Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего Шаповалова Д.В.,
судей Лукьянченко В.В., Ставича В.В.,
при секретаре Михайлове Д.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Ставича В.В. административное дело по апелляционной жалобе администрации Солнечногорского муниципального района Московской области на решение Савеловского районного суда г. Москвы от 10 июля 2017 года по административному иску Жданникова Д.Н., Пантелеевой Е.А., Гаврилова А.И., Высоцкой Е.С., Волкова А.Г., Виролайнена Р.Э., Васильевой С.С., Васильевой И.В., Антонова Р.В., Мельник Е.Ю., Демина Р.М., Демидовой А.Г. к администрации Солнечногорского муниципального района Московской области, и.о. Главе Солнечногорского муниципального района Московской области Чуракову А.А., начальнику Управления архитектуры и строительства администрации Солнечногорского муниципального района Московской области Миллер М.И. о признании незаконным бездействия, связанного с исполнением обязанности предусмотренной пунктом 7 части 1 статьи 4 ом Московской области N ... от 1 июля 2010 года "О защите прав граждан, инвестировавших денежные средства в строительство многоквартирных домов на территории Московской области", восстановлении нарушенного права,
УСТАНОВИЛА:
Жданников Д.Н., Пантелеева Е.А., Гаврилов А.И., Высоцкая Е.С., Волков А.Г., Виролайнен Р.Э., Васильева С.С., Васильева И.В., Антонов Р.В., Мельник Е.Ю., Демин Р.М., Демидова А.Г. обратились в суд с указанным выше административным иском к администрации Солнечногорского муниципального района Московской области, и.о. Главы Солнечногорского муниципального района Московской области Чуракову А.А., начальнику Управления архитектуры и строительства администрации Солнечногорского муниципального района Московской области Миллер М.И. ссылаясь на бездействие административных ответчиков, на которых законодательством Московской области возложена обязанность по защите прав участников долевого строительства многоквартирных домов, в частности - обязанность привлечь нового застройщика к строительству проблемного объекта - жилого комплекса "Лебединой озеро" по адресу: Московская область, Солнечногорский район, с.п. Луневское, д. Поярково - путем предоставления ему дополнительного земельного участка с целью компенсации затрат, связанных с удовлетворением пострадавших соинвесторов в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 4 ом Московской области N ... от 1 июля 2010 года "О защите прав граждан, инвестировавших денежные средства в строительство многоквартирных домов на территории Московской области"
Однако от исполнения указанных обязанностей органы местного самоуправления уклоняются, что нарушает их права.
Решением Савеловского районного суда г. Москвы от 10 июля 2017 года постановлено:
Административный иск удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие администрации Солнечногорского муниципального района Московской области, выразившееся в непринятии решения о привлечении нового застройщика и предоставлении дополнительного земельного участка.
Обязать администрацию Солнечногорского муниципального района Московской области принять решение о привлечении нового застройщика, сформировать планы мероприятий, направленных на завершение строительства проблемного объекта "Лебединое озеро" и защиту прав пострадавших соинвесторов, и представить их на согласование в Министерство строительного комплекса Московской области.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Обратить решение к немедленному исполнению.
В апелляционной жалобе представителей администрации Солнечногорского муниципального района Московской области и Главы администрации по доверенности Прохоровой Е.А., Каравайкиной Т.И. ставится вопрос об отмене решения.
Представители администрации Солнечногорского муниципального района Московской области и Главы администрации по доверенности Прохорова Е.А., Каравайкина Т.И. в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержали.
Начальник Управления архитектуры и строительства администрации Солнечногорского муниципального района Московской области Миллер М.И. просил решение суда отменить.
В заседании судебной коллегии представитель административных истцов Бондарев Е.М. по доверенности, возражал против доводов апелляционной жалобы.
Судебная коллегия на основании, КАС РФ сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие иных неявившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания, не сообщивших о причинах своей неявки и не представивших доказательства уважительности этих причин.
Проверив материалы дела, выслушав представителей сторон, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия полагает, что предусмотренные п. 4 ч. 2 ст. 310 КАС РФ основания для отмены обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, изученным по материалам дела, имеются.
По смыслу, КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке КАС РФ, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о нарушении прав административного истца, при этом на последнего процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию таких обстоятельств, а также соблюдению срока для обращения в суд за защитой нарушенного права. Вместе с тем административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение соответствует закону.
В соответствии с этим суду согласно,, КАС РФ следовало распределить бремя доказывания между сторонами и установить следующие обстоятельства, имеющие значение для дела применительно к названным в судебном акте нормам права, регулирующим спорные правоотношения.
На основании разрешения на строительство ООО УК Премьер Девелопмент являлся застройщиком многоквартирных домов в ЖК Лебединое озеро по адресу: ...
Жданников Д.Н., Пантелеева Е.А., Гаврилов А.И., Высоцкая Е.С., Волков А.Г., Виролайнен Р.Э., Васильева С.С., Васильева И.В., Антонов Р.В., Мельник Е.Ю., Демин Р.М., Демидова А.Г. вступили в правоотношения долевого участия строительства многоквартирных домов.
В соответствии с условиями заключенных договоров долевого участия в строительстве срок сдачи жилых домов установлен не позднее июня 2016 года.
Решением Арбитражного суда Московской области от 13 января 2017 года по делу N ... ООО УК Премьер Девелопмент" признано несостоятельным (банкротом) и в отношении него открыто конкурсное производство.
Многоквартирные жилые дома N1 и N6 в восточной части кадастрового квартала ... первой очереди строительства ЖК Лебединое озеро признаны проблемными объектами.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования частично, суд исходил из того, что административные ответчики уклоняются от принятия соответствующего решения о привлечении нового застройщика, дополнительный земельный участок, который компенсировал бы затраты, связанных с удовлетворением требований пострадавших соинвесторов также не выделен.
Судебная коллегия с таким выводом суда первой инстанции не может согласиться в силу следующего.
В соответствии с, Федерального закона от 30 декабря 2004 г. N214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" установлен принцип государственного регулирования, государственного контроля (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.
Государственное регулирование в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (далее - уполномоченный орган), а также другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции.
Государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется данное строительство (далее - контролирующий орган).
Уполномоченный орган издает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты, необходимые для осуществления государственного регулирования в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости; разрабатывает и издает методические рекомендации по вопросам практики осуществления государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.
В соответствии с этим уполномоченным органом на территории Московской области принят Московской области N84/2010-ОЗ от 1 июля 2010 года "О защите прав граждан, инвестировавших денежные средства в строительство многоквартирных домов на территории Московской области", который определяет основные направления деятельности исполнительных органов государственной власти Московской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области по защите прав и законных интересов граждан, инвестировавших денежные средства в строительство многоквартирных домов с целью приобретения жилого помещения на территории Московской области для дальнейшего проживания и пострадавших от недобросовестных действий застройщиков ( Закона Московской области N84/2010-ОЗ).
Данным Московской области предусмотрено формирование Перечней (Сводного перечня) проблемных объектов и Реестра проблемных застройщиков. Кроме того Законом предусмотрено размещение Сводного перечня проблемных объектов на территории Московской области и Реестра проблемных застройщиков в средствах массовой информации, в том числе в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, а также формирование Реестра (Сводного реестра) пострадавших соинвесторов в целях информирования граждан о застройщиках, строящихся объектах и возможных рисках, связанных с инвестированием гражданами денежных средств в строительство многоквартирных домов. Законом также предусмотрен комплекс мер по защите прав пострадавших соинвесторов, которые в пределах своей компетенции, осуществляют исполнительные органы государственной власти Московской области и органы местного самоуправления (ст. 3, 4 Закона Московской области).
В соответствии с Конституционного Суда РФ от 20 марта 2014 г. N610-О рассматриваемые во взаимосвязи нормы Московской области "О защите прав граждан, инвестировавших денежные средства в строительство многоквартирных домов на территории Московской области", определяющие предмет регулирования данного Закона и закрепляющие понятия "застройщик", "проблемный объект" и "пострадавший соинвестор" для целей этого Закона (, и ), направлены на защиту прав граждан, инвестировавших денежные средства в строительство многоквартирных домов с целью приобретения жилых помещений на территории Московской области для дальнейшего проживания и пострадавших от недобросовестных действий застройщиков, и, таким образом, не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права заявителя, перечисленные в жалобе.
и Закона Московской области "О защите прав граждан, инвестировавших денежные средства в строительство многоквартирных домов на территории Московской области", закрепляющие, в частности, право органа местного самоуправления принимать решение о признании строящегося на территории соответствующего муниципального образования многоквартирного дома проблемным объектом и его обязанность по ведению перечня таких объектов и по предоставлению указанного перечня в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и иных объектов недвижимости (контролирующий орган), направлены на надлежащее информирование населения муниципального образования о наличии на его территории объектов капитального строительства, имеющих статус проблемных, и одновременно на обеспечение взаимодействия органов местного самоуправления и контролирующего органа в процессе реализации указанным органом своих полномочий, предусмотренных "Государственное регулирование, государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости" Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации".
Органы местного самоуправления при предоставлении земельного участка с размещенным на нем проблемным объектом рассматривают вопрос об одновременном предоставлении в соответствии с законодательством Российской Федерации дополнительного земельного участка с целью компенсации затрат, связанных с удовлетворением требований пострадавших соинвесторов после завершения строительства проблемного объекта (пункт 7 части 1 статьи 4 Закона Московской области "О защите прав граждан, инвестировавших денежные средства в строительство многоквартирных домов на территории Московской области").
В статье 1 указанного Закона дается понятие "новый застройщик" - юридическое лицо, которому в установленном законодательством Российской Федерации порядке предоставлен земельный участок с проблемным объектом, принявшее на себя обязательства по завершению строительства проблемного объекта, а также по удовлетворению требований пострадавших соинвесторов.
Анализ приведенных законоположений позволяет сделать вывод о том, что именно наличие такого "нового застройщика" является необходимым условием для реализации мер, предусмотренных пунктом 7 части 1 статьи 4 Закона Московской области "О защите прав граждан, инвестировавших денежные средства в строительство многоквартирных домов на территории Московской области".
Никем из лиц, участвующих в деле, не оспаривается, что новый застройщик на момент рассмотрения дела отсутствует.
По мнению судебной коллегии, это исключало признание незаконным бездействия органа местного самоуправления в непринятии решения о привлечении нового застройщика и предоставлении дополнительного земельного участка.
Иное привело бы к необоснованному вмешательству в инвестиционные отношения со стороны государства и затруднительности исполнения обжалуемого решения суда, обращенному к немедленному исполнению.
В ходе судебного разбирательства судом не было добыто доказательств, что административные ответчики уклоняются от защиты прав соинвесторов.
Администрация Солнечногорского муниципального района Московской области совместно с заинтересованными лицами осуществляет контроль за реализацией проблемного проекта и об этом свидетельствуют обсуждение Главой администрации возможных мер помощи пострадавшим гражданам.
Не получил оценки в решении суда и довод административных ответчиков о возможности использования иных механизмов защиты прав соинвесторов, в частности, включения пострадавших лиц в Реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, а также в рамках дела о банкротстве застройщика.
Таким образом, судебная коллегия применительно к, КАС РФ приходит к выводу о том, что административными ответчиками доказаны обстоятельства, имеющие значение, и представлены доказательства того, что обжалуемое действие (бездействие) соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Напротив, административные истцы не доказали факт нарушения своих прав, свобод и законных интересов.
Допущенные судом первой инстанции нарушения норм материального права являются существенными, повлекли принятие незаконного решения, которое подлежит отмене, с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Руководствуясь КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Савеловского районного суда г. Москвы от 10 июля 2017 года отменить полностью и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административного иска Жданникова Д.Н., Пантелеевой Е.А., Гаврилова А.И., Высоцкой Е.С., Волкова А.Г., Виролайнена Р.Э., Васильевой С.С., Васильевой И.В., Антонова Р.В., Мельник Е.Ю., Демина Р.М., Демидовой А.Г. к администрации Солнечногорского муниципального района Московской области, и.о. Главе Солнечногорского муниципального района Московской области Чуракову А.А., начальнику Управления архитектуры и строительства администрации Солнечногорского муниципального района Московской области Миллер М.И. о признании незаконным бездействия, связанного с исполнением обязанности предусмотренной ом Московской области N ... от 1 июля 2010 года "О защите прав граждан, инвестировавших денежные средства в строительство многоквартирных домов на территории Московской области", восстановлении нарушенного права.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.