Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего Шаповалова Д.В.,
судей Тиханской А.В., Лукьянченко В.В.,
при секретаре Михайлове Д.А.,
с участием переводчика Мухамед-Коновалова Ф.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Шаповалова Д.В. административное дело по апелляционной жалобе Хандж Х.Х.М. на решение Тверского районного суда г. Москвы от 26 мая 2017 года, которым постановлено:
"В удовлетворении административного искового заявления Хандж Х.Х.М. о признании неправомерным решения УВМ ГУ МВД России по Московской области от 24 октября 2016 года об отказе в предоставлении временного убежища на территории РФ - отказать",
УСТАНОВИЛА:
Хандж Х.Х.М. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании неправомерным и об отмене решения УВМ ГУ МВД России по Московской области от 24 октября 2016 года об отказе в предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации, мотивируя свои требования тем, что оспариваемое решение вынесено с нарушениями действующего законодательства, поскольку в стране гражданской принадлежности ведутся полномасштабные боевые действия, в связи с чем имеются обоснованные опасения, что в случае возвращения его жизнь и здоровье могут быть подвергнуты опасности.
Административный истец в суд первой инстанции явился, настаивал на удовлетворении заявления. Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, извещался в установленном законом порядке.
Суд постановилприведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит Хандж Х.Х.М..
Судебная коллегия, проверив материалы дела, выслушав административного истца Хандж Х.Х.М. и его представителя Абдул Г.М., представителя административного ответчика УВМ ГУ МВД России по Московской области - Турова С.А., обсудив доводы апелляционной жалобы, находит, что решение Тверского районного суда г. Москвы от 26 мая 2017 года подлежит отмене, как постановленное в нарушение нормам материального и процессуального права.
В соответствии с ч. 2 ст. 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения допущены судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела.
Судом при рассмотрении дела установлено, что Хандж Х.Х.М., *** года рождения, является гражданином ***, уроженцем г. ***, по национальности - ***, родной язык - ***, вероисповедание - ***, образование со слов, начальное, семейное положение ***, на иждивении двое детей.
Из материалов личного дела усматривается, что 25 мая 2011 года административный истец прибыл на территорию Российской Федерации посредством авиатранспорта по многократной деловой визе, выданной на основании приглашения ООО "Айкон".
11 марта 2013 года решением УФМС России по Московской области Хандж Х.Х.М. предоставлено временное убежище сроком на 1 год.
13 марта 2013 года заявителю выдано свидетельство о временном убежище ВУ N***, сроком действия до 11 марта 2014 года.
12 марта 2014 года срок временного убежища продлен до 11 марта 2015 года.
03 марта 2015 года срок временного убежища продлен до 11 марта 2016 года.
29 марта 2016 года Хандж Х.Х.М. обратился в УФМС России по Московской области с заявлением о предоставлении временного убежища.
28 июня 2016 года решением УФМС России по Московской области Хандж Х.Х.М. отказано в предоставлении временного убежища.
По указанию ГУВМ МВД России от 03 октября 2016 года вопрос о предоставлении временного убежища рассмотрен повторно.
С административным истцом проведено повторное собеседование, заполнен опросный лист.
Свое заявление заявитель обосновал нежеланием возвращаться на родину, так как давно проживает в Российской Федерации, выучил русский язык, а при выезде в иную страну придется вновь изучать иностранный язык. На территории Сирии ведутся военные действия. В Российскую Федерацию прибыл в связи с облегченной процедурой получения визы. Временное убежище необходимо для осуществления трудовой деятельности. Уголовному преследованию на территории Сирии не подвергался, в религиозных организациях не состоял, властями какой-либо из стран не разыскивается.
24 октября 2016 года УВМ ГУ МВД России по Московской области принято решение об отказе в предоставлении временного убежища.
Указанные обстоятельства сторонами не оспариваются, что в соответствии со ст. 65 КАС РФ освобождает стороны от необходимости их дальнейшего доказывания.
Порядок предоставления временного убежища определен Правительства РФ от 09.04.2001 года N 274 "О предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации", в соответствии с которым решение о предоставлении временного убежища принимается в случае существования гуманных причин, требующих временного пребывания лица на территории Российской Федерации (например, состояние здоровья).
В силу п. 7 указанного Порядка решение о предоставлении временного убежища принимается при наличии оснований для признания лица беженцем по результатам проверки сведений об этом лице и прибывших с ним членах его семьи, в том числе обстоятельств прибытия на территорию Российской Федерации либо существования гуманных причин, требующих временного пребывания данного лица на территории Российской Федерации (например, состояние здоровья), до устранения таких причин или изменения правового положения лица.
В соответствии со ФЗ "О беженцах" беженец - это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений.
Согласно ФЗ "О беженцах" лицо, заявившее о желании быть признанным беженцем и достигшее возраста восемнадцати лет, обязано лично или через уполномоченного на то представителя обратиться с ходатайством в письменной форме в орган пограничного контроля федерального органа исполнительной власти по безопасности в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации при пересечении данным лицом Государственной границы Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.
В силу ФЗ "О беженцах" временное убежище может быть предоставлено иностранному гражданину или лицу без гражданства, если они:
1) имеют основания для признания беженцем, но ограничиваются заявлением в письменной форме с просьбой о предоставлении возможности временно пребывать на территории Российской Федерации;
2) не имеют оснований для признания беженцем по обстоятельствам, предусмотренным настоящим Федеральным, но из гуманных побуждений не могут быть выдворены (депортированы) за пределы территории Российской Федерации.
Причинами, по которым может предоставляться временное убежище из гуманных побуждений, являются: тяжелое состояние здоровья лица, подлежащего выдворению, если в государстве его гражданской принадлежности (прежнего обычного места жительства), куда лицо должно быть выдворено, ему не может быть оказана необходимая медицинская помощь, вследствие чего его жизнь окажется в опасности; реальная угроза для жизни или свободы лица вследствие голода, эпидемии, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера либо внутреннего или международного конфликта, охватывающего всю территорию государства его гражданской принадлежности (прежнего обычного места жительства), куда это лицо должно быть выдворено; реальная угроза для лица в случае его возвращения на территорию государства гражданской принадлежности стать жертвой пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции исходил из того, что при вынесении оспариваемого решения ФМС об отказе в предоставлении Хадж Х.Х.М. временного убежища на территории Российской Федерации учтено, что он не отвечает критериям, определяющим понятие "беженец". Кроме того, отсутствуют основания полагать, что в случае возвращения на родину административный истец может быть подвергнут негуманному обращению.
Проанализировав все представленные материалы, суд также указал, что оспариваемое решение УВМ ГУ МВД России по Московской области соответствует Федеральному Российской Федерации от 19 февраля 1993 года N 4528-1 "О беженцах", а также международному законодательству (Конвенция ООН от 28 июля 1951 года "О статусе беженцев", Протокол, касающийся статуса беженцев от 31 января 1967 года, Руководство по процедурам и критериям определения статуса беженцев Управления Верховного Комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев от 1979 года), содержит мотивы принятого решения, рассмотрено уполномоченным должностным лицом.
В тоже время, суд первой инстанции, разрешая вопрос о законности непредоставления временного убежища административному истцу не учел, что на территории Российской Федерации находятся и проживают супруга заявителя - *** и его несовершеннолетние дети *** *** года рождения и *** *** года рождения, которые также подали заявление о предоставлении временного убежища на территории России.
Решением ГУ МВД России по Московской области от 20 октября 2016 года супруге и детям административного истца также отказано в продлении временного убежища на территории Российской Федерации.
Решением Люберецкого городского суда Московской области от 21 августа 2017 года, вступившим в законную силу 26 сентября 2017 года, административный иск *** к УВМ ГУ МВД России по Московской области и ГУВД МВД России по Московской области удовлетворён. Решение ГУ МВД России по Московской области от 20 октября 2016 года признано незаконным. На административного ответчика судом возложена обязанность предоставить временное убежище на территории РФ в течение месяца со дня вступления решения в законную силу.
Статья 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, признавая право каждого на уважение его личной и семейной жизни, не допускает вмешательства со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности, защиты прав и свобод других лиц.
При указанных обстоятельствах, учитывая факт предоставления временного убежища супруге и детям заявителя, отказ в предоставлении подобного вида защиты Хадж Х.Х.М. будет противоречить нормам действующего законодательства Российской Федерации и нормам международного права.
Таким образом, судебная коллегия полагает, что указанное решение не может быть признано обоснованным и подлежит отмене.
Согласно пункту 62 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации РФ от 27.09.2016 N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.
Судебная коллегия не находит оснований для возложения на административного ответчика обязанности по предоставлению административному истцу временного убежища, так как вывод о наличии либо отсутствии причин для предоставления такового должен быть сделан компетентным органом по итогам рассмотрения соответствующего заявления, с учетом всех конкретных обстоятельств, в том числе факта предоставления временного убежища членам семьи заявителя.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Тверского районного суда г. Москвы от 26 мая 2017 года отменить, принять по делу новое решение, которым заявленные требования удовлетворить.
Признать незаконным и отменить решение УВМ ГУ МВД России по Московской области от 24 октября 2016 года об отказе в предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации.
Обязать УВМ ГУ МВД России по Московской области повторно рассмотреть заявление Хандж Х.Х.М. о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.