Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего Шаповалова Д.В.,
судей Ставича В.В., Гордеевой О.В.
при секретаре Батеевой Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Шаповалова Д.В. административное дело по апелляционной жалобе Катызина В.В. на решение Басманного районного суда г. Москвы от 18 мая 2017 года, которым постановлено:
"В удовлетворении иска Катызина В.В. к Следственному комитету Российской Федерации о признании действий (бездействия) незаконными - отказать",
УСТАНОВИЛА:
Катызин В.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к Следственному комитету Российской Федерации об оспаривании действий (бездействия), мотивируя свои требования тем, что обращался в СК России с заявлением о несогласии с решением СУ СК России по Пермскому краю, которое рассмотрено ненадлежащим образом, тем самым административный ответчик устранился от проверки его жалобы и нарушил его права, гарантированные действующим законодательством Российской Федерации.
Административный истец в судебное заседание не явился, извещался в установленном порядке.
П редставитель административного ответчика в суд первой инстанции явился, возражал против удовлетворения заявленных требований.
Суд постановилприведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит Катызин В.В.
В заседание судебной коллегии административный истец не явился, извещен. Отбывает наказание в ФКУ ИК-5 УФСИН России по Удмуртской Республике.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, выслушав представителя СК России - Широкову Е.В., обсудив доводы апелляционной жалобы, находит, что решение Басманного районного суда г. Москвы от 18 мая 2017 года отмене либо изменению не подлежит, как постановленное в соответствии с нормами материального и процессуального права.
В соответствии с ч. 2 ст. 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции допущено не было.
В соответствии с Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Судом при рассмотрении дела установлено, что Катызин В.В. 26 августа 2016 года обратился в СК России с жалобой на решение СУ СК России по Пермскому краю N***.
Письмом от 26.09.2016 N*** обращение Катызина В.В. о несогласии с результатами проведенной процессуальной проверки направлено в СУ СК России по Пермскому краю.
Письмом руководителя СУ СК России по Пермскому краю от 21.10.2016 N*** Катызину В.В. сообщено о результатах рассмотрения обращения.
Факт получения ответов на свои обращения Катызин В.В. не оспаривал.
Отказывая в удовлетворении заявленных Катызиным В.В. требований, суд первой инстанции исходил из того, что жалоба административного истца была рассмотрена уполномоченными должностными лицами, в установленном законном порядке и дан соответствующий письменный ответ.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правильными, основанными на нормах материального права и соответствующими установленным обстоятельствам дела.
Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации права на обращение в государственные органы, органы местного самоуправления и к должностным лицам и порядок их рассмотрения регламентированы Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан в Российской Федерации".
В соответствии с частью 3 статьи 5 Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" гражданин при рассмотрении его обращения имеет право получать письменный ответ по существу поставленных вопросов либо уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных вопросов.
Частью 3 статьи 8 указанного Федерального закона предусмотрено, что письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию названных органов, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения.
Следственным комитетом России в соответствии с его полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов, в порядке и сроки, установленные федеральным законодательством и Инструкцией о порядке рассмотрения обращений и приема граждан, утверждённой приказом N17 от 19.09.2007.
Согласно п.3.3 Инструкции первичные обращения направляются для проверки доводов в нижестоящий орган СК России с установлением контроля либо без такового.
Таким образом, решение о направлении обращения в нижестоящий орган является одним из решений, принимаемым по результатам предварительного рассмотрения поступившего обращения, подлежащего обязательному рассмотрению. Прямого запрета, ограничивающего направление обращений для их рассмотрения по принадлежности (за исключением прямо предусмотренных случаев) не установлено.
Судебная коллегия приходит к выводу, что заявление Катызина В.В. по существу рассмотрено СК России, в адрес административного истца направлен ответ о направлении обращений для проверки в СУ СК России по Пермскому краю. Несогласие с содержанием ответа не свидетельствует о бездействии административного ответчика при рассмотрении обращения.
Доводы Катызина В.В. в апелляционной жалобе о том, что направление его жалобы в СУ СК России по Пермскому краю незаконно, судебная коллегия находит несостоятельными.
Органы СК России самостоятельно определяют порядок разрешения обращений, а суд не вправе обязать должностное лицо принять по итогам проверки то или иное конкретное решение, которое, по мнению административного истца, представляется правильным.
Согласно пункту 62 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации РФ от 27.09.2016 N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.
Другие доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат обстоятельств, свидетельствующих о нарушении судом норм материального и процессуального права, и сводятся фактически к несогласию с той оценкой, которую исследованным по делу доказательствам дал суд первой инстанции, в связи с чем не могут повлечь его отмену. Оснований к переоценке установленных судом обстоятельств у судебной коллегии не имеется, поэтому жалоба не может быть удовлетворена.
Судом первой инстанции правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами по настоящему делу, а также закон, подлежащий применению, определены и установлены в полном объеме обстоятельства имеющие значение для дела, доводам сторон и представленным ими доказательствам дана правовая оценка в их совокупности.
На основании изложенного, руководствуясь 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Басманного районного суда г. Москвы от 18 мая 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Катызина В.В. без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.