Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Иваненко Ю.С.
и судей Новиковой О.А., Матлахова А.С.,
при секретаре Титовой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Матлахова А.С. гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика Департамента городского имущества г. Москвы на решение Басманного районного суда г. Москвы от 22 августа 2016 года, которым постановлено:
исковые требования Идрисовой Э.М., Идрисовой Л.Р., Идрисова И.Р., Идрисовой К.Р., Жаляловой А.М., Невретдинова З.А., Идрисовой Э.А., Идрисовой А.Р., Идрисова Ф.Р. удовлетворить;
признать незаконным решение комиссии по жилищным вопросам Правительства Москвы от 18.12.2015 (протокол N ***) в части отмены заключения комиссии по жилищным вопросам Правительства Москвы от 21.01.2015 (протокол N ***) в отношении семьи Идрисовой Э.М.;
возложить обязанность на Департамент городского имущества г. Москвы заключить с Идрисовой Э.М., Идрисовой Л.Р., Идрисовым И.Р., Идрисовой К.Р., Жаляловой А.М., Идрисовой Э.А., Идрисовой А.Р., Идрисовым Ф.Р. договор социального найма шестикомнатной квартиры площадью жилого помещения 140,5 кв.м, жилой площадью 100,6 кв.м по адресу: г. ***, Б. *** пер., д.***, стр.***, кв.***; с Невретдиновым З.А. - договор купли-продажи с рассрочкой платежа однокомнатной квартиры площадью жилого помещения 60,2 кв.м, жилой площадью 21,3 кв.м, по адресу: г. ***, ***, д.***, корп.***, кв.***,
установила:
Идрисова Э.М., Идрисова Л.Р., Идрисов И.Р., Идрисова К.Р., Жалялова А.М., Невретдинов З.А., Идрисова Э.А., Идрисова А.Р., Идрисов Ф.Р. обратились в суд с иском к Департаменту городского имущества г. Москвы о признании протокола незаконным, возложении обязанности устранить допущенные нарушения.
В обосновании заявленных требований истцы указали, что Идрисова Э.М. в составе семьи из шести человек (она, дочь Идрисова Л.Р., сын Идрисов И.Р., мать Жалялова А.М., брат Невретдинов З.А., дочь Идрисова К.Р.) состоит на учете нуждающихся в содействии г. Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ с 15.07.2005.
Идрисова Э.А. в составе семьи из трех человек (она, дочь, сын) состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях с 2007 года.
Решением комиссии по жилищным вопросам Правительства Москвы от 21.01.2015 (протокол N ***) истцам Идрисовой Э.М., Идрисовой Л.Р., Идрисову И.Р., Идрисовой К.Р., Жаляловой А.М. по договору социального найма предоставлено жилое помещение в виде шестикомнатной квартиры по адресу: г. ***, Б. *** пер., д.***, стр.***, а Невретдинову З.А. - по договору купли-продажи с рассрочкой платежа - однокомнатная квартира по адресу: г. ***, ***, д.***, корп.***, кв.***, с освобождением ими занимаемой площади, со снятием всей семьи с жилищного учета.
С условиями предоставления указанных комнат в коммунальной квартире истцы согласились. При поступлении протокола в Департамент городского имущества г. Москвы истцы были ознакомлены с принятым решением и повторно изъявили свое согласие на предложенные условия улучшения жилищных условий.
Вступившим в законную силу решением Перовского районного от 21.12.2015 были удовлетворены их требования о признании незаконным бездействия Департамента городского имущества г. Москвы и обязании Департамента городского имущества г. Москвы принять распоряжение в соответствии с решением жилищной комиссии от 21.01.2015 о предоставлении Идрисовой Э.М., Идрисовой Л.Р., Идрисову И.Р., Идрисовой К.Р., Жаляловой А.М. по договору социального найма жилого помещения по адресу: г. ***, Б. *** пер., д.***, стр.***, Невретдинову З.А. - по договору купли-продажи с рассрочкой платежа однокомнатной квартиры по адресу: г. ***, ***, д.***, корп.***, кв.*** с освобождением ими занимаемой площади, со снятием всей семьи с жилищного учета.
В процессе исполнения данного решения Перовского районного суда г. Москвы истцам стало известно, что решением комиссии по жилищным вопросам Правительства Москвы (протокол N ***) от 18.12.2015 отменено заключение комиссии по жилищным вопросам Правительства Москвы от 21.01.2015 (протокол N ***) в отношении Идрисова Э.М.
Истцы полагали, что Департамент городского имущества г. Москвы нарушает их право на жилье и создает препятствие в его реализации.
На основании изложенного истцы просили суд признать незаконным протокол комиссии по жилищным вопросам Правительства Москвы от 18.12.2015 N ***, которым отменен протокол комиссии по жилищным вопросам Правительства Москвы от 21.02.2015 N ***; устранить допущенные нарушения прав истцов путем возложения на Департамент городского имущества г. Москвы обязанности по заключению с Идрисовой Э.М., Идрисовой Л.Р., Идрисовым И.Р., Идрисовой К.Р., Жаляловой А.М. договора социального найма жилого помещения на по адресу: г. ***, Б. *** пер., д.***, стр.***, а с Невретдиновым З.А. - договора купли-продажи с рассрочкой платежа однокомнатной квартиры по адресу: г. ***, ***, д.***, корп.***, кв.***.
Суд первой инстанции постановилвышеназванное решение, об отмене которого просит ответчик по доводам апелляционной жалобы.
Изучив материалы дела, выслушав представителя ответчика по доверенности Егорова Е.В. и обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ГПК РФ, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Согласно ГПК РФ, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
При рассмотрении данного дела требования норм действующего законодательства судом первой инстанции соблюдены не были.
Согласно правовой позиции Верховного Суда РФ, нашедшей свое отражение в пунктах 1, 2, 3 постановления Пленума от 19.12.2003 N 23 "О судебном решении", решение должно быть законным и обоснованным (ч.1 ст.195 ГПК РФ).
Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч.1 ст.1, ч.3 ст.11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст.55, 59-61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Фактические обстоятельства по делу, изложенные в исковом заявлении и установленные судом первой инстанции, с достаточной полнотой отраженные в описательной части обжалуемого решения, сторонами по делу не оспариваются.
Не соглашаясь с постановленным по делу судебным актом, представитель ответчика в апелляционной жалобе указывает на то, что комиссия по жилищным вопросам Правительства Москвы, чьи решения носят рекомендательный характер, не располагает властными полномочиями по предоставлению жилых помещений лицам, нуждающимся в улучшении жилищных условий; предоставление истцам жилых помещений вне установленной очереди ведет к нарушению прав и законных интересов иных лиц, поставленных на учет ранее.
Данные доводы жалобы судебная коллегия находит заслуживающими внимания.
В соответствии со ст.49 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ), по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Согласно ст.57 ЖК РФ, жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет
Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления.
Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований настоящего Кодекса, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением.
Положениями ч.1 ст.63 ЖК РФ предусмотрено, что договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования.
В соответствии с п.1 ст.21 Закона г. Москвы от 14.06.2006 N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения", решение о предоставлении жителям города Москвы в пользование либо об оказании помощи в приобретении ими с помощью города Москвы жилых помещений в собственность принимает уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы. Решение о предоставлении жителям города Москвы в пользование либо об оказании помощи в приобретении ими с помощью города Москвы жилых помещений в собственность является основанием для заключения соответствующих договоров в отношении жилых помещений.
Таким образом, действующее законодательство в качестве основания возникновения у гражданина права пользования жилым помещением и, как следствие, заключения с ним договора социального найма либо предоставления жилого помещения в собственность предусматривает принятие решения уполномоченным органом власти.
В городе Москве таковым органом является Департамент городского имущества г. Москвы (постановление Правительства Москвы от 20.02.2013 N 99-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте городского имущества города Москвы").
Как следует из материалов гражданского дела и не оспаривается сторонами по делу, соответствующих распоряжений о предоставлении истцам жилых помещений Департаментом городского имущества г. Москвы не выносилось, равно как решений об отказе в их предоставлении не принималось.
Обстоятельств, дающих истцам право на внеочередное предоставление жилых помещений, предусмотренных п.2 ст.17 Закона г. Москвы от 14.06.2006 N 29, не имеется.
Решение комиссии по жилищным вопросам Правительства Москвы от 21.01.2015 (протокол N ***), на которое в исковом заявлении ссылаются истцы, не является основанием для предоставления им названых жилых помещений.
Согласно преамбуле к постановлению Правительства Москвы от 20.03.2007 N 176-ПП "О Комиссии по жилищным вопросам Правительства Москвы", утратившего силу с 22.03.2016, а также в соответствии со ст.6 Закона г. Москвы от 14.06.2006 N 29, к компетенции комиссии по жилищным вопросам Правительства г. Москвы было отнесено рассмотрение обращений органов государственной власти г. Москвы, организаций и граждан по вопросам жилищных отношений.
Пунктом 3 статьи 6 Закона г. Москвы от 14.06.2006 N 29, ныне утратившим силу, было установлено, что жилищные комиссии в пределах полномочий исполнительных органов власти города Москвы, при которых они сформированы, осуществляют предварительное рассмотрение вопросов и дают заключения в форме рекомендаций для принятия решений уполномоченными органами исполнительной власти города Москвы.
В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 20.03.2007 N 176-ПП, заключение Комиссии носили рекомендательный характер для органов исполнительной власти города Москвы, уполномоченных федеральным законодательством и законодательством города Москвы принимать решения по соответствующим жилищным вопросам (пункт 12). Выписки из протокола с заключением Комиссии по каждому вопросу за подписью председателя Комиссии либо заместителя председателя Комиссии, либо секретаря Комиссии, заверенной печатью Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы, вместе с материалами не позднее 3 дней со дня утверждения протокола заседания Комиссии направляются по принадлежности в соответствующие органы исполнительной власти города Москвы (пункт 13). Уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы не позднее 15 дней со дня поступления заключения Комиссии и сопутствующих материалов принимает в установленном порядке решение по данному вопросу и информирует заявителя о принятом решении не позднее 3 дней со дня его оформления в письменной форме (пункт 14).
Таким образом, комиссия по жилищным вопросам Правительства Москвы не была наделена полномочиями по принятию властных решений и не определяла результаты рассмотрения жилищных вопросов по обращениям граждан в компетентный орган исполнительной власти города Москвы. По результатам рассмотрения поступивших обращений Комиссия принимала заключение, носившее рекомендательный характер для органов исполнительной власти города Москвы, уполномоченных федеральным законодательством и законодательством города Москвы принимать решения по соответствующим жилищным вопросам.
Комиссия по жилищным вопросам Правительства Москвы не относилась к перечню органов исполнительной власти города Москвы, подведомственных Правительству Москвы, и утвержденных указом мэра Москвы от 19.07.2007 N 44-УМ "Об органах исполнительной власти города Москвы", таким образом, не была наделена властно-распорядительными полномочиями и не являлась органом исполнительной власти города Москвы.
Учитывая то, что как оспариваемое, так и отмененное им решение комиссии по жилищным вопросам Правительства Москвы не устанавливало никаких юридических фактов и не порождало для истцов каких-либо правовых последствий в рамках правоотношений по обеспечению их жилыми помещениями, у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения исковых требований в данной части и, тем более, в части возложения на Департамент городского имущества г. Москвы обязанности по заключению с ними договоров социального найма и купли-продажи с рассрочкой платежа.
При указанных обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о необходимости отмены решения Басманного районного суда г. Москвы от 22.08.2016 и постановления по делу нового решения, которым в удовлетворении исковых требований надлежит отказать.
На основании изложенного, руководствуясь - ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Басманного районного суда г. Москвы от 22 августа 2016 года отменить.
Постановить по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Идрисовой Э.М., Идрисовой Л.Р., Идрисова И.Р., Идрисовой К.Р., Жаляловой А.М., Невретдинова З.А., Идрисовой Э.А., Идрисовой А.Р., Идрисова Ф.Р. к Департаменту городского имущества г. Москвы о признании протокола незаконным, возложении обязанности устранить допущенные нарушения отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.