Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Бельченко И.В.,
с удей Мызниковой Н.В., Лобовой Л.В.,
при секретаре Решетовой К.П.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Мызниковой Н.В.,
гражданское дело по апелляционной жалобе Нестеренко С.А. на решение Хорошевского районного суда города Москвы от 14 июня 2016 года, которым постановлено:
Взыскать с Нестеренко Анатолия Ивановича в пользу УФСБ России по городу Москве и Московской области денежные средства в сумме 1 649 057 руб. 69 коп. (один миллион шестьсот сорок девять тысяч пятьдесят семь руб. 69 коп.), в остальной части исковых требований отказать.
Взыскать с Нестеренко Анатолия Ивановича госпошлину в доход бюджета города Москвы в размере 14 718 руб. 54 коп.,
УСТАНОВИЛА:
Управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по городу Москве и Московской области (далее- УФСБ России по городу Москве и Московской области) обратилось в суд с иском к Нестеренко А.И. о взыскании переплаченной пенсии, процентов за пользование чужими денежными средствами, - в обоснование заявленных требований ссылаясь на то, что Нестеренко А.И. с 12.11.1999 г. являлся получателем пенсии за выслугу лет по линии ФСБ России, с 12.11.1999 г. ответчик был принят на службу в таможенные органы, однако, об этом в установленном порядке не сообщил, УФСБ России по городу Москве и Московской области узнало о данном обстоятельстве только в феврале 2013 г., в связи с чем с 01.04.2013 г. выплата пенсии ответчику была приостановлена; Нестеренко А.И. незаконно получил пенсию за выслугу лет в период с 24.04.2004 г. по 01.04.2013 г. в размере 1 303 707 руб. 03 коп.
Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержал; ответчик Нестеренко А.И. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен в установленном законом порядке (л.д.35.38).
Суд постановилуказанное выше решение.
В связи со смертью *** ответчика Нестеренко А.И. по заявлению его наследника по закону- сына Нестеренко С.А., определением Хорошевского районного суда г. Москвы от 11.09.2017 г. произведена замена выбывшей стороны должника его правопреемником Нестеренко С.А., которым подана апелляционная жалоба на вышеуказанное решение суда от 14.06.2016 г. Определение суда о процессуальном правопреемстве от 11.09.2017 г. сторонами не оспаривалось, вступило в законную силу.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, выслушав представителя Нестеренко С.А.- Языкову О.А., представителя УФСБ России по городу Москве и Московской области - Кузнецова А.А., обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к выводу об отмене решения суда в части удовлетворения требований УФСБ России по городу Москве и Московской области о взыскании с Нестеренко А.И. процентов за пользование чужими денежными средствами, в остальной части не усматривает оснований для отмены решения суда, исходя из следующего:
Как установлено судом, Нестеренко А.И. с 12.11.1999 г. была назначена пенсия за выслугу лет по линии ФСБ России в соответствии с РФ от 12.02.1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
Сторонами не оспаривалось и следует из материалов дела, что в феврале 2013 г. УФСБ России по городу Москве и Московской области стало известно, что с 12.11.1999 г. Нестеренко А.И. поступил на службу в таможенные органы РФ, был назначен на должность начальника отдела материально-технического обеспечения и социального развития. О данном обстоятельстве Нестеренко А.И. в органы, осуществляющие его пенсионное обеспечение по выслуге лет по линии ФСБ России, сообщил только в феврале 2013 г., в связи с чем с 01.04.2013 г. выплата пенсии за выслугу лет на время службы в таможенных органах ответчику была приостановлена.
Согласно приказу ФСБ России от 27.03.2004 г. N 197 "О внесении изменения в приказ ФСБ России N 302-2003 года" (вступил в силу 24.04.2004 г.) пенсионерам одновременно находящимся на пенсионном обеспечении в территориальном органе безопасности и проходящим вышеуказанную службу выплата пенсий приостанавливается, тем самым, период переплаты установлен с момента вступления в законную силу приказа ФСБ России от 27.03.2004 г. N 197 по дату приостановления выплаты пенсии, то есть с 24.04.2004 г. по 01.04.2013 г.; согласно справке от 29.10.2015 г. переполученная пенсия Нестеренко А.И. составила 1 303 707 руб. 03 коп.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования в части взыскания переплаты пенсии, суд первой инстанции руководствовался положениями РФ от 12.02.1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" и исходил из того, что переполученная Нестеренко А.И. пенсия за период с 24.04.2004 г. по 01.04.2013 г. в силу положений ст. 1102 ГК РФ является неосновательным обогащением, которое ответчик обязан возвратить.
Судебная коллегия, в полной мере соглашается с приведенными в решении суда выводами, в приведенной выше части, исходя из следующего:
Конституционный Суд Российской Федерации в от 18.03.2004 г. N 6-П признал положение Закона Российской Федерации от 12.02.1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", согласно которому пенсионерам из числа лиц, указанных в данного Закона, при поступлении их на военную службу или на службу в органы внутренних дел, в Государственную противопожарную службу, в органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ или учреждения и органы уголовно-исполнительной системы (в том числе в любых других государствах) выплата назначенных пенсий на время службы приостанавливается, не противоречащим Российской Федерации.
В от 18.03.2004 г. N 6-П Конституционный Суд Российской Федерации установил, что пенсионное обеспечение граждан, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов либо военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны страны и безопасности государства, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, прокурорских работников, сотрудников таможенных органов Российской Федерации, сотрудников налоговой полиции, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы (далее - лиц, проходивших военную и (или) правоохранительную службу) производится на основании специальных законов - Федерального от 15.12.2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
В отличие от права на получение пенсии по старости, реализацию которого законодатель не связывает с тем, продолжает гражданин свою трудовую деятельность или нет (эта пенсия назначается и выплачивается в полном размере, в том числе в период работы), право на получение пенсии за выслугу лет может быть реализовано гражданами, проходившими военную и (или) иную службу, только при условии оставления ими соответствующей службы, с учетом которой назначается данная пенсия. Предоставляя лицам, проходившим военную и (или) иную службу, право на получение пенсии за выслугу лет за счет средств федерального бюджета независимо от возраста при прекращении службы и одновременно закрепляя правило о приостановлении выплаты этой пенсии при их возвращении на военную или иную службу, федеральный законодатель исходил из специфики и характера такой службы, а также преследовал цель не только гарантировать указанным лицам соответствующее материальное обеспечение в случае необходимости оставить службу, создать условия для их адаптации к гражданской жизни, но и стимулировать их переход в другие сферы занятости, способствовать своевременной ротации кадров на военной и иной службе.
РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" обеспечивает лицам, проходившим военную и (или) иную (правоохранительную) службу и имеющим право на пенсию за выслугу лет, равные правовые условия реализации данного права - в соответствии с, и всем этим лицам при прекращении службы гарантируется назначение пенсии за выслугу лет со дня увольнения со службы, но не ранее дня, до которого выплачено денежное довольствие при увольнении; при этом предоставление лицам, проходившим военную и (или) правоохранительную службу, права получать пенсию за выслугу лет, которая назначается и выплачивается им независимо от возраста при условии прекращения службы, направлено в том числе на защиту от риска утраты или снижения профессиональной трудоспособности в результате длительной службы; пенсия за выслугу лет назначается без ограничения каким-либо сроком и выплачивается в полном размере (за исключением надбавок к пенсии, предусмотренных для неработающих пенсионеров) в период любой иной трудовой деятельности, как и всем другим пенсионерам.
Поскольку у граждан, имеющих необходимую для назначения пенсии выслугу на военной и (или) иной (правоохранительной) службе, сохраняется равенство возможностей в выборе (продолжить службу или оставить ее и получать полагающуюся им пенсию), связанные с таким свободным выбором различные правовые последствия, обусловленные дифференциацией в правилах выплаты пенсии за выслугу лет лицам, уволившимся с военной службы или службы в правоохранительных органах и вновь поступившим (вернувшимся) на службу после увольнения, в части, касающейся права на получение назначенной пенсии за выслугу лет, не могут рассматриваться как нарушающие равноправие, гарантированное Конституции Российской Федерации, и ограничивающие право на свободу труда, закрепленное Конституции Российской Федерации.
В от 18.03.2004 г. N 6-П Конституционный Суд Российской Федерации отметил, что пенсионеры, вернувшиеся на военную или правоохранительную службу и вновь приобретшие статус военнослужащего (сотрудника правоохранительных органов), также находятся в равном положении - выплачиваемое им денежное довольствие, иные виды обеспечения устанавливаются в том числе исходя из имеющейся у них выслуги на военной и (или) правоохранительной службе, причем предусмотренное с учетом выслуги увеличение размера полагающегося денежного довольствия в определенной мере компенсирует приостановление выплаты пенсии за выслугу лет. В случае продолжения службы соответствующий период также подлежит зачету в выслугу лет, и при последующем увольнении выплата пенсии возобновляется исходя из той выслуги, которую они приобрели на день последнего увольнения.
При этом, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в от 09.11.2004 г. N 320-О, принятом по ходатайству Федеральной таможенной службы об официальном разъяснении Конституционного Суда Российской Федерации от 18.03.2004 г. N 6-П, повторное поступление на службу лиц, получающих пенсию за выслугу лет, и приобретение ими вновь статуса военнослужащего (сотрудника правоохранительных органов) не может и не должно иметь своим результатом снижение размера пенсионного обеспечения за выслугу лет по сравнению с тем, которое они имели бы, продолжая находиться на пенсии. Поэтому при увольнении со службы в таможенных органах такие лица вправе выбирать наиболее предпочтительный для них вариант: либо оформить пенсию за выслугу лет, полагающуюся им как сотрудникам таможенных органов, либо получать ранее назначенную им пенсию за выслугу лет, выплата которой была приостановлена в связи с поступлением на службу.
В соответствии со Федерального закона от 27.05.2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации", в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений и рассмотрения дела в суде первой инстанции, правоохранительная служба - вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина.
Не исключая учет в нормативном правовом регулировании специфики и особенностей различных видов государственной службы, федеральный законодатель ввиду объективно схожих условий, в которых находятся лица, выполняющие задачи обеспечения охраны правопорядка и обороны страны, установилединый порядок и общие правила (условия) пенсионного обеспечения соответствующих категорий государственных служащих.
Так, согласно Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" пенсия за выслугу лет военнослужащим (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) назначается в порядке, предусмотренном РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей"; при этом к военнослужащим в целях вышеназванного Федерального относятся, как следует из его, в том числе лица рядового и начальствующего состава, проходившие службу в органах внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службе, прокурорские работники, сотрудники Следственного комитета Российской Федерации, сотрудники таможенных органов Российской Федерации, сотрудники налоговой полиции, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы.
Для сотрудников, проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации и имеющих специальные звания, помимо единого порядка и общих правил (условий) пенсионного обеспечения установлена и единая система социальных гарантий, охватывающая, в частности, отношения, связанные с обеспечением их денежным довольствием, пособиями и другими денежными выплатами в связи с прохождением службы, обеспечением жилыми помещениями, страховыми гарантиями и выплатами в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, медицинским обеспечением сотрудников (Федеральный от 30.12.2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"), во многом аналогичная той, что предусмотрена соответствующими законодательными актами для сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих, проходящих военную службу по контракту.
Конституционный Суд Российской Федерации в пункте 5 мотивировочной части Постановления от 18.03.2004 г. N 6-П указал, что РФ от 12.02.1993 г. N 4468-1, как следует из его наименования и содержания, определяет условия и порядок пенсионного обеспечения лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и именно этими категориями граждан - по буквальному смыслу данного Закона - ограничивается круг лиц, на которых распространяется его действие. Вместе с тем рядом законодательных актов действие указанного распространено на граждан, проходивших службу в иных правоохранительных органах. Так, Федеральными законами от 17.01.1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" и от 21.07.1997 г. N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" предусматривается, что пенсионное обеспечение прокуроров, сотрудников таможенных органов и членов их семей осуществляется на условиях и по нормам, которые установлены законодательством Российской Федерации для лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей. Аналогичное правило закреплялось Закона Российской Федерации от 24.06.1993 г. N 5238-1 "О федеральных органах налоговой полиции" (признан утратившим силу Федеральным от 30.06.2003 г. N 86-ФЗ в связи с упразднением Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации) в отношении сотрудников налоговой полиции.
Предписания названных Федеральных, касающиеся пенсионного обеспечения сотрудников таможенных органов, прокуроров, сотрудников налоговой полиции, отсылают не к отдельным положениям РФ от 12.02.1993 г. N 4468-1, а к установленным им нормам и условиям в совокупности, т.е. к данному в целом, причем какие-либо изъятия из закрепленного его общего правила назначения и выплаты пенсий для указанных лиц не предусматриваются. То обстоятельство, что после принятия этих Федеральных в РФ от 12.02.1993 г. N 4468-1 не были внесены соответствующие изменения и дополнения и что в его (как и в других статьях) отсутствует упоминание о лицах, проходивших службу в иных правоохранительных органах, пенсионное обеспечение которых также осуществляется по нормам данного, не означает, что в отношении пенсионеров из числа лиц, которые проходили службу в налоговой полиции, таможенных органах, учреждениях и органах прокуратуры, либо в отношении пенсионеров, поступивших на службу в эти правоохранительные органы, правило о приостановлении выплаты назначенной пенсии за выслугу лет не действует, - оно в равной мере распространяется на всех граждан, проходивших службу в правоохранительных органах.
Таким образом, приведенные выше в оспариваемом решении суда выводы являются законным и обоснованными, поскольку из приведенных выше норм действующего законодательства следует, что в случае поступления на службу в таможенные органы (равно как и на иную правоохранительную службу, прохождение которой в течение установленного законом срока дает право на пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, предусмотренных РФ от 12.02.1993 г. N 4468-1) пенсионеров из числа военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, иных правоохранительных органов выплата им пенсии за выслугу лет, назначенной в соответствии с указанным, - по смыслу законоположений, регулирующих пенсионное обеспечение этих категорий лиц, - приостанавливается.
В соответствии со ГПК РФ, суд обоснованно взыскал с Нестеренко А.И. в доход бюджета г. Москвы государственную пошлину в размере 14 718 руб. 54 коп., от уплаты которой истец при обращении в суд с настоящим иском был освобожден.
Доводы апелляционной жалобы о том, что истцом был пропущен срок исковой давности, предусмотренный Гражданского кодекса РФ, не могут быть приняты во внимание в силу следующего.
Согласно Гражданского кодекса РФ требование о защите нарушенного права принимается к рассмотрению судом независимо от истечения срока исковой давности. Исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.
В соответствии с Гражданского процессуального кодекса РФ новые требования, которые не были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, не принимаются и не рассматриваются судом апелляционной инстанции.
Таким образом, требования о применении последствий пропуска исковой давности могут быть заявлены при рассмотрении дела в суде первой инстанции. Поскольку Нестеренко А.И., извещенный надлежащим образом, в суд первой инстанции не явился, требований о применении Гражданского кодекса РФ не заявлял, доводы апелляционной жалобы о неприменении срока исковой давности в суде апелляционной инстанции не могут быть приняты во внимание.
Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для взыскания с ответчика в пользу истца требуемых процентов за пользование чужими денежными средствами в соответствии с правилами ГК РФ, поскольку данная норма предусматривает ответственность за нарушение денежного обязательства гражданско-правового характера и определяет последствия неисполнения или просрочки исполнения денежного обязательства, в силу которого на должника возлагается обязанность уплатить деньги, вернуть долг.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, в силу природы гражданско-правовых отношений сама по себе возможность применения санкции, предусмотренной ГК РФ, направлена на защиту имущественных интересов лица, чьи денежные средства незаконно удерживались. При этом применение положений данной в конкретных спорах зависит от того, являются ли спорные имущественные правоотношения гражданско-правовыми, а нарушенное обязательство - денежным, а если не являются, то имеется ли указание законодателя о возможности их применения к этим правоотношениям (Определения от 19.04.2001 г. N 99-О, от 07.02.2002 г. N 30-О, от 26.01.2010 г. N 97-О-О, от 19.10.2010 г. N 1273-О-О, от 25.11.2010 г. N 1535-О-О и др.).
Применительно к обстоятельствам настоящего дела, учитывая, что спор возник между государством и гражданином по вопросу пенсионного обеспечения, оснований для применения к спорным правоотношениям положений ГК РФ судебная коллегия не усматривает.
При таких обстоятельствах, решение суда в части взыскания с Нестеренко А.И. в пользу УФСБ России по городу Москве и Московской области процентов за пользование чужими денежными средствами является незаконным и подлежит отмене.
С учетом требований закона и установленных обстоятельств, судебная коллегия, отменяя решение суда в указанной части, полагает возможным постановить по делу новое решение об отказе УФСБ России по городу Москве и Московской области в удовлетворении исковых требований о взыскании с Нестеренко А.И. процентов за пользование чужими денежными средствами.
В остальной части решение суда является правильным, оснований к его отмене или изменению не имеется, суд с достаточной полнотой исследовал обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права судом применены верно.
На основании изложенного, руководствуясь 8- ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Хорошевского районного суда города Москвы от 14 июня 2016 года в части взыскания с Нестеренко А.И. в пользу УФСБ России по городу Москве и Московской области процентов за пользование чужими денежными средствами в порядке ст. 395 ГК РФ в размере 345 350 руб. 66 коп. - отменить.
Принять в данной части новое решение, которым в удовлетворении исковых требований УФСБ России по городу Москве и Московской области к Нестеренко А.И. о взыскании процентов в порядке ст. 395 ГК РФ- отказать.
В остальной части решение Хорошевского районного суда города Москвы от 14 июня 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Нестеренко С.А.- без удовлетворения, изложив резолютивную часть решения в следующей редакции:
Взыскать с Нестеренко Анатолия Ивановича в пользу Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по городу Москве и Московской области неосновательное обогащение в виде переплаченной пенсии в размере 1 303 707 руб. 03 коп.
Взыскать с Нестеренко Анатолия Ивановича в доход бюджета г. Москвы государственную пошлину в размере 14 718 руб. 54 коп.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.