судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Федерякиной М.А.,
судей Сальниковой М.Л., Бобровой Ю.М.,
при секретаре Семиной О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Федерякиной М.А.
гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ФСИН России по доверенности Литвиновой Ю.И. на решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 7 февраля 2017 года, с учетом дополнительного решения Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 17 апреля 2017 года, которым постановлено:
признать неправомерным решением ФСИН России от 05.07.2016 г. об отказе Маевой (Сафиной) Г.М. в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья.
Обязать ФСИН России повторно рассмотреть рапорта Маевой Г.М. о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья.
Отказать Маевой Г.М. в удовлетворении требований к ФСИН России о компенсации морального вреда.
УСТАНОВИЛА:
Истец Маева Г.М. обратилась с иском к ответчику ФСИН России о признании незаконным решения комиссии ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления начальникам территориальных органов ФСИН России, образовательных организаций ФСИН России, учреждений, непосредственно подчиненных ФСИН России, а также сотрудникам уголовно-исполнительной системы, проходящим службу в ФСИН России, и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и граждан РФ, уволенным со службы в указанных учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от 05 июля 2016 г. об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальный выплаты для приобретения или строительства жилья ; обязании поставить на учет с даты написания рапорта и произведения выписки; компенсации морального вреда в размере 100 000 руб.
В обоснование заявленных требований истец указала, что имея необходимую выслугу лет 11 февраля 2014 г. обратилась в УФСИН России по Московской области с рапортом о постановке на учет для получения ЕСВ. Территориальной подкомиссией был подготовлен пакет документов, и далее направлен в ФСИН России. Комиссия ФСИН России должна были рассмотреть рапорт в течение трех месяцев, чего сделано не было. В решении об отказе в постановке на учет указано, что ею не были представлены документы об имевшихся в собственности объектов недвижимого имущества. Однако, такие документы представлены были. Тем самым решение является незаконным.
Истец Маева Г.Н. в судебном заседании исковые требования поддержала.
Представитель ФСИН России по доверенности Белова А.С. в судебное заседание явилась, исковые требования не признала.
Суд постановилвышеуказанное решение, с учетом дополнительного решения, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит представитель ФСИН России по доверенности Литвинова Ю.И., как незаконное и необоснованное, поскольку судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, нарушены нормы материального и процессуального права.
Изучив материалы дела, выслушав представителя ФСИН России по доверенности Канчалаба А.С., выслушав истца Маеву Г.М., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда РФ в Постановлении N 23 от 19 декабря 2003 года " О судебном решении" решение должно быть законным и обоснованным( часть 1 статьи 195 ГПК РФ).
Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права ( часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании ( статьи 55, 59- 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Указанным требованиям решение суда не отвечает.
Согласно статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ " О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной
власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата). Порядок исчисления общей продолжительности службы в учреждениях и органах для предоставления единовременной социальной выплаты и периоды службы, подлежащие включению в общую продолжительность службы в учреждениях и органах, определяются Правительством Российской Федерации (постановление Правительства РФ от 06.04.2013 N303 "Об определении периодов, подлежащих включению в общую продолжительность службы, и порядка исчисления общей продолжительности службы для выплаты сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации единовременного пособия при увольнении, выплаты оклада по специальному званию гражданам, уволенным со службы в указанных учреждениях и органах без права на пенсию и имеющим общую продолжительность службы в них менее 20 лет, а также для предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения").
В соответствии с частью 3 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 N283-Ф3 единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник:
не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения;
является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров;
проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения;
является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма либо принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения;
проживает в общежитии;
проживает в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником и зарегистрированные по его месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в зарегистрированном браке.
Принятие сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты осуществляется в соответствии с Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 N396 (далее- Правила).
В соответствии с пунктом 5 Правил, в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 ЖК РФ и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.
К заявлению прилагаются следующие документы:
а) копии документов, удостоверяющих личность сотрудника и членов его семьи (паспортов, свидетельств о рождении детей, свидетельства о рождении сотрудника, если совместно с сотрудником проживают его родители, являющиеся собственниками или нанимателями по договору социального найма жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником);
б) копии свидетельств о регистрации по месту пребывания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи (в случае если у сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи отсутствует регистрация по месту жительства либо фактическое место проживания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи не соответствует месту постоянной регистрации);
в) копия страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования сотрудника;
г) копия послужного списка сотрудника;
д) копия свидетельства о заключении (расторжении) брака - при состоянии в браке (расторжении брака);
е) справки об обучении в образовательных учреждениях по очной форме обучения детей сотрудника в возрасте от 18 до 23 лет, если они проживают совместно с сотрудником;
ж) копии документов об установлении инвалидности детям сотрудника до достижения ими возраста 18 лет, если они проживают совместно с сотрудником;
з) выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы. В случаях если по независящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения;
и) документы, подтверждающие наличие или отсутствие в собственности сотрудника и проживающих совместно с ним членов его семьи жилых помещений;
к) копия договора социального найма жилого помещения, в котором проживает сотрудник (если сотрудник проживает в жилом помещении, занимаемом по договору социального найма);
л) копия документа, подтверждающего право сотрудника на дополнительную площадь жилого помещения (в случаях, предусмотренных пунктом 19 настоящих Правил).
Порядок формирования и работы комиссий учреждений и органов уголовно- исполнительной системы по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения утвержден приказом ФСИН России от 29.08.2013 N496 (далее- приказ ФСИН России от 29.08.2013 N496).
Основные функции и полномочия территориальных подкомиссий и подкомиссий в отношении сотрудников УИС, перечисленных в абз.З и 4 п.7 утверждены п. 10.1-10.2 приказа ФСИН России от 29.08.2013 N496.
Функции и полномочия комиссии ФСИН России утверждены п.8.1-8.2 приказа ФСИН России от 29.08.2013 N496.
Из материалов дела видно, что Маева Г.М., старший лейтенант внутренней службы, референт секретариата УФСИН России по Московской области обратилась с рапортом о принятии на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения 11.02.2014 года.
Выслуга лет в календарном исчислении более 11 лет.
Представлены документы на состав семьи 3 человека : заявитель, супруг - Маев Ю.С., сын Маев А.Ю., 2006 г.рождения.
Решением комиссии ФСИН России от 23.04.2015 N20 было отказано Маевой Г.М. в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в связи с отсутствием обязательных документов предусмотренных п.5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.03.2013 N369.
Из материалов дела также следует, что истец с семьей с 24.01.2014 по 23.01.2016 гг. временно зарегистрированы в жилом помещении общей площадью 50,7 кв.м. по адресу: г.Х, на основании договора аренды, собственником является Тюрина М.Н.
Ранее истец с семьей с 25.01.2012 по 24.01.2014 гг. была временно регистрирована в жилом помещении общей площадью 41,4 кв.м. по адресу: г.Х, на основании договора аренды, собственником является Егорова Л.М.
Истец с 2003 по 24.02.2012 гг. была постоянно зарегистрирована в жилом помещении общей площадью 50,6 кв.м по адресу: УХ, принадлежащем на праве общей долевой собственности тете и дяде заявителя Субаевой М.Я. и Субаеву В.А. по ? доли в праве каждый.
По данному адресу представлена справка о регистрации и выписка из хозяйственной книги с указанием лицевого счета, согласно которой на жилплощади было постоянно зарегистрировано 3 чел.
Супруг заявителя с 1986 г. по настоящее время и сын с 2006 по 29.06.2012 гг. был зарегистрирован постоянно в жилом помещении общей площадью 54,8 кв.м. по адресу: Х, принадлежащем на праве общей долевой собственности супругу заявителя 1/3 доля. Другими собственниками являются мать Маева В.М. и брат супруга заявителя Маев А.С. по 1/3 доли в праве каждый.
По данному адресу представлена выписка из поквартирной карточки и финансовый лицевой счет, согласно которому на жилплощади постоянно зарегистрировано 3 человека.
Разрешая спор, суд первой инстанции сделал вывод, что Маевой Г.М. представлены все необходимые документы, предусмотренные Правилами, а именно : Комиссии ФСИН России, в том числе были представлены уведомления о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества за период с 31 января 1998 г. по 30 декабря 2013 г. на всей территории РФ на Маеву Г.М. (предыдущее ФИО: Сафина Г.М.) Учитывая, что с момента подачи документы прошел значительный промежуток времени, суд посчитал возможным обязать ФСИН России повторно рассмотреть рапорт Маевой Г.М.
Однако, с данными выводами суда согласиться нельзя ввиду следующего.
Как видно из материалов дела, в выписке из ЕГРП на Маеву Г.М. не указаны сведения об имевшихся объектах недвижимого имущества.
В уведомлении N исх.77-00-4001/5001/2014-0249 от 20.01.2014 г. указано, что представлены сведения на имеющиеся объекты недвижимого имущества. Информация об имевшихся объектах отсутствует.
Таким образом, поскольку истец не представила выписки из ЕГРП, содержащие информацию о ранее имевшихся жилых помещениях, у ответчика отсутствовала возможность установить факт возможного ухудшения жилищных условий заявителем и членами ее семьи.
Ссылки истца на разъяснения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве от 16.09.2016 г., согласно которым . в период с 31.01. 1998 года по 30.12.2013 г. в ЕГРП отсутствуют сведения о наличии действующих или прекращенных прав Маевой Г.М. в отношении каких-либо объектов недвижимости, подлежащих регистрации, не могут быть приняты во внимание, поскольку указанные разъяснения на были представлены на рассмотрение комиссии ФСИН России, кроме того, данные разъяснения носят лишь информационный характер.
В соответствии со ст.196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
Требований о повторном рассмотрении рапорта истцом заявлено не было.
Учитывая изложенное, решение суда с учетом дополнительного решения суда нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст.328 -330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 7 февраля 2017 года с учетом дополнительного решения Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 17 апреля 2017 года отменить.
Постановить новое решение.
В удовлетворении исковых требований Маевой Г.М. к ФСИН России о признании незаконным решения Комиссии ФСИН России об отказе в постановке на учет, обязании Комиссии ФСИН России поставить Маеву Г.М. на учет, взыскании компенсации морального вреда, отказать.
Председательствующий :
Судьи :
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.