Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Климовой С.В.
и судей Лобовой Л.В., Дегтеревой О.В.,
при секретаре Решетовой К.П.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Климовой С.В.
дело по апелляционной жалобе УСЗН СЗАО г. Москвы на решение Тушинского районного суда города Москвы от 23 декабря 2016 года, которым постановлено:
исковые требования Давыдовой Н.С. к Управлению социальной защиты населения Северо-Западного административного округа города Москвы о признании решения незаконным - удовлетворить,
признать решение отдела социальной защиты населения города Москвы по району Митино от *** N *** незаконным,
обязать Управление социальной защиты населения Северо-Западного административного округа города Москвы в установленном порядке присвоить звание "Ветеран труда",
УСТАНОВИЛА:
Давыдова Н.С. 27.10.2015 обратилась в суд с иском к отделу социальной защиты населения района Митино СЗАО г. Москвы, в котором просила признать незаконным отказ ответчика от *** в выдаче удостоверения "Ветеран труда", мотивируя обращение тем, что является получателем трудовой пенсии по старости и награждена знаком "Ударник двенадцатой пятилетки", однако при обращении к ответчику с заявлением о присвоении звания "Ветеран труда", ей было отказано в этом.
Определением суда от 01.02.2016 произведена замена ненадлежащего ответчика - отдела социальной защиты населения района Митино СЗАО г. Москвы на надлежащего - Управление социальной защиты населения Северно-Западного административного округа города Москвы (далее - УСЗН СЗАО г. Москвы) (л.д. 41).
Истец в судебном заседании требования поддержала.
Представитель ответчика иск не признала.
23.12.2016 судом постановленоприведенное выше решение, об отмене которого просит ответчик УСЗН СЗАО г. Москвы по доводам апелляционной жалобы от 29.12.2016, подписанной представителем по доверенности Мироновой Г.Н.
В заседании судебной коллегии представитель ответчика УСЗН СЗАО г. Москвы по доверенности Голанова Е.В. доводы жалобы поддержала, истец Давыдова Н.С. и ее представитель по заявлению в порядке ч. 6 ст. 53 ГПК РФ Давыдов Ю.П. против удовлетворения жалобы возражали.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав стороны, судебная коллегия считает, что решение суда подлежит отмене по следующим основаниям.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Давыдова Н.С., *** года рождения, *** обратилась в отдел социальной защиты населения района Митино УСЗН СЗАО г. Москвы с заявлением о присвоении ей звания "Ветеран труда"; 14.09.2015 ответчик отказал истцу в выдаче удостоверения "Ветеран труда", указав, что истец имеет необходимый трудовой стаж для присвоения такого звания, однако представленный ею знак "Ударник двенадцатой пятилетки" не является ведомственным знаком отличия в труде (л.д. 8).
Из искового заявления и материалов дела следует, что в период работы Давыдовой Н.С. на Московском машиностроительном производственном объединении "Авангард" с 30.11.1981 по 03.04.2000, на основании приказа N *** от *** по объединению истец была награждена знаком "Ударник двенадцатой пятилетки", что подтверждается копией приказа о награждении (л.д. 10-12) и удостоверением к знаку, в котором указано, что знак учрежден ЦК КПСС, Совмином СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ (л.д. 21-22).
Разрешая требования Давыдовой Н.С. о признании незаконным решения отдела социальной защиты населения района Митино УСЗН СЗАО г. Москвы об отказе в присвоении звания "Ветеран труда" и удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из того, что истец имеет трудовой (страховой) стаж более 20 лет, награждена знаком "Ударник двенадцатой пятилетки", являющимся ведомственной наградой за труд, поскольку о едином общесоюзном знаке "Ударник двенадцатой пятилетки", утвержденным Постановлением Президиума ВЦСПС и Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам от 17.10.1986 N 412/24-12, и циркулярным письмом Министерства авиационной промышленности СССР N 409 от 10.12.1986, предприятие было наделено полномочиями по награждению указанным знаком от имени министерства, в связи с чем необходимые условия для признания истца "Ветераном труда" в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах" соблюдены.
Судебная коллегия не может согласиться с указанным выводом, поскольку он основан на неправильном толковании и применении положений законодательства.
Федеральным от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" в редакции, действовавшей на момент обращения Давыдовой Н.С. к ответчику и принятии им обжалуемого решения, с учетом заслуг по защите Отечества, безупречной военной службы, иной государственной службы и продолжительного добросовестного труда определены следующие категории ветеранов: ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий на территории СССР, на территории Российской Федерации и территориях других государств, ветераны военной службы, ветераны государственной службы, ветераны труда, и для каждой категорий граждан установлены определенные меры социальной защиты.
Из системного толкования положений, Федерального закона "О ветеранах" следует, что ветеранами труда помимо лиц, имеющих удостоверение "Ветеран труда", и лиц, начавших трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющих трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин, являются также лица, награжденные ведомственными знаками отличия в труде, в отношении которых решение о награждении знаками отличия в труде принималось в соответствии с нормами действовавшего (действующего) законодательства органами и организациями, наделенными соответствующими полномочиями в установленном законом порядке, с учетом безупречной службы и продолжительного добросовестного труда, в связи с чем определяющее значение для разрешения вопроса о присвоении гражданину звания "Ветеран труда" имеет указанный критерий продолжительного добросовестного труда.
В силу ч. 4 ст. 7 Федерального закона "О ветеранах" порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации; на основании, указанного закона меры социальной поддержки ветеранов труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются их расходными обязательствами.
Согласно Федерального закона от 06.10.1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, участвует в проведении единой государственной политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, социального обеспечения, безопасности дорожного движения и экологии; согласно, указанного закона к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), отнесено, в частности, решение вопросов социальной поддержки ветеранов труда.
В соответствии со ст. 85 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, указанных в Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ; такие расходные обязательства устанавливаются органами государственной власти субъекта РФ самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов.
Учитывая изложенное, исходя из того, что меры социальной поддержки ветеранов труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются их расходными обязательствами, у города Москвы как субъекта Российской Федерации имеется право самостоятельно определять перечень наград, учитываемых при присвоении звания "Ветеран труда".
В развитие приведенных положений федерального законодательства в городе Москве принято Правительства Москвы от 27.06.2006 N 443-ПП "О присвоении звания "Ветеран труда", регулирующее порядок присвоения звания "Ветеран труда".
о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда", утверждено постановлением Правительства Москвы от 27.06.2006 N 443-ПП "О присвоении звания "Ветеран труда", в п.п. 2.1., 2.2. которого указаны категории граждан, аналогичные Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ, а в п. 3 (в редакции, действовавшей на момент обращения Давыдовой Н.С. к ответчику и принятии им обжалуемого решения), предусмотрено, что основанием для присвоения звания "Ветеран труда" для лиц, указанных в п. 2.1. Положения, являются следующие документы: - о награждении орденами или медалями либо о присвоении почетных званий СССР, РСФСР или Российской Федерации, либо о награждении за продолжительный добросовестный труд нагрудными и почетными знаками (значками), почетными званиями, почетными грамотами и благодарностями руководства органов государственной власти СССР, РСФСР или Российской Федерации; - трудовые книжки, справки архивных учреждений и организаций, подтверждающие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет (не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин); - паспорт или другой документ, удостоверяющий личность обратившегося и его место жительства в городе Москве.
С 01.07.2016 в Федеральный закон "О ветеранах", в Правительства Москвы от 27.06.2006 N 443-ПП внесены изменения, которые предусматривают основанием для присвоения звания ветерана труда помимо награждения орденами или медалями СССР или Российской Федерации, почетными грамотами и благодарностью Президента Российской Федерации, присвоения почетных званий СССР или Российской Федерации, также награждение ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики), что также свидетельствует, что критерием для признания лица ветераном труда с последующим предоставлением государственных мер социальной поддержки является не любое достижение в труде, а особые заслуги, отличия в труде и продолжительный труд, отмеченный соответствующим ведомством, входящим в систему органов государственной власти.
о едином общесоюзном знаке "Ударник двенадцатой пятилетки", утвержденным Постановлением Президиума ВЦСПС и Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам от 17.10.1986 N 412/24-12, определено, что единым общесоюзным знаком "Ударник двенадцатой пятилетки" награждаются рабочие, колхозники, инженерно-технические работники, специалисты и служащие объединений, предприятий, совхозов, колхозов, строительных, торговых, научно-исследовательских и других организаций и учреждений, досрочно выполнившие пятилетние плановые задания, добившиеся коренного увеличения выработки при высоком качестве работ, внесшие конкретный вклад в экономию материальных и топливно-энергетических ресурсов, активно участвующие в техническом творчестве, не имевшие нарушений трудовой дисциплины; награждение проводится по предприятиям и организациям союзного подчинения совместным решением министерства, ведомства и ЦК профсоюза или по их поручению. Исходя из содержания постановления от 17.10.1986 N 412/24-12, условием выдачи знака "Ударник двенадцатой пятилетки" являлось досрочное выполнение пятилетних плановых заданий, что не может рассматриваться как награждение за продолжительный добросовестный труд руководством органов государственной власти СССР, РСФСР или Российской Федерации, являющееся основанием для признания лица ветераном труда.
Так, из приказа N *** от *** по Московскому машиностроительному производственному объединению "Авангард" следует, что досрочно выполнили личные планы 1989 года 320 передовиков, а 185 человек - личные планы 12 пятилетки, в связи с чем за высокие показатели в труде, досрочное выполнение 5-летнего плана, большую общественную работу, достойный вклад передовиков производства, досрочно завершивших личные планы 12 пятилетки, работники объединения, в том числе истец, были награждены знаком "Ударник двенадцатой пятилетки" и денежной премией *** руб. каждый.
Кроме того, звание "Ударник двенадцатой пятилетки" не являлось почетным званием СССР и РСФСР, поскольку не включено в перечень почетных званий СССР и РСФСР, установленный статьей 19 Общего положения об орденах, медалях и почетных званиях СССР, утвержденного Указом Президиума Верховного Совета СССР от 03.07.1979 N 360-Х, и статьей 11 Положения о государственных наградах РСФСР, утвержденного Указом Президиума ВС РСФСР от 27.01.1983.
В систему государственных наград, установленную пунктом 27 Положения о государственных наградах РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 02.03.1994 N 442 и в число почетных званий Российской Федерации, предусмотренных Указом Президента РФ от 30.12.1995 N 1341 "Об установлении почетных званий Российской Федерации, утверждении положений о почетных званиях Российской Федерации и описания нагрудного знака к почетным званиям Российской Федерации" звание "Ударник двенадцатой пятилетки" также не входит.
В силу вышеуказанных нормативных актов правовых оснований для присвоения Давыдовой Н.С. звания "Ветеран труда" не имеется.
При таких данных, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения Тушинского районного суда города Москвы от 23.12.2016 и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении требований Давыдовой Н.С. о признании незаконным решения об отказе в выдаче удостоверения "Ветеран труда".
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Тушинского районного суда города Москвы от 23 декабря 2016 года отменить,
принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Давыдовой Н.С. к УСЗН СЗАО города Москвы о признании незаконным решения об отказе в выдаче удостоверения "Ветеран труда" отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.