Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Михалиной С.Е.,
судей Исюк И.В. и Леоновой Л.Б.,
при секретаре Шуптыровой Ю.Н.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Михалиной С.Е.,
дело по апелляционной жалобе истца Беличенко Г.И. на решение Симоновского районного суда города Москвы от 06 декабря 2016 года, которым постановлено:
В удовлетворений требований Беличенко Г.И. к Префектуре Южного административного округа г. Москвы, Управе района "Нагатино - Садовники" г. Москвы о признании действий неправомерными, возмещении ущерба отказать,
установила:
Беличенко Г.И. обратился в суд с иском к Префектуре Южного административного округа г. Москвы, Управе района "Нагатино - Садовники" г. Москвы о признании незаконным решения N 3 от 16.05.2014 г. Окружной комиссии по пресечению самовольного строительства ЮАО г. Москвы в отношении принадлежащего истцу гаража N ***по адресу: ***, неправомерными действий Управы района "Нагатино - Садовники" г. Москвы по сносу гаража истца N ***по адресу: ***, и причинению вреда имуществу истца - транспортному средству "ВАЗ" государственный регистрационный знак ***, взыскании солидарно с ответчиков в счет возмещения ущерба суммы в размере *** руб. *** коп., расходов на оценочные услуги в размере *** руб. *** коп., расходов на оплату услуг представителя в размере ***руб. *** коп.
В обоснование заявленных требований истец указал, что он является ветераном труда, инвалидом 2 группы по заболеванию сердечно - сосудистой системы и опорно - двигательного аппарата. В июне 2014 года на принадлежащем истцу гараже N ***, предназначенном для защищенного хранения транспортного средства, и находящемся по адресу: ***, неизвестные лица наклеили уведомление, содержавшее понуждение к демонтажу гаража на основании решения Окружной комиссии по пресечению самовольного строительства от 16.05.2014 г. N 3. В решении Окружной комиссии от 16.05.2014 г. N 3 указывалось, что владелец гаража с инвентаризационным N *** - не был выявлен. Истец полагает, что гараж N ***, находящийся по адресу: ***, установлен на земельном участке на основании письменных правоустанавливающих документов и был выделен отцу истца, ветерану Великой Отечественной войны, на основании решения Райисполкома г. Москвы в 1991 году. Обращения в различные инстанции: Управу района "Нагатино-Садовники" г. Москвы, Префектуру ЮАО г. Москвы, Департамент земельных ресурсов г. Москвы по поводу оформления земельно-правовых отношений результата не дали.
При сносе гаража и изъятии из него транспортного средства "ВАЗ", государственный регистрационный знак ***, принадлежащий ему автомобиль был поврежден. Беличенко Г.И. обратился в НП "ОПЭО" для оценки стоимости восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства. Согласно отчету НП "ОПЭО" N *** от 24.11.2015 г. стоимость восстановительного ремонта транспортного средства "ВАЗ", государственный регистрационный знак ***, составляет с учетом износа *** руб. *** коп.
В судебное заседание суда первой инстанции истец Беличенко Г.И. и его представитель Рыбалко А.И. явились, исковые требования поддержали.
Представитель ответчиков Управы района "Нагатино - Садовники" г. Москвы и Префектуры ЮАО г. Москвы Самойлова Е.А. в судебное заседание явилась, возражала против удовлетворения исковых требований.
Судом постановленоуказанное выше решение, об отмене которого просит истец Беличенко Г.И. по доводам апелляционной жалобы.
Проверив материалы дела, выслушав истца Беличенко Г.М., его представителя Рыбалко А.И., представителя ответчиков Управы района "Нагатино - Садовники" г. Москвы и Префектуры ЮАО г. Москвы по доверенности Самойлову Е.А., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда первой инстанции постановленов соответствии с требованиями закона и оснований для его отмены не имеется.
При рассмотрении дела суд первой инстанции правильно руководствовался положениями ст.ст. 14, 15, 16, 124, 209, 1064, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, Постановлением Правительства Москвы от 02.11.2012 N 614-ПП "Об утверждении Положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по освобождению земельных участков от незаконно размещенных на них объектов, не являющихся объектами капитального строительства, в том числе осуществлению демонтажа и (или) перемещения таких объектов" (вместе с "Перечнем объектов, не являющихся объектами капитального строительства, незаконно размещенных на земельных участках, собственником которых является город Москва или государственная собственность на которые не разграничена, подлежащих демонтажу и (или) перемещению"), Постановлением Правительства Москвы от 24.02.2010 N 157-ПП "О полномочиях территориальных органов исполнительной власти города Москвы", Постановлением Правительства Москвы от 31.05.2011 N 234-ПП "Об организации работы по выявлению и пресечению самовольного строительства на территории города Москвы" (вместе с "Положением о Городской комиссии по пресечению самовольного строительства", "Положением об Окружной комиссии по пресечению самовольного строительства", "Регламентом взаимодействия Городской и окружных комиссий по пресечению самовольного строительства в ходе работ по выявлению и пресечению самовольного строительства на территории города Москвы"), Правительства Москвы от 09.03.2011 г. N 63-ПП "Об утверждении Положения о порядке осуществления денежной компенсации владельцам сносимых индивидуальных гаражей при освобождении территорий города Москвы", ст.ст. 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В силу Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки, предусмотренные и настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным "О государственной регистрации недвижимости".
В соответствии с, Гражданского кодекса Российской Федерации земельные участки могут предоставляться их собственниками другим лицам на условиях и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством. Лицо, не являющееся собственником земельного участка, осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования участком на условиях и в пределах, установленных законом или договором с собственником.
Согласно Устава города Москвы (Закон г. Москвы от 28.06.1995), в собственности города Москвы находится, в том числе земля и природные ресурсы в границах города Москвы, не находящиеся в соответствии с законом в частной собственности, собственности муниципальных образований, собственности Российской Федерации или других определенных законом собственников. От имени города Москвы правомочия собственника осуществляют органы государственной власти города Москвы в рамках их компетенции, установленной настоящим Уставом и иными правовыми актами, определяющими статус этих органов. В случаях и в порядке, предусмотренных законодательством, по специальному поручению от имени города Москвы могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.
Постановлением Правительства Москвы от 24 февраля 2010 г. N 157-ПП утверждено о префектуре административного округа города Москвы, в соответствии с, которого префектура обеспечивает в установленном Правительством Москвы порядке выполнение мероприятий по пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков, снос самовольных построек, освобождение земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участков, находящихся на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с нормативными правовыми актами города Москвы организует работу по демонтажу и (или) перемещению, хранению на специально организованных площадках, возврату правообладателям либо утилизации незаконно размещенных на территории административного округа объектов, не являющихся объектами капитального строительства (их составляющих элементов), а также товаров, оборудования или иного имущества, находящегося в незаконно размещенных объектах.
Согласно Положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по освобождению земельных участков от незаконно размещенных на них объектов, не являющихся объектами капитального строительства, в том числе осуществлению демонтажа и (или) перемещения таких объектов, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 2.11.2012 N 614-ПП, рассмотрение вопросов об освобождении земельных участков от незаконно размещенных на них объектов, не являющихся объектами капитального строительства, осуществляется постоянно действующими Окружными комиссиями по пресечению самовольного строительства.
В соответствии с п. 1.1 Положения об окружной комиссии по пресечению самовольного строительства, утвержденного п. 1.3. постановления Правительства Москвы от 31.05.2011 N 234-ПП "Об организации работы до выявлению и пресечению самовольного строительства на территории города Москвы", окружная комиссия по пресечению самовольного строительства является коллегиальным органом, созданным Префектом административного округа города Москвы в целях комиссионного рассмотрения фактов незаконного размещения на земельных участках, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участках, находящихся на территории города Москвы, государственная собственность на которые на разграничена, объектов, не являющихся объектами капитального строительства, а также выработки предложений по совершенствованию механизмов выявления, профилактики и пресечения самовольного строительства на территории соответствующего административного округа города Москвы.
Согласно п. 2.2.1. указанного Положения об Окружной комиссии, комиссия вправе принимать решения о демонтаже и (или) перемещении незаконно размещенных объектов.
размещения и установки на территории города Москвы объектов, не являющихся объектами капитального строительства, утвержден Постановлением Правительства Москвы от 13.11.2012 N 636-ПП .
Правительства Москвы от 02.11.2012 года N 614-ПП установлен порядок освобождения земельных участков от объектов, у которых отсутствуют документы, являющиеся основанием для размещения.
Согласно . указанного Постановления к числу документов, являющихся основанием для размещения объектов некапитального строительства, относятся, в том числе, действующий договор на размещение объекта, не являющегося объектом капитального строительства; действующий договор аренды земельного участка для размещения объекта, не являющегося объектом капитального строительства; действующий договор безвозмездного срочного пользования для размещения объекта, не являющегося объектом капитального строительства; свидетельство о праве постоянного (бессрочного) пользования земельным участком для размещения некапитального объекта;
Правительства Москвы от 02.11.2012 N 614-ПП также закреплено право Окружной комиссии по пресечению самовольного строительства, определять законность размещения некапитальных объектов и принимать решение о демонтаже и (или) перемещении незаконно размещенного объекта на специально организованную для хранения площадку.
Судом первой инстанции установлено, что Беличенко И.К. составил завещание от *** г., согласно которому металлический гараж, расположенный по адресу: ***, завещал Беличенко Г.И.
Согласно справке МосгорБТИ N *** от 23.11.2004 г. жилой дом по адресу: *** и жилой дом по адресу: ***, являются одним и тем же объектом. Официальным адресом объекта является: г. *** .
Согласно технической документации (поэтажному плану и экспликации), составленной Автозаводским ТБТИ города Москвы, общая площадь гаража N *** по адресу: ***, составляет *** кв.м, объект не обладает признаками объекта капитального строительства, разрешение на возведение объекта в установленных габаритах не предъявлялось.
Решением Окружной комиссии по пресечению самовольного строительства префектуры ЮАО г. Москвы от 16.05.2014 г. N 3 объект - гараж N *** по адресу: г ***, был признан объектом самовольной постройки и подлежащим демонтажу во внесудебном порядке.
Управой района "Нагатино - Садовники" г. Москвы в уведомлении было предложено демонтировать вышеназванный объект до 13.07.2014 г. либо освободить его от имущества для последующего демонтажа силами подрядной организации района.
Согласно выписке из протокола заседания Окружной комиссии по пресечению самовольного строительства на территории ЮАО г. Москвы N 3 от 16.05.2014 г., утвержденного префектом ЮАО Челышевым А.В., на котором рассмотрены вопросы по некапитальным объектам гаражного назначения, внесенных управами районов ЮАО г. Москвы в рамках реализации постановления Правительства Москвы от 02.11.2012 г. N 614-ПП "Об утверждение Положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по освобождению земельных участков от незаконно размещенных на них объектов, не являющихся объектами капитального строительства, в том числе осуществлению демонтажа и (или) перемещения таких объектов", окружной комиссией установлено, что владелец объекта N *** по адресу: ***, не выявлен (справка от ОВД по району Нагатино - Садовники от 05.05.2014 г. N ***), размещен в отсутствие документов, являющихся основанием для размещения объектов, не являющихся объектами капитального строительства. По факту выявления незаконно размещенного объекта, не являющегося объектом капитального строительства, составлен акт N 01 от 28.04.2014 г.
Окружной комиссией принято решение: признать объект размещенным в отсутствие документов, являющихся основанием для размещения объекта, не являющимся объектом капитального строительства, ГБУ "Автомобильные дороги ЮАО" совместно с управой района Нагатино - Садовники, руководствуясь п. 7.2.1 приложения N 1 к постановлению Правительства Москвы от 02.11.2012 г. N 614-ПП "Об утверждении Положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по освобождению земельных участков от незаконно размещенных на них объектов, не являющихся объектами капитального строительства, в том числе осуществлению демонтажа и (или) перемещения таких объектов" в установленном порядке демонтировать незаконные постройки.
Как следует из копии справки *** N ***, Беличенко Г.И. является инвалидом второй группы по общему заболеванию бессрочно, что подтверждается справкой Филиала N 92 ФГУ "ГБ МСЭ по г. Москве" серия *** от 18.06.2007 г.
Из индивидуальной программы реабилитации Беличенко Г.И. от 22.07.2015 г. следует, что автомобиль, приобретенный за счет собственных или иных средств, входит в перечень технических средств реабилитации.
16.11.2015 г. истец обратился к начальнику ОМВД России по району Нагатино - Садовники г. Москвы с заявлением о возбуждении уголовного дела по факту порчи имущества, принадлежащего истцу, в котором указал на действия группы лиц, связанных с повреждением имущества истца.
Согласно объяснению Беличенко Г.И. от 25.11.2015г., во время демонтажа гаража N *** в нем находилось транспортное средство "ВАЗ", государственный регистрационный знак ***, которое было транспортировано из него посредством буксировки другим транспортным средством, в результате которого указанному транспортному средству были причинены механические повреждения.
Постановлением УУП ОМВД России по району Нагатино - Садовники г. Москвы капитана полиции Мелишева В.И. от 25.11.2015г. в возбуждении уголовного дела по ст. 167, 330 УК РФ было отказано.
Истец обратился в НП "ОПЭО", согласно отчету которого стоимость восстановительного ремонта транспортного средства "ВАЗ", государственный регистрационный знак *** с учетом износа составляет *** руб. *** коп.
Согласно акту N *** от 16.11.2015г., комиссией в составе заведующего сектором по вопросам строительства, имущественно - земельных отношений и транспорта управы района Нагатино - Садовники Войтова О.В., заместителя директора ГБУ "Жилищник района Нагатино - Садовники" Ланенко Д.С., бригадира ГБУ "Автомобильные дороги ЮАО" Разинкина А.В., произведен демонтаж металлического гаража N *** по адресу: ***, в рамках реализации Постановления Правительства Москвы от 02.11.2012 г. N 614-ПП на основании решения Окружной комиссии по пресечению самовольного строительства на территории ЮАО г. Москвы (протокол от 16.05.2014 г. N 3). При вскрытии гараж внутри него обнаружен автомобиль ВАЗ 2104, бирюзового цвета, б/у, с деформацией заднего бампера, следами коррозии на порогах по всему периметру (госномер *** ). Автомобиль перемещен эвакуатором на площадку в непосредственной близости от гаража в присутствии хозяина Беличенко Г.И. Другого имущества в гараже комиссией не обнаружено. Составные части гаража перемещены силами подрядной организации на площадку временного хранения по адресу: *** . Акт составлен в присутствии сотрудника полиции ОМВД по району Нагатино - Садовники Паннова А.В. Демонтаж гаража проводился в течение 16-18 ноября 2015 года. При перемещении автомобиля повреждений допущено не было. Автомобиль перемещался в присутствии владельца.
Разрешая спор, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что решение о демонтаже гаража принято в установленном порядке на основании решения компетентного органа - Окружной комиссии в соответствии с нормами действующего законодательства и Правительства Москвы от 2.11.2012 N 614 - ПП, поскольку земельно-правовые отношения с истцом в установленном Законом порядке не оформлены.
Утверждение Беличенко Г.И. о занятии земельного участка на законном основании судом проверялось и подтверждения не нашло. Документов, являющихся в силу п. 3.2 Постановления Правительства Москвы от 02.11.2012 N 614-ПП основанием для размещения объекта некапитального строительства - гаража N *** по адресу: ***, истцом представлено не было.
Отказывая в удовлетворении требования Беличенко Г.И. о возмещении ущерба и расходов по оплате услуг по оценке, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для возложения на ответчиков ответственности за имущественный вред, выразившийся в повреждении транспортного средства, поскольку допустимых доказательств, с достоверностью свидетельствующих о наличии причинно-следственной связи между действиями ответчиков и наличием вреда, истцом представлено не было.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции, основанными на установленных обстоятельствах дела, полном и всестороннем исследовании собранных по делу доказательств и нормах материального права.
В апелляционной жалобе истец, ссылаясь на п.2.1 Постановления Правительства Москвы от 25.10.1994 N 949 "О дополнительных мерах по улучшению социального обслуживания инвалидов Великой Отечественной войны, других инвалидов и отдельных категорий граждан, имеющих транспортные средства", выражает свое несогласие с вынесенным решением суда, поскольку суд не применил подлежащие применению нормы законодательства.
Вместе с тем, указанные доводы не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку указанный истцом нормативный акт утратил силу с 13.11.2012 г.
Ссылка в апелляционной жалобе на акт осмотра, составленный НП "ОПЭО", в котором указано на возможность возникновения повреждений в результате нарушения правил буксировки и эвакуации транспортного средства, не может повлечь отмену принятого по делу решения. Судебная коллегия полагает, что судом первой интенции обоснованно не принят во внимание указанный акт, учитывая, что в нем содержится лишь вероятностный вывод специалиста о возможности возникновения повреждений в силу названных причин.
Доводу о правомерности размещения гаража на земельном участке в решении суда дана правовая оценка, с которой судебная коллегия соглашается.
Доводы апелляционной жалобы повторяют доводы, изложенные в исковом заявлении, и не содержат каких-либо новых обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда первой инстанции или опровергали выводы судебного решения, направлены на иную оценку собранных по делу доказательств, не влияют на правильность принятого судом решения, в связи с чем не могут служить основанием к отмене решения суда.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции были исследованы все юридически значимые по делу обстоятельства и дана надлежащая оценка собранным по делу доказательствам, в связи с чем решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Симоновского районного суда города Москвы от 06 декабря 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Беличенко Г.И. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.