Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Михайловой Р.Б.,
судей Гордеевой О.В., Коневой С.И.,
при секретаре Петрове А.В.,
рассмотрев по докладу судьи Михайловой Р.Б. в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя административного ответчика Федерального агентства по управлению государственным имуществом по доверенности Шихмагомедова З.К. на решение Никулинского районного суда г. Москвы от 21 апреля 2016 года, которым постановлено:
Признать незаконным отказ Федерального агентства по управлению государственным имуществом гражданину Цветкову Илье Валентиновичу в принятии решения о предварительном согласовании предоставления каждого вновь образуемого многоконтурного земельного участка по его заявлениям от 16.12.2015г. N.N 1/3, 2/3, 3/3.
Обязать Федеральное агентство по управлению государственным имуществом принять решение о предварительном согласовании предоставления каждого вновь образуемого многоконтурного земельного участка по заявлениям гражданина Цветкова Ильи Валентиновича от 16.12.2015г. N.N 1/3, 2/3, 3/3 в течение 7-ми дней со дня вступления решения суда в законную силу и выдать Цветкову И.В. копии указанных решений в течение 7-ми дней со дня их принятия,
УСТАНОВИЛА:
Цветков И.В. обратился в суд с административным иском к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество), в котором просил признать незаконным отказ административного ответчика от 26 января 2016 года N пп-10/2230ж в принятии по его заявлениям 16.12.2015г. N.N 1/3, 2/3, 3/3 решения о предварительном согласовании предоставления в аренду под сенокошение вновь образуемых многоконтурных земельных участков из исходного (также многоконтурного) земельного участка, возложить на Росимущество обязанность принять решение о предварительном согласовании предоставления вновь образуемых многоконтурных земельных участков с выдачей Цветкову И.В. его копии в течение 7-ми дней со дня принятия.
В обоснование заявленных требований Цветков И.В. указал на то, что Российской Федерации на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером **:**:*******:**, общей площадью 3 593 156 кв. м. (категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах земельного участка, почтовый адресориенира: ********** обл, г. *****, ******* *******) (далее по тексту исходный земельный участок); 16 декабря 2015 года он обратился к административному ответчику с вышеупомянутыми заявлениями о предварительном согласовании предоставления ему в аренду под сенокошение вновь образуемых многоконтурных земельных участков (29 999 кв.м., 27 100 кв.м., 100 000 кв.м.) из исходного земельного участка; оспариваемым ответом от 26 января 2016 года административный ответчик в предварительном согласовании предоставления в аренду под сенокошение вновь образуемых земельных участков отказал, как полагает административный истец, по надуманным основаниям, допуская тем самым нарушение прав заявителя.
В судебном заседании суда первой инстанции Цветков И.В. административные исковые требования поддержал; представитель административного ответчика Курилкин П.А. против удовлетворения требований возражал по доводам письменных возражений, приобщенных к материалам дела.
Судом постановленоприведенное выше решение, об отмене которого как незаконного по доводам апелляционной жалобы просит представитель административного ответчика, утверждая о допущенном нарушении норм материального права, несоответствии выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Относительно доводов апелляционной жалобы административным истцом представлены возражения и дополнения к ним.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 22 декабря 2016 года решение Никулинского районного суда г. Москвы от 21 апреля 2016 года было отменено, производство по административному делу по административному иску Цветкова И.В. к Росимуществу о признании незаконным отказа в принятии решения о предварительном согласовании представления каждого вновь образуемого многоконтурного земельного участка из исходного земельного участка и обязании принять решение о предварительном согласовании земельных участков прекращено.
Кассационным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 03 августа 2017 года апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 22 декабря 2016 года отменено, административное дело направлено в суд апелляционной инстанции на новое рассмотрение.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений и дополнений к ним, выслушав объяснения представителя административного ответчика Шихмагомедова З.К., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, административного истца Цветкова И.В., полагавшего решение суда законным и обоснованным, проверив решение, судебная коллегия приходит к выводу о наличии предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке.
Так, удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из того, что оспариваемое решение не соответствует пункту 8 статьи 39.15 Земельного кодекса РФ, основано на предположениях, отказ в предварительном согласовании предоставления вновь образуемых земельных участков нарушает права и законные интересы административного истца, который подал заявления и предоставил необходимые документы, указанные в пункте 1 и 2 статьи 39.15 Земельного кодекса РФ.
Вместе с тем, согласиться с правомерностью таких выводов не представляется возможным; они не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, а также нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Так, в силу части 1 статьи 36 Конституции Российской Федерации права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV Земельного кодекса РФ, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".
Согласно подпункту 19 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданину для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, ведения огородничества или земельного участка, расположенного за границами населенного пункта, гражданину для ведения личного подсобного хозяйства.
Пунктом 1 статьи 39.14 Земельного кодекса РФ определен порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов; он включает в себя:
1) подготовку схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
2) подачу в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;
3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости";
4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;
6) подачу в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;
7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
Таким образом, предварительное согласование предоставления земельного участка представляет из себя один из этапов предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов; имеет место быть в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Пунктами 1 и 2 статьи 39.15 Земельного кодекса РФ регламентированы вопросы содержания заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка и документов, которые к нему прилагаются.
Так, в соответствии с указанными нормами в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка указываются:
1) фамилия, имя и (при наличии) отчество, место жительства заявителя, реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя (для гражданина);
2) наименование и место нахождения заявителя (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц и идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случаев, если заявителем является иностранное юридическое лицо;
3) кадастровый номер земельного участка, заявление о предварительном согласовании предоставления которого подано (далее - испрашиваемый земельный участок), в случае, если границы такого земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости";
4) реквизиты решения об утверждении проекта межевания территории, если образование испрашиваемого земельного участка предусмотрено указанным проектом;
5) кадастровый номер земельного участка или кадастровые номера земельных участков, из которых в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков предусмотрено образование испрашиваемого земельного участка, в случае, если сведения о таких земельных участках внесены в государственный кадастр недвижимости;
6) основание предоставления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3, статьей 39.5, пунктом 2 статьи 39.6 или пунктом 2 статьи 39.10 Земельного кодекса РФ;
7) вид права, на котором заявитель желает приобрести земельный участок, если предоставление земельного участка возможно на нескольких видах прав;
8) цель использования земельного участка;
9) реквизиты решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в случае, если земельный участок предоставляется взамен земельного участка, изымаемого для государственных или муниципальных нужд;
10) реквизиты решения об утверждении документа территориального планирования и (или) проекта планировки территории в случае, если земельный участок предоставляется для размещения объектов, предусмотренных указанными документом и (или) проектом;
11) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем.
К заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагаются: среди прочего документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренные перечнем, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением документов, которые должны быть представлены в уполномоченный орган в порядке межведомственного информационного взаимодействия; схема расположения земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок.
При этом, в случае, если границы испрашиваемого земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", в решении о предварительном согласовании предоставления земельного участка указываются среди прочего право заявителя обращаться без доверенности с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ испрашиваемого земельного участка (пункт 13 статьи 39.15 Земельного кодекса РФ).
В срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам их рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа (пункт 7 статьи 39.15 Земельного кодекса РФ).
Согласно пункту 8 статьи 39.15 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;
2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 15 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса;
3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 16 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является:
1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи;
2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;
3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам (образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами);
4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
В целом, схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера. Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства. Форма схемы расположения земельного участка, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, требования к формату схемы расположения земельного участка при подготовке схемы расположения земельного участка в форме электронного документа, требования к подготовке схемы расположения земельного участка устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Требования к схеме расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории утверждены приказом Минэкономразвития России от 27.11.2014 N 762 "Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе" (далее - Требования); в частности, графическая часть документа должна создаваться на кадастровом плане территории.
Требования к форме кадастрового плана территории установлены приказом Минэкономразвития России от 25.08.2014 N 504 "Об утверждении форм кадастровых паспортов здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, помещения, земельного участка, кадастровых выписок о земельном участке, о здании, сооружении, объекте незавершенного строительства и кадастрового плана территории".
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.3 Земельного кодекса РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов: 1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации; 2) проектная документация лесных участков; 3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.
Согласно статье 39.16 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1) с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов;
2) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды, за исключением случаев, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратился обладатель данных прав или подано заявление о предоставлении земельного участка в соответствии с подпунктом 10 пункта 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса;
3) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок предоставлен некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения огородничества, садоводства, дачного хозяйства или комплексного освоения территории в целях индивидуального жилищного строительства, за исключением случаев обращения с заявлением члена этой некоммерческой организации либо этой некоммерческой организации, если земельный участок относится к имуществу общего пользования;
4) на указанном в заявлении о предоставлении земельного участка земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам, за исключением случаев, если сооружение (в том числе сооружение, строительство которого не завершено) размещается на земельном участке на условиях сервитута или на земельном участке размещен объект, предусмотренный пунктом 3 статьи 39.36 настоящего Кодекса, и это не препятствует использованию земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием либо с заявлением о предоставлении земельного участка обратился собственник этих здания, сооружения, помещений в них, этого объекта незавершенного строительства;
5) на указанном в заявлении о предоставлении земельного участка земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев, если сооружение (в том числе сооружение, строительство которого не завершено) размещается на земельном участке на условиях сервитута или с заявлением о предоставлении земельного участка обратился правообладатель этих здания, сооружения, помещений в них, этого объекта незавершенного строительства;
6) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка;
7) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является зарезервированным для государственных или муниципальных нужд в случае, если заявитель обратился с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, постоянное (бессрочное) пользование или с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду, безвозмездное пользование на срок, превышающий срок действия решения о резервировании земельного участка, за исключением случая предоставления земельного участка для целей резервирования;
8) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок расположен в границах территории, в отношении которой с другим лицом заключен договор о развитии застроенной территории, за исключением случаев, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратился собственник здания, сооружения, помещений в них, объекта незавершенного строительства, расположенных на таком земельном участке, или правообладатель такого земельного участка;
9) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок расположен в границах территории, в отношении которой с другим лицом заключен договор о развитии застроенной территории, или земельный участок образован из земельного участка, в отношении которого с другим лицом заключен договор о комплексном освоении территории, за исключением случаев, если такой земельный участок предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении такого земельного участка обратилось лицо, уполномоченное на строительство указанных объектов;
10) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок образован из земельного участка, в отношении которого заключен договор о комплексном освоении территории или договор о развитии застроенной территории, и в соответствии с утвержденной документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, за исключением случаев, если с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка обратилось лицо, с которым заключен договор о комплексном освоении территории или договор о развитии застроенной территории, предусматривающие обязательство данного лица по строительству указанных объектов;
11) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является предметом аукциона, извещение о проведении которого размещено в соответствии с пунктом 19 статьи 39.11 настоящего Кодекса;
12) в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, поступило предусмотренное подпунктом 6 пункта 4 статьи 39.11 настоящего Кодекса заявление о проведении аукциона по его продаже или аукциона на право заключения договора его аренды при условии, что такой земельный участок образован в соответствии с подпунктом 4 пункта 4 статьи 39.11 настоящего Кодекса и уполномоченным органом не принято решение об отказе в проведении этого аукциона по основаниям, предусмотренным пунктом 8 статьи 39.11 настоящего Кодекса;
13) в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, опубликовано и размещено в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 39.18 настоящего Кодекса извещение о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, дачного хозяйства или осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности;
14) разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории;
15) испрашиваемый земельный участок не включен в утвержденный в установленном Правительством Российской Федерации порядке перечень земельных участков, предоставленных для нужд обороны и безопасности и временно не используемых для указанных нужд, в случае, если подано заявление о предоставлении земельного участка в соответствии с подпунктом 10 пункта 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса;
16) площадь земельного участка, указанного в заявлении о предоставлении земельного участка некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения огородничества, садоводства, превышает предельный размер, установленный в соответствии с федеральным законом;
17) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих объектов;
18) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок предназначен для размещения здания, сооружения в соответствии с государственной программой Российской Федерации, государственной программой субъекта Российской Федерации и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих здания, сооружения;
19) предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается;
20) в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, не установлен вид разрешенного использования;
21) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок не отнесен к определенной категории земель;
22) в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, принято решение о предварительном согласовании его предоставления, срок действия которого не истек, и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось иное не указанное в этом решении лицо;
23) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок изъят для государственных или муниципальных нужд и указанная в заявлении цель предоставления такого земельного участка не соответствует целям, для которых такой земельный участок был изъят, за исключением земельных участков, изъятых для государственных или муниципальных нужд в связи с признанием многоквартирного дома, который расположен на таком земельном участке, аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;
24) границы земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости";
25) площадь земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, превышает его площадь, указанную в схеме расположения земельного участка, проекте межевания территории или в проектной документации лесных участков, в соответствии с которыми такой земельный участок образован, более чем на десять процентов.
Применительно к данным нормам, а также предписаниям части 1 статьи 218, частей 9 и 11 статьи 226, статьи 62 КАС РФ при рассмотрении административного дела установлено, что 16 декабря 2015 года Цветков И.В. обратился в Росимущество с заявлениями NN 1/3, 2/3, 3/3 о предварительном согласовании предоставления ему в аренду под сенокошение трех многоконтурных земельных участков (площадями 27 100 кв.м., 29 999 кв.м. и 100 000 кв.м.), которые предстоит образовать из исходного (также многоконтурного) земельного участка с кадастровым номером **:**:*******:**, общей площадью 3 593 156 кв.м. (категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах земельного участка, почтовый адрес ориентира: ********** обл., г. *****, ******* *******; разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства и научно-производственной деятельности) (далее по тексту исходный земельный участок), находящегося в собственности Российской Федерации; одновременно с заявлениями Цветков И.В. представил схемы расположения тех земельных участков, которые, по его мнению, следует образовать из исходного, для целей их последующего предоставления ему в аренду под сенокошение без проведения торгов, копии паспорта.
Решением Росимущества от 26 января 2016 года за N пп-10/2230ж на основании пункта 8 статьи 39.15 Земельного кодекса РФ административному истцу отказано в предварительном согласовании предоставления земельных участков, которые предстоит образовать из исходного, со ссылкой на существующие пересечения границ исходного земельного участка со смежным земельным участком с кадастровым номером **:**:*******:*, наличие оснований предполагать в границах предлагаемых к образованию земельных участков площадью 29 999 кв.м. и 27 100 кв.м. объектов недвижимого имущества.
Изложенное в решении подтверждается письмом территориального управления Росимущества в Московской области, актом проверки фактического использования исходного земельного участка от 12 мая 2014 года, кадастровым паспортом исходного земельного участка (л.д. 64-75).
Кроме того, согласно государственному акту на право пользования землей А-I N 220975 от 20 мая 1993 года, с учетом распоряжения Росимущества от 03 июня 2011 года N 745-р о прекращении права собственности, передаче в муниципальную и частную собственность, исходный земельный участок передан в пользование ГНУ "Всероссийский научно-исследовательский институт кормов имени В.Р. Вильямса" Российской академии сельскохозяйственных наук, используется для уставной деятельности по целевому назначению, частично занят сельскохозяйственными полями; на земельном участке расположены объекты недвижимого имущества, закрепленные за институтом на праве оперативного управления; часть объектов передана в муниципальную собственность г. *****, на части земельного участка располагается лесопарк г. *****.
Изложенное, оцениваемое судебной коллегией в совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ, свидетельствует о законности оспариваемого решения административного ответчика об отказе в предварительном согласовании предоставления земельных участков, которые предстоит образовать из исходного; оно, по убеждению судебной коллегии, принято правомерно, по результатам должного рассмотрения заявлений и документов Цветкова И.В. и при наличии оснований, предусмотренных пунктом 8 статьи 39.15 Земельного кодекса РФ, с соблюдением установленного срока, без нарушения иных вышеприведенных положений земельного законодательства, регулирующего рассматриваемые отношения, а также прав административного истца.
Вопреки доводам Цветкова И.В., правовая позиция административного ответчика в ходе судебного разбирательства не противоречит разъяснениям, изложенным в пункте 61 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 36 от 27.09.2016 года "О некоторых вопросах применения судами КАС РФ", об изменении Росимуществом оснований оспариваемого решения не свидетельствует; административный ответчик последовательно заявлял об отсутствии оснований, предусмотренных пунктом 8 статьи 39.15 Земельного кодекса РФ, для предварительного согласования предоставления истцу в аренду испрашиваемых земельных участков, которые нашли свое подтверждение; само по себе отсутствие в кадастровом паспорте сведений об объектах недвижимости на исходном земельном участке не указывает на неправомерность оспариваемого решения, поскольку в нем отражаются только сведения об объектах, внесенных в ГКН и поставленных на кадастровый учет; данные технического учета в данный раздел кадастрового паспорта не вносятся; что касается выписки из ЕГРП от 24 декабря 2015 года, то указанные в ней сведения касаются исключительно прав Российской Федерации на исходный земельный участок.
Кроме того, Российская Федерация как собственник выступает в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами, самостоятельно решая для себя вопросы владения и пользования принадлежащим ей имуществом; исходный земельный участок передан в пользование другому лицу, что исключает в силу пункта 8 статьи 39.15 Земельного кодекса РФ принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка, находящегося в государственной собственности, без проведения торгов, поскольку земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 15 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 названного Кодекса; осуществлять кадастровый учет вновь образованных земельных участков, выступая от имени собственника и без согласия последнего в рассматриваемых отношениях, Цветков И.В. не вправе.
Принимая во внимание изложенное, основания, поименованные в пункте 1 части 2 статьи 227 КАС РФ, для удовлетворения требований Цветкова И.В. отсутствуют; применительно к частям 9 и 11 статьи 226 КАС РФ Росимуществом доказано соответствие содержания принятого решения нормативным правовым актам, регулирующим спорные правоотношения, а также его принятие в рамках предоставленной государственному органу законом компетенции, с соблюдением сроков, порядка и оснований принятия, напротив, Цветков И.В. не доказал факт нарушения своих прав и законных интересов, что, однако, не было учтено судом.
В соответствии с частью 2 статьи 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таким образом, признавая выводы суда об удовлетворении административного иска ошибочными, не основанными на законе и противоречащими фактическим обстоятельствам дела, судебная коллегия, руководствуясь частью 2 статьи 310 КАС РФ, отменяет решение районного суда и принимает новое, которым отказывает в удовлетворении административного искового заявления Цветкова И.В. о признании незаконным отказа Росимущества от 26 января 2016 года N пп-10/2230ж в принятии решения о предварительном согласовании предоставления в аренду под сенокошение каждого вновь образуемого многоконтурного земельного участка из исходного, возложении обязанности принять решение о предварительном согласовании предоставления каждого вновь образуемого многоконтурного земельного участка.
Доводы Цветкова И.В. о пропуске административным ответчиком без уважительных причин срока на подачу апелляционной жалобы, во внимание быть приняты не могут; вступившим в законную силу определением Никулинского районного суда г. Москвы Росимуществу восстановлен срок для подачи апелляционной жалобы; апелляционная жалоба без рассмотрения по существу оставлена быть не может; такие полномочия у суда апелляционной инстанции в рассматриваемом деле отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 309-311, 177 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Никулинского районного суда г. Москвы от 21 апреля 2016 года отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административного иска Цветкова Ильи Валентиновича к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом о признании незаконным отказа в принятии решения о предварительном согласовании предоставления каждого вновь образуемого многоконтурного земельного участка из исходного земельного участка, возложении на Росимущество обязанности принять решение о предварительном согласовании предоставления каждого вновь образуемого многоконтурного земельного участка отказать.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.