Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего Д.В. Шаповалова, судей А.Н. Пономарёва, В.В. Лукьянченко, при секретаре Д.Б. Сангаджиевой, рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи А.Н. Пономарёва административное дело по апелляционной жалобе ИФНС России по г. Егорьевску Московской области на решение Никулинского районного суда г. Москвы от 29 июня 2017 года по административному иску ИФНС России по г. Егорьевску Московской области к Е.Ю. Герасимовой о взыскании недоимки по земельному налогу за 2011-2013 годы и пени
установила:
ИФНС России по г. Егорьевску Московской области обратилась в суд с указанным выше административным иском к Е.Ю. Герасимовой, ссылаясь на неисполнение ею обязанности уплатить земельный налог за 2011 - 2013 годы в отношении принадлежащего ей на праве собственности земельного участка согласно направленным ей налоговому уведомлению и требованию об уплате налога.
Решением Никулинского районного суда г. Москвы от 29 июня 2017 года постановлено:восстановить ИФНС России по г. Егорьевску Московской области срок для подачи административного искового заявления о взыскании задолженности по земельному налогу за 2011 - 2013 годы; в удовлетворении административного иска ИФНС России по г. Егорьевску Московской области к Е.Ю. Герасимовой о взыскании задолженности по земельному налогу за 2011 - 2013 годы отказать.
В апелляционной жалобе ИФНС России по г. Егорьевску Московской области ставится вопрос об отмене решения. По мнению заявителя апелляционной жалобы, налог правильно был исчислен исходя из сведений государственного кадастра, в который до настоящего времени не внесено каких-либо изменений относительно кадастровой стоимости земельного участка в соответствии с решением Московского областного суда от 15 февраля 2017 года. При этом заявитель апелляционной жалобы не оспаривает вывод суда о восстановлении срока для обращения в суд.
В заседании судебной коллегии представитель ИФНС России по г. Егорьевску Московской области Т.С. Фирсова, по доверенности от 9 января 2017 года, доводы апелляционной жалобы поддержала.
Представитель Е.Ю. Герасимовой - А.Ж. Нажжар, по доверенности от 10 мая 2017 года, просил решение суда оставить без изменения.
Судебная коллегия на основании ст. 150, ст. 152 КАС РФ сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие Е.Ю. Герасимовой, извещённой о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, выслушав представителя ИФНС России по г. Егорьевску Московской области, представителя Е.Ю. Герасимовой, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о наличии предусмотренных п. 4 ч. 2 ст. 310 КАС РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке в части отказа в удовлетворении административного иска о взыскании налоговой недоимки и пени. В остальном - восстановлении срока для обращения в суд - решение суда является законным и обоснованным.
По смыслу ч. 6 ст. 289 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 32 КАС РФ, является исполнение административным истцом обязанности доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей, пени и штрафов, а также соблюдения сроков обращения в суд.
В силу п. 7 ст. 6, ст. 14 КАС РФ суд, проявляя активную роль, обеспечивает состязательность и равноправие сторон.
Однако суд, распределив согласно ч. 9, 11 ст. 226, ч. 3 ст. 62 КАС РФ бремя доказывания между сторонами и установив следующие обстоятельства, имеющие значение для дела, неправильно применил к установленным обстоятельствам нормы права, регулирующие спорные правоотношения.
Е.Ю. Герасимова является собственником земельного участка с кадастровым номером ***, площадью 64 731 кв.м., расположенного в ***.
Несмотря на направленные ИФНС России по г. Егорьевску Московской области налоговое уведомление, а затем требование об уплате земельного налога за 2011 - 2013 годы и пени, правомерность которых никем не оспаривались, Е.Ю. Герасимова рассчитанный ей налоговыми органами земельный налог в сумме 876 835,11 р., а также пени в размере 2 051,97 р. не уплатила.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении административного иска, суд исходил из того, что решением Московского областного суда от 15 февраля 2017 года установлена техническая ошибка в кадастровых сведениях, в результате которой земельный налог исчислен неверно.
Однако с выводом суда об отказе в иске судебная коллегия согласиться не может в силу следующего.
Решением Московского областного суда от 15 февраля 2017 года удовлетворён иск Е.Ю. Герасимовой и *** об исправлении ошибки с сведений Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка. Постановлено возложить обязанность на Управление Росреестра по Московской области исправить техническую ошибку, допущенную 22 ноября 2011 года в сведениях государственного кадастра недвижимости (с 1 января 2017 года - Единого государственного реестра недвижимости) о кадастровой стоимости указанного земельного участка, категория земель - для сельскохозяйственного назначения, вид разрешённого землепользования - для дачного строительства, определив кадастровую стоимость земельного участка на основании распоряжения Министерства экологии и природопользования Московской области от 21 ноября 2005 года N 166-РМ "Об утверждении результатов кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Московской области" исходя из среднего удельного показателя кадастровой стоимости земель по Егорьевскому району Московской области - 43,05 р.; сведения о кадастровой стоимости земельного участка, установленной в результате исправления технической ошибки, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты внесения в государственный кадастр недвижимости (с 1 января 2017 года - Единый государственный кадастр недвижимости) соответствующих сведений, содержащих техническую ошибку - с 22 ноября 2011 года по 31 декабря 2013 года.
Таким образом, указанным решением суда, вступившим в законную силу 24 марта 2017 года (л.д. 70), применение определённой им кадастровой стоимости за 2011 - 2013 года предписано производить с даты внесения соответствующих изменений в сведения кадастрового учёта.
Изложенное соответствует требованиям законодательства, действующего на момент принятия судебного акта Московским областным судом.
Так, с 28 июля 2014 года, то есть даты опубликования Федерального закона от 21.07.2014 N 225-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", применяется новый порядок применения сведений о кадастровой оценке.
Согласно п. 8 ст. 3 Федерального закона от 21.07.2014 N 225-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" положения статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона), устанавливающие порядок применения сведений о кадастровой стоимости, определённой решением комиссии или суда, подлежат применению к сведениям о кадастровой стоимости, установленной в результате рассмотрения заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, поданных после дня вступления в силу настоящего Федерального закона, а также заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, поданных, но не рассмотренных комиссией или судом, арбитражным судом на день вступления в силу настоящего Федерального закона.
В соответствии со ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В течение пяти рабочих дней с даты принятия по результатам рассмотрения заявления о пересмотре кадастровой стоимости соответствующего решения комиссия уведомляет об этом лицо, обладающее правом на объект недвижимости, результаты определения кадастровой стоимости которого оспариваются, и орган местного самоуправления, на территории которого расположен объект недвижимости.
В случае принятия комиссией решения о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости в течение пяти рабочих дней с даты его принятия комиссия направляет в орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, и орган кадастрового учета копию указанного решения. В случае принятия комиссией решения о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости на основании определения в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости комиссия в течение пяти рабочих дней с даты принятия такого решения также направляет:
отчёт об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, который составлен в форме электронного документа и на основании, которого оспорена кадастровая стоимость, и (при наличии) соответствующее положительное экспертное заключение, составленное в форме электронного документа, в орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке;
сведения о кадастровой стоимости в орган кадастрового учета.
Решения комиссии могут быть оспорены в суде.
С заявлением о пересмотре кадастровой стоимости на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость, в комиссию могут обратиться юридические лица, физические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органы государственной власти, органы местного самоуправления, в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в суде решение комиссии не является предметом рассмотрения при рассмотрении требований заявителя.
Согласно ст. 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции на день вступления в силу решения суда об установлении кадастровой оценки земельного участка) в течение десяти рабочих дней с даты завершения рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, направляет сведения о кадастровой стоимости в орган кадастрового учета.
В течение десяти рабочих дней с даты получения сведений о кадастровой стоимости орган кадастрового учета осуществляет их внесение в государственный кадастр недвижимости, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
В случае исправления технической ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости о величине кадастровой стоимости сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений, содержавших техническую ошибку.
В случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
В силу п. 4 ст. 85 Налогового кодекса РФ органы, осуществляющие кадастровый учёт, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.
Письмом ФНС России от 19.07.2013 N БС-4-11/13149 "О земельном налоге" (вместе с Письмом Минфина России от 16.07.2013 N 03-05-04-02/27809) разъяснено, что установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для внесения органом кадастрового учета такой стоимости в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта и по состоянию на дату, указанную в решении суда. При этом изменения, внесённые в государственный кадастр недвижимости, должны учитываться при исчислении земельного налога.
Согласно п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" установленная судом кадастровая стоимость используется для исчисления налоговой базы за налоговый период, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, и применяется до вступления в силу в порядке, определённом статьёй 5 НК РФ, нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, при условии внесения сведений о новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
Таким образом, закон, действовавший на момент возникновения спорных правоотношений, допускал использование для расчёта налога только сведения государственного кадастра недвижимости. Изменения, не внесённые в государственный кадастр недвижимости, в том числе и по решению суда, правового значения не имели.
Из материалов дела усматривается, что Е.Ю. Герасимова обратилась в Московский областной суд с иском об исправлении ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка 30 декабря 2014 года и до настоящего времени изменения в сведения о кадастровой стоимости земельного участка административного ответчика во исполнение решения Московского областного суда от 15 февраля 2017 года не внесены в Единый государственный кадастр недвижимости.
Кроме того, упомянутое решение Московского областного суда, устанавливая удельную кадастровую стоимость - 43,05 р., прямо не называет единицу площади земельного участка, соответствующую указанной стоимости.
Налоговые органы не обладают правом самостоятельного определения кадастровой стоимости объектов недвижимости.
На основания изложенного судебная коллегия приходит к выводу, что нарушений действующего законодательства со стороны ИФНС России по г. Егорьевску Московской области по настоящему делу не допущено.
При вынесении нового решения об удовлетворении административного иска судебная коллегия принимает во внимание, что статья 57 Конституции Российской Федерации устанавливает обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы.
Подпунктом 7 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации закреплён принцип платности землепользования.
Согласно п. 1, п. 2 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата (п. 1). Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (п. 2).
В соответствии с п. 1, п. 2 ст. 387 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) земельный налог (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (п. 1).
Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой, порядок и сроки уплаты налога.
При установлении налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) могут также устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков (п. 2).
Согласно пункту 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В силу пункта 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Кроме того, ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что пеней признается установленная настоящей статьёй денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено настоящей статьёй и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.
В соответствии с названными нормами материального права в их связи с положениями п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации Е.Ю. Герасимова признается плательщиком земельного налога, по поводу которого возник спор.
Поскольку обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей, пеней ИФНС России по г. Егорьевску Московской области исполнена, правильность расчёта сумм налоговой недоимки, пени подтверждена, срок обращения в суд восстановлен Никулинским районным судом г. Москвы, решение которого в этой части никем не обжаловано, административным истцом представлены доказательства, подтверждающие его полномочия на обращение в суд с указанными требованиями, а Е.Ю. Герасимовой не представлены доказательства надлежащего исполнения налоговой обязанности за спорные периоды времени, решение суда об отказе во взыскании налоговой недоимки и пени подлежит отмене с вынесением по делу нового решения об удовлетворении административного иска.
В остальной части - восстановления срока для обращения в суд - решение суда подлежит оставлению без изменения.
Вопрос о взыскании государственной пошлины в бюджет г. Москвы может быть решён судом первой инстанции после вступления решения суда по настоящему делу в законную силу.
Руководствуясь ст. 311, п. 4 ч. 2 ст. 310 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда
определила:
решение Никулинского районного суда г. Москвы от 29 июня 2017 года в части отказа во взыскании земельного налога и пени отменить, принять в этой части новое решение, которым взыскать с Герасимовой Е.Ю., ИНН ***, земельный налог за 2011 - 2013 годы в сумме 876 835,11 р., пени в сумме 2 051,97 р. в пользу ИФНС России по г. Егорьевску Московской области; в остальной части указанное решение Никулинского районного суда г. Москвы от 29 июня 2017 года оставить без изменения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.