Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Горновой М.В.
судей Казаковой О.Н., Целищева А.А.
с участием прокурора Бокова Р.К.
при секретаре Молфыгиной А.С.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Горновой М.В.
дело по апелляционной жалобе, с учетом дополнений, Долбиловой *** на решение Никулинского районного суда города Москвы от 17 мая 2017 года, которым постановлено:выселить Долбилову *** и Долбилова *** из комнаты площадью 16 кв.м. расположенной в двухкомнатной квартире по адресу: ***без предоставления другого жилого помещения. Обязать *** Георгиевну и Долбилова *** освободить занимаемое жилое помещение в виде комнаты площадью 16 кв.м. расположенной по адресу: ***и передать имущество в соответствии с описью по акту передачи Государственному бюджетному учреждению культуры города Москвы "Московский театр "Новая Опера" имени Е.В. Колобова". Взыскать с Долбиловой *** и Долбилова *** в пользу Государственного бюджетного учреждения культура города Москвы "Московский театр "Новая Опера" имени Е.В. Колобова" расходы по уплате госпошлины в размере 6 000 руб.,
УСТАНОВИЛА:
Истец ГБУК МТ "Новая Опера" им. Е.В. Колобова обратился в суд с иском к Долбиловой **и Долбилову ** о выселении из жилого помещения, расположенного по адресу: г**, в связи с прекращением права пользования жилым помещением по истечении срока договора пользования жилым помещением от 30.08.2016 г. N4, без предоставления другого жилого помещения и обязании ответчиков освободить занимаемое жилое помещение и передать его и имущество в соответствии с описью по Акту передачи. Исковые требования мотивированы тем, что между ГБУК МТ "Новая Опера" им. Е.В. Колобова и Долбиловой ** работающей в ГБУК МТ "Новая Опера" им. Е.В. Колобова, был заключен договор пользования жилым помещением, находящимся в собственности города Москвы и переданным ГБУК МТ "Новая Опера" им. Е.В. Колобова на основании свидетельства о государственной регистрации права Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Москве (вид права - оперативное управление) от 30 августа 2013 года N 77-АП 027059, расположенным по адресу: ***, состоящим из одной комнаты - 16 кв.м., в двухкомнатной квартире, площадью помещения 42,1 кв.м., жилой - 26,6 кв. м. от 30.08.2016г. N4. Ответчик Долбилова **. в соответствии с договором была пользователем жилого помещения и находящегося в нём имущества. Вместе с ответчиком Долбиловой *** проживает её муж - Долбилов ** Договор прекратил свое действие 31 декабря 2016 года в связи с истечением срока действия договора (пункты, 1.5, 6.3. договора). Уведомление о прекращении договора пользования жилым помещением в связи с истечением срока действия договора было направлено ответчику по почте 26.11.2016 г. До настоящего времени ответчик Долбилова ** помещение истцу не возвращает, освободить жилое помещение отказывается. От заключения договора пользования жилым помещением на новый срок Долбилова ** отказалась. В связи с чем истец просил суд с учетом уточненных исковых требований выселить ответчика Долбилову ** и ее супруга Долбилова ** из жилого помещения в соответствии с ч. 1 ст. 35 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании суда первой инстанции представитель истца Акбаева ** на исковых требованиях настаивала, просила исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Ответчик Долбилова **. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом о дне слушания дела.
Представитель ответчика Долбиловой ** - Мишаков ** в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований.
Ответчик Долбилов ** в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований.
Представитель третьего лица ДГИ г. Москвы в судебное заседание не явился, извещен, возражений по иску не представил.
Судом постановленоуказанное выше решение, об отмене которого, как незаконного и необоснованного, просит ответчик Долбилова ** по доводам апелляционной жалобы, с учетом дополнений.
Проверив материалы дела, выслушав ответчиков, представителя ответчиков по доверенности Минакова **., представителя истца по доверенности Акбаеву ** заключение прокурора, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене обжалуемого решения, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства.
В соответствии с п. 1 ст. 420 Гражданского кодекса Российской Федерации договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
Согласно ст. 425 Гражданского кодекса Российской Федерации договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения.
Стороны вправе установить, что условия заключенного ими договора применяются к их отношениям, возникшим до заключения договора.
Законом или договором может быть предусмотрено, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору.
На основании ст. 431 Гражданского кодекса Российской Федерации при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом.
Согласно ст. 452 Гражданского кодекса Российской Федерации соглашение об изменении или о расторжении договора совершается в той же форме, что и договор, если из, иных правовых актов, договора или обычаев делового оборота не вытекает иное.
Требование об изменении или о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии - в тридцатидневный срок.
На основании п. 1 ст. 671 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения или управомоченное им лицо (наймодатель) - обязуется предоставить другой стороне (нанимателю) жилое помещение за плату во владение и пользование для проживания в нем.
Согласно п. 1 ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Согласно Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим .
В силу Жилищного кодекса Российской Федерации в случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным настоящим, другими федеральными законами, договором, или на основании решения суда данный гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение (прекратить пользоваться им). Если данный гражданин в срок, установленный собственником соответствующего жилого помещения, не освобождает указанное жилое помещение, он подлежит выселению по требованию собственника на основании решения суда.
На основании ст. 92 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся: 1) служебные жилые помещения; 2) жилые помещения в общежитиях; 3) жилые помещения маневренного фонда; 4) жилые помещения в домах системы социального обслуживания граждан; 5) жилые помещения фонда для временного поселения вынужденных переселенцев; 6) жилые помещения фонда для временного поселения лиц, признанных беженцами; 7) жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан; 8) жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В силу ст. 93 Жилищного кодекса Российской Федерации служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
Согласно ч. 1 ст. 100 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору найма специализированного жилого помещения одна сторона - собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем.
В соответствии с ч. 3 ст. 104 Жилищного кодекса Российской Федерации договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, на основании распоряжения Правительства Москвы N 321629 от 31 августа 1993 года, ордера N 670057 от 30.09.1993 года на служебное помещение, Московскому муниципальному театру "Новая опера" предоставлена двухкомнатная квартира, расположенная по адресу: ***.
Спорное жилое помещение представляет собой комнату 16 кв.м. в двухкомнатной квартире, общей площадью 42,1 кв.м., расположенную по адресу г***
Ответчик Долбилова **. состоит в трудовых отношениях с Московским театром "Новая опера" им. Е.В. Колобова с сентября 2004 года.
На основании распоряжения ДЖПиЖФ г. Москвы от 13.08.2013 года N Д-РП-549/3 "О закреплении за ГБКУ города Москвы (Московским театрам, подведомственным Департаменту культуры города Москвы) на праве оперативного управления жилых помещений жилищного фонда города Москвы" жилое помещение по вышеуказанному адресу закреплено за Государственным бюджетным учреждением культуры "Московский театр "Новая опера" им. Е.В. Колобова на праве оперативного управления.
Согласно Положению о передачи жилых помещений в оперативное управление Государственным бюджетным учреждениям культуры города Москвы (Московским театрам, подведомственным Департаменту культуры города Москвы), утвержденному распоряжением Департамента от 03.06.2013 года N Д-РП-140/3, жилые помещения, переданные в оперативное управление, учитываются на балансе Государственного бюджетного учреждения культуры города Москвы и заселяются на основании договора пользования жилым помещением.
В соответствии с вышеуказанным распоряжением между ГБУК "Московский театр "Новая опера" им. Е.В. Колобова и ответчиком Долбиловой ** 30 августа 2016 года заключен договор пользования жилым помещением N4, в соответствии с которым учреждение передает пользователю в срочное пользование в связи с характером его трудовых правоотношений во время его (пользователя) работы у Учреждении на срок, закрепленный в п. 1.5 жилое помещение, и находящееся в нем имущество для проживания в нем, находящееся в собственности города Москвы, расположенное по адресу: г***, состоящее из одной комнаты 16 кв.м., в двухкомнатной квартире, площадью помещения 42,1 кв.м., жилой - 26,6 кв.м. (л.д. 7-9).
В соответствии с п. 1.5. договора срок действия договора по 31 декабря 2016 г.
Как пояснил представитель истца в судебном заседании суда первой инстанции, начиная с 2009 года, с ответчиком и ее супругом Долбиловым ** истец заключал договоры пользования жилым помещением спорной комнаты сроком на 1 год, а затем в момент окончания договор заключался вновь на такой же срок на следующий год.
Вступившим в законную силу решением Никулинского районного суда г. Москвы от 27 апреля 2015 года по гражданскому делу N 2 - 1972/15 по иску Долбилова ** и Долбиловой *** к Департаменту городского имущества г. Москвы об обязании заключить договор социального найма в удовлетворении требований истцов было отказано в полном объеме.
Данным решением суда установлено, что между ГБУК "Московский театр "Новая опера" им. Е.В. Колобова и **. 01 октября 2013 года заключен Договор N4 пользования жилым помещением, в соответствии с условиями договора учреждение передает пользователю в срочное пользование в связи с характером его трудовых правоотношений во время его (Пользователя) работы у Учреждении на срок, закрепленный в п. 1.5 жилое помещение и находящееся в нем имущество для проживания в нем, находящееся в собственности города Москвы, расположенное по адресу: ** состоящее из одной комнаты 16 кв.м., в двухкомнатной квартире, площадью помещения 42,1 кв.м., жилой - 26,6 кв.м. Совместно с Пользователем в жилое помещение вселятся в качестве членов его семьи - жена Долбилова Н.Г. - ст. костюмер театра.
В соответствии с п. 1.5. договора срок действия договора по 31 августа 2014 г.
31 августа 2014 года по аналогичному договору продлен срок пользования жилым помещением по 31 августа 2015 года.
В настоящее время представитель истца ГБУК г. Москвы "Московский театр "Новая Опера имени Е.В. Колобова" предложил ответчику Долбиловой **заключить договор пользования жилым помещением сроком на шесть месяцев.
Однако, ответчик Долбилова **. считает, что ее права нарушены, в связи с чем обратилась в суд с иском и просила признать договор пользования жилым помещением, состоящим из комнаты площадью 16 кв.м. по адресу: ***, заключенным между сторонами 30 августа 2016 года договором найма служебного жилого помещения, заключенным на срок трудовых отношений.
Решением Никулинского районного суда г. Москвы от 06 апреля 2017 г. в удовлетворении заявленных требований Долбиловой ** было отказано.
По делу также установлено, что ответчики Долбилова ** и Долбилов ** в спорной комнате не зарегистрированы, имеют временную регистрацию по месту пребывания.
Договор найма жилого помещения прекратил свое действие 31 декабря 2016 года в связи с истечением срока действия Договора (пункты, 1.5, 6.3. договора).
Уведомление о прекращении договора пользования жилым помещением в связи с истечением срока действия договора было направлено по почте 26.11.2016 г.
Уведомление об освобождении жилого помещения в связи с истечением срока действия договора пользования жилым помещением было зачитано вслух 11 января 2017 г., так как от ознакомления Долбилова ** отказалась, был составлен акт от 11.01.2017г.
До настоящего времени ответчик Долбилова ** помещение истцу не возвращает, освободить жилое помещение отказывается.
От заключения договора пользования жилым помещением на новый срок Долбилова ** отказалась.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования ГБУК МТ "Новая Опера" им. Е.В. Колобова, суд первой инстанции исходил из того, что пользование жилым помещением по адресу: г. *** Долбиловой ** и членом ее семьи Долбилова ** прекратилось, поскольку краткосрочный договор найма жилого помещения прекратил свое действие 31 декабря 2016 года в связи с истечением срока действия договора (пункты, 1.5, 6.3. договора), основания для проживания ответчиков в спорном жилом помещении отсутствуют.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела и представленным сторонами доказательствам, которым дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в их совокупности.
Доводы апелляционной жалобы о том, что спорное жилое помещение предоставлялось ответчикам по договору найма служебного жилого помещения, основанием для отмены решения суда не являются, так как направлены на неверное толкование норм материального права, подлежащего применению к спорным правоотношениям сторон.
Поскольку с ответчиком Долбиловой ** был заключен договор срочного пользования жилым помещением от 30 августа 2016 года, а не договор о предоставлении служебного жилого помещения, срок действия договора, согласно которому ответчикам во временное пользование предоставлялась спорная комната, истек, новый договор с ответчиками не заключался, иных законных оснований для пользования спорным жилым помещением у ответчиков не имеется.
Ссылки в жалобе на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда и кассационное определение судьи Московского городского суда, которыми по мнению ответчика, установлен статус спорной квартиры как служебного жилого помещения, отклоняются судебной коллегией, поскольку указанными судебными актами исследовались ранее заключенные договоры пользования спорным жилым помещением.
Иных доводов, влияющих на правильность принятого судом решения и указывающих на обстоятельства, которые могли бы послужить в соответствии со ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями к отмене решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
При таких обстоятельствах, решение является законным и обоснованным, оснований к его отмене не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия-
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Никулинского районного суда города Москвы от 17 мая 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу, с учетом дополнений, Долбиловой *** - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.