Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего Д.В. Шаповалова, судей А.Н. Пономарёва, В.В. Лукьянченко, при секретаре А.В. Чариковой, рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи А.Н. Пономарёва административное дело по апелляционной жалобе Т.Д. Зыбкиной на решение Чертановского районного суда г. Москвы от 24 мая 2017 года по административному иску Т.Д. Зыбкиной к межведомственной комиссии городского округа Кашира Московской области о признании незаконным бездействия по вопросу составления акта обследования жилого помещения и составления заключения по вопросу признания жилого помещения непригодным для проживания, признании незаконным возложения на гражданина обязанности по предоставлению заключения специализированной организации о состоянии ограждающих и несущих конструкций жилого помещения, восстановлении нарушенного права
установила:
Т.Д. Зыбкина обратилась в суд с указанным выше административным иском к межведомственной комиссии городского округа Кашира Московской области, полагая, что её заявление о признании принадлежащего ей на праве собственности жилого помещения непригодным для проживания не было надлежащим образом рассмотрено, так как решение по существу не принимается на протяжении длительного времени. Кроме того, полагала незаконным возложение на неё обязанности по предоставлению заключения специализированной организации о состоянии ограждающих и несущих конструкций жилого помещения.
Решением Чертановского районного суда г. Москвы от 24 мая 2017 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Т.Д. Зыбкиной ставится вопрос об отмене решения.
Судебная коллегия на основании ст. 150, ст. 152 КАС РФ сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон, извещённых о времени и месте судебного заседания, не сообщивших о причинах своей неявки и не представивших доказательства уважительности этих причин.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии предусмотренных ч. 2 ст. 310 КАС РФ оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке в части признаний незаконными действий по возложению обязанности представить заключение специализированной организации о состоянии ограждающих и несущих конструкций жилого помещения. В остальной части указанное решение суда подлежит отмене на основании п. 4 ч. 2 ст. 310 КАС РФ.
В силу положений статьи 46 Конституции Российской Федерации и требований части 1 статьи 4 КАС РФ судебная защита прав гражданина возможна только в случае реального нарушения его прав, свобод или законных интересов, а способ защиты права должен соответствовать нарушенному праву и характеру нарушения.
По смыслу ч. 1 ст. 218, ч. 2 ст. 227 КАС РФ достаточным условием для отказа в удовлетворении административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о том что права административного истца в результате принятия решения, совершения действий (бездействия), по поводу которых возник спор, не нарушены.
При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о нарушении его прав, а также соблюдению срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону.
В силу п. 7 ст. 6, ст. 14 КАС РФ суд, проявляя активную роль, обеспечивает состязательность и равноправие сторон, проверяя, чтобы последние были извещены о месте и времени судебного заседания в соответствии с требованиями главы 9 КАС РФ.
В соответствии с этим суд, разрешая вопрос о законности возложения на Т.Д. Зыбкину обязанности представить заключение специализированной организации о состоянии ограждающих и несущих конструкций жилого помещения, согласно ч. 9, ч. 11 ст. 226, ч. 3 ст. 62 КАС РФ распределил бремя доказывания между сторонами и установилследующие обстоятельства, имеющие значение для дела применительно к названным в судебном акте нормам права, регулирующим спорные правоотношения.
Т.Д. Зыбкина является собственником жилого помещения - части одноэтажного дома, общей площадью 13, 8 кв.м., расположенного в ***.
Решением Чертановского районного суда г. Москвы от 26 августа 2015 года признано незаконным бездействие администрации Каширского муниципального района Московской области по вопросу рассмотрения межведомственной комиссией городского округа Кашира Московской области заявления о признании указанного жилого помещения непригодным для постоянного проживания.
Указанное решение суда вступило в законную силу 13 октября 2015 года.
8 ноября 2016 года Т.Д. Зыбкина обратилась в межведомственную комиссию городского округа Кашира Московской области с заявлением о проведении обследования названного жилого помещения на предмет непригодности его для проживания.
17 октября 2016 года межведомственная комиссия городского округа Кашира Московской области приняла решение о необходимости представления Т.Д. Зыбкиной заключения специализированной организации о состоянии ограждающих и несущих конструкций жилого помещения.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении административного иска, суд пришёл к выводу о законности возложения указанной обязанности на административного истца.
Судебная коллегия находит вывод суда первой инстанции в этой части правильным, мотивированным, подтверждённым имеющимися в деле доказательствами, получившими оценку по правилам ст. 84 КАС РФ.
Частью 4 ст. 15 Жилищного кодекса РФ определено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 12 Жилищного кодекса РФ определение оснований и порядка признания жилых помещений непригодными для проживания отнесено к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений.
При этом в силу ст. 13 Жилищного кодекса РФ признание в установленном порядке жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации непригодными для проживания относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений.
Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции МДС 13-21.2007 (утв. Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. N 47) устанавливает требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания.
Действие настоящего Положения распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации.
Пунктом 7 названного Положения установлено, что оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации создаёт в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации. В состав комиссии включаются представители этого органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Решение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции принимается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления (за исключением жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации и многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности).
Разделом II названного Положения установлены требования, которым должно отвечать жилое помещение, а разделом III - основания для признания жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
В соответствии с п. 33 того же Положения основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие:
ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надёжности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований;
изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей.
Порядок признания помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, предусматривает, что комиссия на основании заявления собственника помещения, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, правообладателя или гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесённым к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения (п. 42 упомянутого Положения).
Необходимым условием является проверка фактического состояния жилого помещения (п. 43 Положения).
Согласно п. 44 Положения процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям включает:
приём и рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов;
определение перечня дополнительных документов (заключения (акты) соответствующих органов государственного надзора (контроля), заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям;
определение состава привлекаемых экспертов, в установленном порядке аттестованных на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, исходя из причин, по которым жилое помещение может быть признано нежилым, либо для оценки возможности признания пригодным для проживания реконструированного ранее нежилого помещения;
работу комиссии по оценке пригодности (непригодности) жилых помещений для постоянного проживания;
составление комиссией заключения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения, по форме согласно приложению N 1 (далее - заключение);
составление акта обследования помещения (в случае принятия комиссией решения о необходимости проведения обследования) и составление комиссией на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения. При этом решение комиссии в части выявления оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование;
принятие соответствующим федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления решения по итогам работы комиссии;
передача по одному экземпляру решения заявителю и собственнику жилого помещения (третий экземпляр остаётся в деле, сформированном комиссией).
В соответствии с п. 47 Положения по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в настоящем Положении требованиям:
о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;
о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями;
о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания;
о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции;
о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.
Решение принимается большинством голосов членов комиссии и оформляется в виде заключения в 3 экземплярах с указанием соответствующих оснований принятия решения. Если число голосов "за" и "против" при принятии решения равно, решающим является голос председателя комиссии. В случае несогласия с принятым решением члены комиссии вправе выразить своё особое мнение в письменной форме и приложить его к заключению.
В соответствии с этим суд определилюридически значимые обстоятельства и пришёл к обоснованному выводу о соблюдении межведомственной комиссией городского округа Кашира Московской области приведённых законоположений, которыми (подп. "д" п. 45, абз. 3 п. 44) прямо предусмотрено право запрашивать у собственника жилого помещения заключение специализированной организации о состоянии ограждающих и несущих конструкций жилого помещения.
Изложенное доводами апелляционной жалобы не опровергнуто.
При таком положении оснований для отмены решения суда в указанной части судебная коллегия не усматривает.
Вместе с тем вывод суда о том, что истребование дополнительных документов у заявителя и их непредставление может означать, что заявление рассмотрено, нельзя признать правильным.
Согласно п. 46 названного Положения Комиссия рассматривает поступившее заявление или заключение органа государственного надзора (контроля) в течение 30 дней с даты регистрации и принимает решение (в виде заключения), указанное в пункте 47 настоящего Положения, либо решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения.
В ходе работы комиссия вправе назначить дополнительные обследования и испытания, результаты которых приобщаются к документам, ранее представленным на рассмотрение комиссии.
Таким образом, непредставление затребованных у административного истца документов не освобождает орган государственной власти от обязанности рассмотреть заявление и принять по нему одно из названных в законе решений.
Между тем ни решения о дополнительном обследовании оцениваемого помещения, ни решения по существу заявления органами государственной власти не принято.
Кроме того, как уже было сказано выше, необходимым условием для принятия решения является проверка фактического состояния жилого помещения, что также административным ответчиком сделано не было.
На основании изложенного решение суда в остальной части подлежит отмене, а бездействие межведомственной комиссии городского округа Кашира Московской области признанию незаконным.
Руководствуясь ст. 311, п. 4 ч. 2 ст. 310 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда
определила:
решение Чертановского районного суда г. Москвы от 24 мая 2017 года в части возложения обязанности на Т.Д. Зыбкину представить заключение специализированной организации о состоянии ограждающих и несущих конструкций жилого помещения оставить без изменения; в остальной части указанное решение Чертановского районного суда г. Москвы от 24 мая 2017 года отменить, принять по делу в этой части новое решение, которым обязать межведомственную комиссию городского округа Кашира Московской области принять решение в соответствии с пунктом 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции МДС 13-21.2007 (утв. Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. N 47) либо решение о проведении в определённый срок дополнительного обследования оцениваемого помещения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.