Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе
председательствующего Д.В. Шаповалова,
судей В.В. Лукьянченко, В.В. Ставича,
при секретаре Л.Ч. Купеевой, рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи В.В. Лукьянченко апелляционную жалобу административного истца Гущина А.О. на решение Останкинского районного суда г. Москвы от 14 апреля 2017 года по делу по административному исковому заявлению с учетом уточнений А.О. Гущина о признании незаконным бездействия призывной комиссией района Ростокино СВАО г. Москвы, а также о признании незаконным заключения призывной комиссии района Ростокино г. Москвы от 27 октября 2016 года о зачислении А.О. Гущина в запас, как не прошедшего военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, которым в удовлетворении заявленных требований отказано,
установила:
А.О. Гущин обратился в суд с указанным выше административным исковым заявлением. В обоснование своих требований указал на незаконность бездействия административного ответчика, выразившегося в ненадлежащей организации в отношении него медицинского освидетельствования. Полагает, что у призывной комиссии отсутствовали основания для вынесения оспариваемого решения, поскольку он не прошел военную службу по призыву, имея на то законные основания.
Решением Останкинского районного суда г. Москвы от 14 апреля 2017 года постановлено:в удовлетворении административного иска А.О. Гущина к призывной комиссии района Ростокино г. Москвы отказать.
Об отмене указанного решения просит административный истец А.О. Гущин по доводам апелляционной жалобы.
В заседании судебной коллегии представитель А.О. Гущина по доверенности Ю.Л. Егиян поддержал доводы жалобы.
Судебная коллегия на основании ст. 150, ст. 152 КАС РФ сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч. 2 ст. 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: 1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; 2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; 3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; 4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, изученным по материалам дела, не имеется.
Как усматривается из материалов дела, 11 сентября 2014 года А.О. Гущин, ... года рождения, приобрел гражданство Российской Федерации.
4 декабря 2015 года А.О. Гущин зарегистрирован по месту жительства по адресу: г. Москва, ул. ...
С момента получения гражданства Российской Федерации А.О. Гущин в соответствующий военкомат по месту жительства/пребывания до 16 января 2016 года не являлся, сведений о наличии оснований для освобождения от военной службы не представлял.
19 января 2016 года в отделе объединенного военного комиссариата города Москвы по Останкинскому району при обращении А.О. Гущин получил направление в ГК N 33 о проведении диагностических мероприятий призывника, сведений о наличии основания для освобождения от военной службы также не представил (л.д. 145).
28 марта 2016 года А.О. Гущиным получена повестка о явке в военкомат 14 апреля 2016 года.
По состоянию на 14 апреля 2016 года А.О. Гущиным представлены копии рентгенографии, копия заключения по результатам проведения ФВД от 13 марта 2017 года, копии результатов первичного и повторных приемов пульмонолога "Клиники ЛМС" (л.д. 43,44).
14 апреля 2016 года для уточнения диагноза (заболевания) А.О. Гущин был направлен в ГБУЗ города Москвы "Городская поликлиника N107 ДЗ Москвы" и обязан явкой с результатами на 16 июня 2016 года.
16 июня 2016 года А.О. Гущин направлен для медицинского обследования в ДЗ Москвы "ГКБ N 52 ДЗМ" и обязан явкой с результатами медицинского обследования на 30 июня 2016 года.
30 июня 2016 года А.О. Гущин на заседание призывной комиссии не явился, до 15 июля 2016 года, то есть до окончания весеннего призыва, для прохождения медицинского освидетельствования в военный комиссариат не явился, административный истец результаты обследования не представил.
26 июля 2016 года А.О. Гущин А.О. подал в военный комиссариат Останкинского района СВАО г. Москвы заявление, в котором просил приобщить к материалам личного дела призывника результаты медицинского обследования ДЗ ГБУЗ "ГКБ N 52 ДЗМ".
30 июля 2016 года А.О. Гущин достиг возраста 27 лет.
27 октября 2016 года на заседании призывной комиссии с участием А.О. Гущина при рассмотрении вопроса о зачислении в запас, призывная комиссия вынесла заключение о зачислении А.О. Гущина в запас на основании п. 1.1. ст. 28 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".
Разрешая требования административного иска, суд первой инстанции исходил из отсутствия обстоятельств, указывающих на бездействие призывной комиссии и исходил из законности оспариваемого заключения.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции.
На основании Федерального закона от 28 марта 1998 года N53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" порядок призыва граждан на военную службу определяется настоящим Федеральным, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, о призыве на военную службу, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и другими нормативными правовыми актами.
Согласно ч.1 ст. 26 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы. Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
В соответствии со ст. 28 Закона при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении них одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности.
Согласно п. 5 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 11.11.2006 года N 663), призывники подлежат обязательному медицинскому освидетельствованию в соответствии с Положением о военно-врачебной экспертизе.
В соответствии с п. 13 Положения при призыве на военную службу организация обязательного медицинского освидетельствования призывника, возлагается на призывную комиссию.
Порядок организации и проведения медицинского освидетельствования граждан, указанных в пункте 1 названной статьи, определяется Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 года N 565 утверждено Положение о военно-врачебной экспертизе.
В соответствие с пунктами 3 и 4 Положения на военно-врачебную комиссию возлагается проведение медицинского освидетельствования, в том числе граждан, поступающих на приравненную службу, а также граждан, не проходивших военную службу и пребывающих в запасе.
Под медицинским освидетельствованием понимаются изучение и оценка состояния здоровья и физического развития граждан на момент освидетельствования в целях определения их годности к военной службе (службе в органах), обучению (службе) по отдельным военно-учетным специальностям (специальностям), решение других предусмотренных настоящим Положением вопросов с вынесением письменного заключения.
В силу пункта 9 Положения военно-врачебная экспертиза предусматривает проведение обследования и освидетельствования.
При обследовании проводится комплекс диагностических мероприятий осуществляемых посредством сбора и анализа жалоб гражданина, данных его анамнеза и осмотра, проведения лабораторных, инструментальных, морфологических и иных исследований, предшествующих свидетельствованию в целях, указанных в пункте 1 настоящего Положения.
При освидетельствовании проводятся изучение и оценка состояния здоровья и физического развития граждан на момент проведения экспертизы в целях определения их годности к военной службе (приравненной службе), обучению (военной службе) по конкретным военно-учетным специальностям, обучению (службе) по специальностям в соответствии с занимаемой должностью, решения других вопросов, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Положением, нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (приравненная служба), с учетом результатов ранее проведенного обследования и с вынесением письменного заключения.
Согласно ч. 1 ст. 26 Федерального закона N 53-ФЗ от 28.03.1998 "О воинской обязанности и военной службе" призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы. Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
Согласно статье 22 этого же Закона призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе. При этом, на военную службу не призываются граждане, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу.
Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 170-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа и привлекательности военной службы по призыву", вступившим в силу с 1 января 2014 года, статья 28 Федерального закона о воинской обязанности и военной службе дополнена пунктом 1.1.
Согласно приведенной норме при зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным законом), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Как обоснованно указал, суд первой инстанции, А.О. Гущин, был направлен для медицинского обследования в ДЗ Москвы "ГКБ N 52 ДЗМ" и обязан явкой с результатами медицинского обследования на 30 июня 2016 года.
Однако 30 июня 2016 года, а также до 15 июля 2016 года, то есть до окончания весеннего призыва, для прохождения медицинского освидетельствования, А.О. Гущин на заседание призывной комиссии не явился, результаты обследования не представил. 30 июля 2016 года административному истцу исполнилось 27 лет.
Судом также обоснованно отмечено, что до 16 января 2016 года А.О. Гущин в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет для постановки на воинский учет не обращался. Довод административного истца о том, что факт непостановки его на воинский учет является бездействием призывной комиссии, обоснованно отвергнут судом и опровергается приведенными ниже положениями Закона.
Так, в соответствии со ст. 10 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" в целях обеспечения воинского учета граждане обязаны, в том числе:
сообщить в двухнедельный срок в военный комиссариат либо в соответствующий орган местного самоуправления поселения или соответствующий орган местного самоуправления городского округа, осуществляющий первичный воинский учет, об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, о переезде на новое место жительства, расположенное в пределах территории муниципального образования, или место пребывания;
явиться в двухнедельный срок в военный комиссариат для постановки на воинский учет, снятия с воинского учета и внесения изменений в документы воинского учета при переезде на новое место жительства, расположенное за пределами территории муниципального образования, место пребывания на срок более трех месяцев либо выезде из Российской Федерации на срок более шести месяцев или въезде в Российскую Федерацию.
Таким образом, разрешая спор, суд правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановилзаконное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Иные доводы жалобы не опровергают выводов решения суда и потому не могут служить основанием к отмене этого решения.
Руководствуясь ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда
определила:
решение Останкинского районного суда г. Москвы от 14 апреля 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.