Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе
председательствующего Д.В. Шаповалова,
судей В.В. Лукьянченко, О.В. Гордеевой,
при секретаре П.К. Клочкове, рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи В.В. Лукьянченко апелляционную жалобу представителя административных истцов Хасанбаева А.Э., Сарымсакова Д.А. по доверенности К.Г. Жаринова на решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 14 июня 2017 года по делу по административному исковому заявлению А.Э. Хасанбаева, Д.А. Сарымсакова о признании незаконным решений Генеральной прокуратуры Российской Федерации и МВД России об отказе в прекращении розыска административных истцов на территории Российской Федерации, об обязании Генеральной прокуратуры Российской Федерации либо МВД России прекратить розыск административных истцов на территории Российской Федерации, которым в удовлетворении требований отказано,
установила:
А.Э. Хасанбаев, Д.А. Сарымсаков обратились с вышеуказанным административным иском. Свои требования о незаконности действий Генеральной прокуратуры РФ и МВД России мотивировали отменой Московским городским судом постановления Генеральной прокуратуры РФ об их выдаче стране гражданской принадлежности, которое было вынесено ранее в связи с их объявлением в международный розыск правоохранительными органами Республики Кыргызстан. Однако, несмотря на отмену постановления, они продолжают числиться в розыске, чем нарушаются их права.
Решением Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 14 июня 2017 года постановлено:в удовлетворении требований административного иска А.Э. Хасанбаева, Д.А. Сарымсакова отказать.
В апелляционной жалобе представителя А.Э. Хасанбаева, Д.А. Сарымсакова по доверенности К.Г. Жаринова ставится вопрос об отмене решения суда.
В заседании судебной коллегии представитель Генеральной прокуратуры РФ по доверенности О.В. Мухина поддержала доводы апелляционной жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч. 2 ст. 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: 1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; 2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; 3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; 4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания для отмены обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке, предусмотренные ч. 2 ст. 310 КАС РФ отсутствуют.
Из материалов дела усматривается, что А.Э. Хасанбаев, Д.А. Сарымсаков находятся в международном розыске Республикой Кыргызстан ввиду привлечения к уголовной ответственности за совершение преступлений (л.д. 54).
Постановлением Генеральной прокуратуры удовлетворен запрос Генеральной прокуратуры Республики Кыргызстан о выдаче Д.А. Сарымсакова и А.Э. Хасанбаева.
Постановлением Московского городского суда от 11 февраля 2016 года постановление Генеральной прокуратуры отменено. Постановление вступило в законную силу.
Д.А. Сарымсакова и А.Э. Хасанбаева обратились в МВД России с заявлением о прекращении государственного розыска, на что им в ответе от 20 января 2017 года сообщено о необходимости получения положительного решения Генеральной прокуратуры РФ (л.д. 35). Генеральная прокуратура не дала такого решения, указав на обжалование решений в Верховном Суде РФ (л.д. 51)
Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении заявленных требований административного истца, суд руководствовался отсутствием полномочий у Генеральной прокуратуры РФ по принятию решения о прекращении межгосударственного розыска.
С данным решением суда соглашается судебная коллегия в связи со следующим.
10 декабря 2010 года Российской Федерацией подписан Договор государств - участников содружества Независимых Государств о межгосударственном розыске лиц.
В ст. 1 Договора указано, что для целей настоящего Договора используются следующие термины: компетентные органы Сторон - органы, уполномоченные в соответствии с национальным законодательством Сторон вступать в сношения по вопросам межгосударственного розыска и принимать решения об объявлении (прекращении) межгосударственного розыска или осуществлять его.
Стороны в соответствии с настоящим Договором, другими международными договорами и национальным законодательством осуществляют сотрудничество в межгосударственном розыске лиц через свои компетентные органы.
Согласно п. 1 Указа Президента РФ от 13.07.2016 N 332 "О компетентных органах Российской Федерации, осуществляющих сотрудничество в рамках Договора государств - участников Содружества Независимых Государств о межгосударственном розыске лиц" в качестве компетентных органов Российской Федерации, осуществляющих сотрудничество в рамках Договора государств - участников Содружества Независимых Государств о межгосударственном розыске лиц определено Министерство внутренних дел Российской Федерации, Федеральная служба безопасности Российской Федерации, Федеральная служба исполнения наказаний, Федеральная служба судебных приставов, Федеральная служба охраны Российской Федерации, Федеральная таможенная служба, Следственный комитет Российской Федерации.
Согласно совместному Приказу МВД РФ N786, Минюста РФ N 310, ФСБ РФ N 470, ФСО РФ N 454, ФСКН РФ N333, ФТС РФ 971 от 06.10 2006 (ред. от 22.09.2009) "Об утверждении Инструкции по организации информационного обеспечения сотрудничества по линии Интерпола".
Международный розыск лиц не подменяет собой межгосударственный розыск в пределах государств - участников СНГ и может осуществляться параллельно с ним. При этом обязательным условием является предварительное или одновременное объявление межгосударственного розыска
Каналы Интерпола для осуществления межгосударственного розыска на территории государств - участников СНГ не задействуются. (п. 116)
Согласно Решению Совета глав правительств СНГ "О Регламенте компетентных органов по осуществлению межгосударственного розыска лиц" (Принято в г. Душанбе 30.10.2015)
Межгосударственный розыск лиц прекращается на основании постановления о прекращении межгосударственного розыска (приложения 4 и 5), которое выносит инициатор розыска в пятидневный срок после прекращения дела по розыску лица (п. 33)
Постановление о прекращении межгосударственного розыска направляется инициатором розыска в центральное информационное подразделение (п. 34).
Центральными информационными подразделениями сведения о прекращении межгосударственного розыска направляются в ФКУ "ГИАЦ МВД России" в электронном виде по каналам связи или на оптических носителях с одновременным приложением соответствующих постановлений о прекращении межгосударственного розыска. Формат и порядок направления сведений определяет ФКУ "ГИАЦ МВД России" (п. 35).
В отдельных случаях через центральные информационные подразделения возможно направление информации о прекращении межгосударственного розыска шифротелеграммой с обязательным последующим направлением в пятидневный срок указанных сведений в порядке, предусмотренном пунктами 33, 34 и 35 настоящего Регламента.
В шифротелеграмме для прекращения межгосударственного розыска в обязательном порядке должны быть указаны установочные данные лица в именительном падеже, дата и территория установления, причина прекращения розыска, инициатор розыска, номер циркуляра объявления розыска (п. 36).
ФКУ "ГИАЦ МВД России" в электронном виде по каналам связи или на оптических носителях передает сведения о прекращении межгосударственного розыска в центральные информационные подразделения центральных аппаратов компетентных органов для последующего размещения в соответствующих информационных массивах (п. 37).
Для снятия сведений с централизованного учета лиц, пропавших без вести, неопознанных трупов, лиц, по состоянию здоровья или возрасту не способных сообщить данные о своей личности, в ФКУ "ГИАЦ МВД России" направляется сообщение установленной формы (приложения 6 и 7).
Направление сообщения осуществляется инициатором розыска через центральные информационные подразделения (п. 38).
При таких обстоятельствах суд первой инстанции, пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований к Генеральной прокуратуре РФ, поскольку у нее отсутствуют полномочия по принятию решения о прекращении межгосударственного розыска, тогда как данной прерогативой, в соответствии с предписаниями вышеприведенных межгосударственных законоположений обладает сторона, являющаяся инициатором розыска.
Поскольку решение принято судом при правильном применении норм материального права и с соблюдением норм процессуального права, оно является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда
определила:
решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 14 июня 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.