Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе:
председательствующего Самохиной Н.А.,
судей Андреевой И.Ю., Смирновой Ю.А.,
при секретаре Молфыгиной А.С.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Смирновой Ю.А. дело по апелляционной жалобе Караулова *** на решение Мещанского районного суда г. Москвы от 15 июня 2017 года, которым постановлено:
в удовлетворении исковых требований Караулова *** к ФКУ "Главный центр специальных перевозок" о признании незаконным решения жилищно- бытовой комиссии - отказать в полном объеме,
УСТАНОВИЛА:
истец Караулов *** обратился в суд с иском к ответчику ФКУ "Главный центр специальных перевозок" о признании незаконным решения жилищно-бытовой комиссии. В обоснование заявленных исковых требований ссылался на то, что он проходил службу в министерстве внутренних дел РФ с сентября 1993 года по настоящее время, имеет стаж службы более 20 лет. Летом 2016 года в адрес ответчика истцом было подано заявление о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на основании пункта 5 части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года N247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Между тем, указывал истец, в соответствии с выпиской из протокола N102.1 заседания жилищно-бытовой комиссии ФКУ "ГЦСП МВД России" от 18 августа 2016 года истцу было отказано в принятии на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения со ссылкой на то, что представленные документы не подтверждают наличие условий, предусмотренных статьей 4 указанного Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ. По мнению истца, данное решение незаконно и подлежит отмене, поскольку в соответствии с положениями статьи 4 ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период службы в органах внутренних дел при условии, в частности, проживания в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения. Истец указал, что проживает в коммунальной квартире, о чем ответчику была предоставлена соответствующая справка из управляющей компании, в связи с чем, ему должна быть предоставлена единовременная социальная выплата как сотруднику, отвечающему условиям, предусмотренным законом, определяющим нуждаемость сотрудника в жилом помещении и его право на получение единовременной социальной выплаты. В связи с изложенным истец просил суд признать незаконным решение жилищно-бытовой комиссии ФКУ "ГЦСП МВД России", оформленное в виде выписки из протокола от 18 августа 2016 года N102.1, обязать ответчика принять истца на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Истец в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен, обеспечил явку представителя Паникаровской **., которая в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика Носкова ** действующая на основании доверенности, в судебное заседание явилась, исковые требования не признала, просила в удовлетворении иска отказать.
Судом постановленоуказанное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просил истец Караулов **., ссылаясь на что, он проживает один и просил поставить его на учет одного, в связи с чем не обязан предоставлять сведения на свою дочь; в правилах не указано, сколько и какие страницы паспорта должны быть предоставлены, а также не указано, за какой период сотрудник должен предоставлять документы о наличии либо отсутствии у него собственности; основанием для постановки его на учет является проживание в коммунальной квартире.
В заседание судебной коллегии истец Караулов **. не явился, о дате и времени рассмотрения извещен надлежащим образом, обеспечил явку своего представителя по доверенности Панираковской **., которая апелляционную жалобу поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика ФКУ "Главный центр специальных перевозок" по доверенности Носкова **. в заседание судебной коллегии явилась, возражала против доводов апелляционной жалобы.
Изучив материалы дела, выслушав явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает решение законным и не подлежащим отмене, апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
2. Неправильным применением норм материального права являются:
1) неприменение закона, подлежащего применению;
2) применение закона, не подлежащего применению;
3) неправильное истолкование закона.
Указанных обстоятельств, которые могли бы послужить основанием к отмене либо изменению оспариваемого решения, при рассмотрении настоящего дела не установлено.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247- ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе службы в органах внутренних дел.
Согласно пунктам 1 и 2 части 2 статьи 4 названного закона единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, иному федеральному органу исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, при условии, что сотрудник: не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения; является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.
Частью 4 статьи 4 закона предусмотрено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
Правила предоставления единовременной социальной выплаты, порядок расчета ее размера и порядок исчисления стажа службы в органах внутренних дел для предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации (часть 5 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N 1223 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации.
Пунктом 8 Правил предусмотрено, что при наличии у сотрудника и (или) проживающих совместно с ним членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной площади всех жилых помещений.
Пунктом 5 Правил установлен перечень документов, прилагаемых сотрудником к заявлению о принятии на учет для получения единовременной выплаты.
Судом первой инстанции установлено, что в ФКУ "ГЦСП МВД России" поступило заявление Караулова ** о принятии на учет для получения единовременной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от 26 мая 2016 г., которое было рассмотрено 18 августа 2016 г. на заседании жилищно-бытовой комиссии ФКУ "ГЦСП МВД России" (протокол от 18 августа 2016 г. N 102.1 ) по которому было принято решение об отказе в принятии на учет, поскольку истцом не представлен полный пакет документов, предусмотренный п. 5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 1223 от 30 декабря 2011 года, а именно: документы с мест проживания истца до 2010 года; отсутствие сведений о дочери Карауловой **. ** г.р., отсутствие документов, предусмотренных подпунктом "е" пункта 5 Правил, а также невозможность установления прохождения Карауловой ** обучения по очной форме; предоставлены копии не всех страниц паспорта Караулова **
Разрешая заявленные исковые требования, применяя положения ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", суд первой инстанции исходил из того, что, согласно решению Мещанского районного суда от 23 марта 2015 по делу 2-2939/2015 Караулов ** ранее обращался в ФКУ "ГЦСП МВД России" с заявлением о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения вместе с дочерью Карауловой *** г.р. Принимая во внимание данный факт, а также то, что частью 2 статьи 1 ФЗ N 247-ФЗ, предусмотрено, что членами семьи сотрудника и гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в органах внутренних дел, и лицами, находящимися (находившимися) на их иждивении, на которых распространяется действие ФЗ N 247-ФЗ, если иное не установлено отдельными положениями закона, считаются, в том числе, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения. Истцом не предоставлены следующие документы на дочь Караулову ** в возрасте до 23 лет: подтверждающие/опровергающие совместное/раздельное проживание с дочерью Карауловой **., в том числе соглашение истца и его бывшей жены об определении места жительства Карауловой **., подтверждающие или опровергающие факт включения/исключения дочери истца, претендующих на постановку на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, подтверждающие сведения об обучении дочери Карауловой ** на очном отделении. В связи с изложенным суд пришел к выводу о том, что истцом не был при подаче заявления представлен полный пакет документов, а именно - в отношении дочери Карауловой **. не были представлены документы, предусмотренные подпунктом е пункта 5 Правил (представление копий документов, подтверждающих наличие либо отсутствие в собственности сотрудника и (или) членов его семьи жилых помещений, помимо жилого помещения, в котором они зарегистрированы). Заявителем также не представлены копии всех страниц паспорта, а также документы с мест его проживания до 2010, что является одним из обязательных условий постановки сотрудника и членов его семьи на учет для получения единовременной социальной выплаты. Суд обратил внимание, что до 1982 года он проживал на территории Казахстана, о днако документов, подтверждающих отсутствие имущества на территории данного государства, Караулов ** не предоставил. Вместе с этим в рапорте от 10 ноября 2016 года истец указал, что до 1982 он проживал в республике Казахстан Сурхандарьинской области Сарыасийском районе г. Шаргунь. Таких документов в ФКУ "ГЦСП МВД России" от истца не поступало, к заявлению о постановке на учет для получения единовременной выплаты была представлена справка из Росреестра о наличии/отсутствии собственности по состоянию на 03 марта 2016 года. Поскольку реализация истцом права на постановку на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья носит заявительный характер и обязанность предоставить необходимые документы возлагается на истца как на лицо, претендующее на такую выплату, а истец в нарушение пункта 5 названных Правил такие документы не представил, жилищно-бытовая комиссия пришла к обоснованному выводу об отсутствии оснований для принятия на учет для получения единовременной социальной выплаты. Н есоблюдение сотрудником установленных Правилами требований при обращении в жилищно-бытовую комиссию ФКУ "ГЦСП МВД России" с заявлением о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты являлось препятствием для определения нуждаемости истца, что предоставляет жилищно-бытовой комиссии ФКУ "ГЦСП МВД России" право отказать в постановке сотрудника на учет.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на правильно установленных обстоятельствах и отвечают требованиям норм материального права.
Оценивая доводы апелляционной жалобы истца, судебная коллегия признает их не состоятельными и не влекущими за собой отмену решения суда.
Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий, регулируются ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В соответствии с положениями названного закона, право сотрудника органов внутренних дел на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ. В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику при условии, что он проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения ( Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ);
Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ предусмотрено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
Во исполнение нормы Федерального закона N247-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 30 декабря 2011 г. N 1223, которым утверждены предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации.
Согласно Правил принятие сотрудника на учет для получения единовременной выплаты осуществляется на основании заявления сотрудника на имя руководителя федерального органа исполнительной власти, органа, в котором указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись
К заявлению прилагаются следующие документы: копия финансового лицевого счета, справка о проверке жилищных условий, выписка из домовой книги или единый жилищный документ за последние 5 лет до подачи заявления с мест жительства сотрудника и членов его семьи. В случае, если по независящим обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения, копии паспорта сотрудника и паспортов членов его семьи, копия свидетельства о заключении (расторжении) брака - при состоянии в браке (расторжении брака), копия (копии) свидетельства о рождении ребенка (детей) сотрудника, справка о стаже службы сотрудника в органах внутренних дел в календарном исчислении, копии документов, подтверждающих наличие либо отсутствие в собственности сотрудника и (или) членов его семьи жилых помещений, помимо жилого помещения, в котором они зарегистрированы, копия документа, подтверждающего право на дополнительную площадь жилого помещения (в случае, если такое право предусмотрено законодательством Российской Федерации), копия документа, удостоверяющего статус Героя Российской Федерации (в случае если сотрудник удостоен звания Героя Российской Федерации), копия документа, подтверждающего участие в боевых действиях на территории Афганистана (в случае если сотрудник является ветераном боевых действий на территории Афганистана) .
По смыслу приведенных нормативных положений, комиссия принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты при установлении его нуждаемости в жилом помещении по одному из условий, определенных Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ, либо об отказе в постановке на указанный учет при отсутствии соответствующих условий.
При этом наличие таких условий определяется комиссией на основании приложенных к заявлению сотрудником копий документов, перечисленных в Правил и заверенных в установленном законом порядке.
При этом перечень документов, необходимых для предоставления комиссии является единым для всех сотрудников, независимо от того, по какому основанию они претендуют на постановку на учет.
Принимая во внимание вышеизложенное, судебная коллегия соглашается с выводом суда о том, что несоблюдение сотрудником установленных требований при обращении в соответствующий орган для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты, как препятствующее определению его нуждаемости в жилом помещении, дает комиссии право отказать в постановке сотрудника на такой учет.
Доводов, которые могли бы повлечь за собой отмену или изменение решения суда апелляционная жалоба не содержит.
С учетом изложенного судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции постановленос соблюдением требований норм процессуального и материального права, не противоречит собранным по делу доказательствам и требованиям закона, а доводы апелляционной жалобы не опровергают вышеизложенных выводов суда, не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, и не влияют на правильность принятого судом решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Мещанского районного суда г. Москвы от 15 июня 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Караулова *** - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.