Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Шаповалова Д.В.,
судей Тиханской А.В., Гордеевой О.В.,
при секретаре Сангаджиевой Д.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Тиханской А.В., административное дело по апелляционной жалобе административного ответчика Регионального общественного движения "Христианский немецкий союз", по апелляционной жалобе Баженовой Л.Б. на решение Останкинского районного суда г. Москвы от 19 декабря 2016 года, которым постановлено:
Административное исковое заявление удовлетворить.
Признать Региональное общественное движение "Христианский немецкий союз", ОГРН 1037700169550, прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и исключить его из Единого государственного реестра юридических лиц,
УСТАНОВИЛА:
Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Москве обратилось в суд с административным иском к Региональному общественному движению "Христианский немецкий союз" о ликвидации некоммерческой организации, мотивируя свои требования тем, что ответчик с 2010 года в нарушение установленного законом порядка не предоставляет отчет или сообщение о продолжении своей деятельности в сети "Интернет", либо иных средствах массовой информации с 2010 года.
Административный истец Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Москве в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Административный ответчик Региональное общественное движение "Христианский немецкий союз" в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Суд постановилприведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит представитель Регионального общественного движения "Христианский немецкий союз" а также заинтересованное лицо Баженова Л.Б.
В заседание судебной коллегии представитель административного ответчика Регионального общественного движения "Христианский немецкий союз", действующий на основании доверенности Трофимчук Р.В. явился, настаивал на отмене решения суда.
Заинтересованное лицо Баженова Л.Б., представитель заинтересованного лица Баженовой Л.Б., действующая на основании доверенности Лихарева И.Б., доводы апелляционной жалобы поддержали.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, выслушав представителя Регионального общественного движения "Христианский немецкий союз", представителя заинтересованного лица Баженовой Л.Б., заинтересованное лицо Баженову Л.Б., обсудив доводы апелляционной жалобы, сочтя возможным в соответствии с правилами, установленными статьями 150 и 152 КАС РФ, рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не явившихся в заседание суда апелляционной инстанции и не сообщивших об уважительных причинах неявки, проверив решение, приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке.
В соответствии с КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции допущено не было.
Как установлено судом при рассмотрении дела, Региональное общественное движение "Христианский немецкий союз" зарегистрировано Главным управлением Федеральной службы по г. Москве 23.10.2012 года, ОГРН 1037700169550, о чем внесена соответствующая запись в ЕГРЮЛ, учетный номер 7712020081.
Судом установлено, что с 2010 года Региональное общественное движение "Христианский немецкий союз" не публиковало в сети Интернет и средствах массовой информации сообщение о продолжении своей деятельности.
21.10.2015 года в соответствии с Распоряжением Главного управления Министерства юстиции РФ по г. Москве N 8653 в адрес административного ответчика направлено уведомление о предоставлении документов для проведения проверки в соответствии с пп.1 и 4 п. 5 ст. 32 ФЗ от 12.01.1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", на которое ответа не получено. 22.12.2015 года Административным истцом в адрес ответчика направлено предупреждение N 77/03-56233 об устранении указанных нарушений Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", с указанием срока устранения нарушений до 08.02.2016 года.
Информация об устранении выявленных нарушений в Главное управление Министерства юстиции РФ по Москве не поступала.
Разрешая спор и удовлетворяя административный иск, суд исходил из того, что установленные выше нарушения действующего законодательства со стороны административного ответчика последним не опровергнуты и дают правовые основания для его ликвидации.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции законными, обоснованными, соответствующими обстоятельствам дела и представленным доказательствам.
В соответствии с и Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на день рассмотрения дела) юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае осуществления деятельности с неоднократными или грубыми нарушениями закона либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе религиозной организацией, деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных данным . Данное требование может быть предъявлено в суд государственным органом, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом.
В силу Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ контроль за соблюдением некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, осуществляется при проведении федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций, который осуществляется уполномоченным органом согласно его компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1313, Министерство юстиции Российской Федерации осуществляет федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций, в том числе религиозных организаций.
Порядок осуществления данного надзора установлен о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2012 г. N 705 (далее - Положение).
Пунктом 2 Положения установлено, что задачами государственного надзора являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации в сфере деятельности некоммерческих организаций.
Предметом проверок является соблюдение некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, в том числе требований по расходованию некоммерческими организациями денежных средств и использованию ими иного имущества (подпункт "а" пункта 6 Положения).
Государственный надзор осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации и его территориальными органами посредством проведения плановых и внеплановых документарных и выездных проверок соблюдения некоммерческими организациями требований, установленных Федеральным "О некоммерческих организациях", а также выполнения предупреждений (представлений) должностных лиц органов государственного надзора об устранении выявленных нарушений указанных требований (пункт 3 и абзац 1 пункта 5 Положения).
Должностные лица органов государственного надзора, указанные в пункте 9 Положения, при осуществлении государственного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право запрашивать у органов управления некоммерческой организации их распорядительные документы, за исключением документов, содержащих сведения, которые могут быть получены в соответствии с подпунктом "б" пункта 10 Положения; проводить проверки соответствия деятельности некоммерческой организации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным ее учредительными документами; в случае выявления нарушения законодательства Российской Федерации и (или) совершения некоммерческой организацией действий, противоречащих целям, предусмотренным ее учредительными документами, выносить письменное предупреждение (представление) с указанием допущенного нарушения и срока его устранения, составляющего не менее одного месяца, а также принимать иные меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации (подпункты "а", "г" и "д" пункта 10 Положения, а также, и Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ).
В соответствии с Административного регламента исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации, утвержденного Приказом Минюста РФ от 30 декабря 2011 г. N 456, центральный аппарат (территориальный орган) по результатам контроля вправе обратиться в суд с заявлением о признании общественного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица по основаниям и в порядке, которые предусмотрены,, Федерального закона "Об общественных объединениях"; ликвидации общественного объединения по основаниям, предусмотренным Федерального закона "Об общественных объединениях";
Таким образом, Главное управление Министерства юстиции РФ по г. Москве является тем государственным органом, которое вправе обращаться с иском о признании общественного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица.
В силу ст. 29 Федерального закона "Об общественных объединениях" общественное объединение обязано:
соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами;
ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с указанным отчетом;
ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его наименования и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц;
представлять по запросу органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, решения руководящих органов и должностных лиц общественного объединения, а также годовые и квартальные отчеты о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в налоговые органы;
Некоммерческие организации, указанные в Федерального закона "О некоммерческих организациях" обязаны ежегодно размещать в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" или предоставлять средствам массовой информации для опубликования сообщение о продолжении своей деятельности. Порядок и сроки размещения указанных отчетов и сообщений определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти ( названного Федерального закона).
Указанный порядок установлен Министерства юстиции Российской Федерации от 7 октября 2010 г. N 252 "О Порядке размещения в сети Интернет отчетов о деятельности и сообщений о продолжении деятельности некоммерческих организаций", согласно которому названные отчеты и сообщения о деятельности некоммерческих организаций подлежат размещению на информационных ресурсах Министерства юстиции Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.
Как установлено судом, в нарушение требований, предусмотренных, и Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ, с 2010 года Региональное общественное движение "Христианский немецкий союз" не размещало в сети Интернет и средствах массовой информации сообщения о продолжении своей деятельности.
В соответствии с Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных данной, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.
Согласно Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обстоятельства, которые признаны сторонами в результате достигнутого ими в судебном заседании или вне судебного заседания соглашения, а также обстоятельства, которые признаны стороной и на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, принимаются судом в качестве фактов, не требующих дальнейшего доказывания.
В апелляционной жалобе Региональное общественное движение "Христианский немецкий союз" не оспариваются установленные судом обстоятельства, связанные с нарушением приведенных законоположений.
Доводы апелляционной жалобы Регионального общественного движения "Христианский немецкий союз" о том, что административный ответчик не располагает средствами, позволяющими размещать электронные документы в сети "Интернет", являются несостоятельными, поскольку указанное выше обстоятельство не может служить основанием для освобождения общественной организации от исполнения требований ст. 29 ФЗ "Об общественных объединениях".
Ссылка административного ответчика на то, что Региональное общественное движение "Христианский немецкий союз" осуществляет свою деятельность, что подтверждается представленными налоговыми декларациями за 2012-2016 годы, не влияет на правильность принятого судом решения, поскольку основанием для признания юридического лица прекратившим деятельность явилось неоднократное неразмещение административным ответчиком в сети Интернет отчетов о деятельности и сообщений о продолжении деятельности, которые юридическое лицо не размещает с 2010 года. Кроме того, налоговые декларации за период с 2012-2016 годы были представлены в ИФНС России N 17 только 21.09.2017 года, тогда как решение суда постановлено19.12.2016 года. Доказательств устранения нарушений, на которые ссылается Административный истец, Регионального общественного движения "Христианский немецкий союз" в исковом заявлении, на момент рассмотрения иска в суде не представлено.
При этом утверждение административного ответчика о том, что указанное нарушение не может являться достаточным основанием для применения такой исключительной меры, как ликвидация юридического лица, направлено не неверное толкование Федерального закона "О коммерческих организациях", носит субъективный характер, поскольку непредоставление отчетов о деятельности подразумевает сокрытие информации о доходах организации, ее расходах, не обеспечивая доступность ознакомления с указанным отчетом.
Доводы административного ответчика и заинтересованного лица Баженовой Л.Б. о том, что указанным решением суда нарушены права Баженовой Л.Б. на получение от Регионального общественного движения "Христианский немецкий союз" денежных средств, которые взысканы с ответчика решением Останкинского районного суда г. Москвы, вступившего в законную силу 20.03.2012 года, не влияют на законность решения суда, поскольку в данном случае имеет место нарушение закона со стороны общественного объединения, влекущие его прекращение деятельности. При этом Баженова Л.Б. не лишена возможности защитить свои права в ином порядке.
При таких обстоятельствах, доводы апелляционной жалобы о несоответствии выводов суда фактическим обстоятельствам дела необоснованны, в связи с чем не могут повлечь отмену судебного постановления.
Руководствуясь КАС РФ, судебная коллегия,
определила:
решение Останкинского районного суда г. Москвы от 19 декабря 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Регионального общественного движения "Христианский немецкий союз", Баженовой Л.Б. без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.