОАО "ЦППК" предоставить одинаковые условия обслуживания и оплаты оказанных услуг при пользовании железнодорожным транспортом пригородного сообщения путем предоставления федеральным льготникам возможности приобретения льготных абонементных билетов, признании условий публичных договоров перевозки, заключенных с ОАО "ЦППК" в 2016 году путем оформления разовых проездных документов ничтожными (недействительными), применении последствий недействительности ничтожных (недействительных) условий публичных договоров перевозки удовлетворению не подлежат.
Истцом также заявлено требование о взыскании с каждого из ответчиков компенсации морального вреда в размере 350 000 рублей.
В обоснование данного требования истец ссылается, в том числе на то, что в электропоездах Горьковского направления туалеты находятся в антисанитарном состоянии.
Разрешая спор, суд первой инстанции также пришел к правильному и обоснованному выводу об отказе в удовлетворении требований в указанной части, поскольку истцом не указаны какие-либо обстоятельства и не приведено объективных доказательств того, что при пользовании услугами пригородного железнодорожного транспорта, оказываемыми ответчиком ОАО "ЦППК", у истца в действительности отсутствовала возможность воспользоваться имеющимися в электропоездах туалетами. Истцом не представлено доказательств личного обращения в ОАО "ЦППК" с жалобами на невозможность пользования туалетами в электропоездах, не представлено доказательств того, что подобные жалобы, при их наличии, были оставлены ответчиком без внимания, а также не указано и не приведено каких-либо доказательств того, что в результате невозможности пользования туалетом в электропоездах, если таковые случаи в действительности имели место, истцу был причинен реальный вред здоровью.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда, основанными на правильно установленных судом обстоятельствах дела, исследованных судом доказательствах и при верном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Разрешая дело по существу, оценив в совокупности доказательства, собранные по делу, установленные в процессе его разбирательства фактические обстоятельства, суд первой инстанции пришел к правильным выводам, мотивировав их в достаточной мере.
Доводы апелляционной жалобы о необоснованном отказе судом в допросе свидетеля Срибного Н.И. об условиях проезда в электропоездах, не могут повлечь отмену решения суда, поскольку согласно ГПК РФ суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, в соответствии со ГПК РФ суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела. Таким образом, суд определят значимость одних доказательств, перед другими по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств ( ГПК РФ).
Проверив материалы настоящего дела, судебная коллегия, полагает, что доводы жалобы истца не опровергают выводов суда и не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, направлены на иное толкование норм материального и процессуального права. Выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, оценка которым дана судом по правилам ГПК РФ, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, по делу не установлено.
Решение суда соответствует требованиям ГПК РФ.
Руководствуясь, ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 14 июня 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Гладышева М.В.- без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.