Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Баталовой И.С.
при секретаре Травиной А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3А-2620/2017 по административному исковому заявлению ОАО "Российские железные дороги" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости,
УСТАНОВИЛ:
ОАО "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД") обратилось в Московский городской суд с административным исковым заявлением, в котором просило установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером *** общей площадью 12 726 кв.м., расположенного по адресу: ***, равной его рыночной стоимости на 01 января 2016 года в размере 171 011 467 руб.
Исковые требования мотивированы тем, что общество является собственником указанного земельного участка, его кадастровая стоимость по результатам государственной кадастровой оценки по состоянию на 01 января 2016 года установлена в размере 175 117 395,60 руб.
Несоответствие внесенной в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости нарушает права административного истца как плательщика земельного налога, размер которого исчисляется исходя из кадастровой стоимости земельного участка.
В судебном заседании представитель административного истца Закиров Т.И. заявленные исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель Правительства Москвы, Департамента городского имущества города Москвы Пелевина Е.А. против удовлетворения иска возражала по доводам, приведенным в письменных пояснениях.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены о рассмотрении дела надлежащим образом.
Выслушав объяснения явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Судом установлено, что на основании Постановления Правительства РФ от 18.09.2003г. N 585, Распоряжения Министерства имущественных отношений РФ, Федеральной энергетической комиссии РФ, Министерства путей сообщения РФ от 30.09.2003г. N 4557-р/6-р/884р, решения арбитражного суда г. Москвы от 23.01.2007г. общество является собственником земельного участка площадью 12 726 кв.м., расположенного по адресу: ***, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права (л.д.13).
На основании ст.388, 389 Налогового кодекса РФ общество является плательщиком земельного налога, налоговая база которого в силу ст.390 Кодекса определяется как кадастровая стоимость земельного участка.
Пунктом 2 ст.66 Земельного кодекса РФ определено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель.
В силу пункта 3 этой же статьи в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Правительства Москвы от 29.11.2016 N 791-ПП "Об утверждении кадастровой стоимости и удельных показателей кадастровой стоимости земель города Москвы по состоянию на 1 января 2016 г." кадастровая стоимость земельного участка истца составляет 175 117 395,60 руб. (л.д.18).
Посчитав установленную в отношении земельного участка кадастровую стоимость завышенной, 14.07.2017г. истец обратился в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - Комиссию).
Решением Комиссии от 01.07.2017г. (л.д.14-16) заявление ОАО "РЖД" о пересмотре кадастровой стоимости было отклонено, отличие рыночной от кадастровой стоимости установлено в размере 2,34%.
В соответствии с п.1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства РФ, лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований и возражений.
Обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в размере кадастровой, лежит на административном истце. Если административные ответчики возражают против удовлетворения заявления, они должны доказать неправильное определение величины рыночной стоимости, а также иные обстоятельства, подтверждающие их доводы.
ОАО "РЖД" в обоснование требований о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости представлен ранее направленный в Комиссию отчет об оценке N Р-1007/17 от 06.07.2017г., составленный ООО "Иола".
В указанном отчете по состоянию на 01 января 2016 года рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером *** определена в размере 171 011 467 руб.
Возражая против удовлетворения заявленных требований, Правительство Москвы и Департамент городского имущества города Москвы представили письменные возражения по делу, в которых, среди прочего, указано на недостоверность определенной в отчете рыночной стоимости земельного участка.
Указанные доводы судом отклоняются. Так, отчет об оценке подготовлен лицом, обладающим специальными познаниями в области оценочной деятельности и имеющим право на проведение соответствующих исследований. Оценщик ***, проводившая оценку, является оценщиком 1 категории, имеет диплом о профессиональной переподготовке N 160092 от 28.09.2001г., свидетельство о повышении квалификации N 1367 от 2013г., состоит в саморегулируемой организации оценщиков, ее ответственность застрахована, что в полной мере соответствует положениям ФЗ "Об оценочной деятельности в РФ".
В свою очередь, административные ответчики сведений о наличии у них либо у их представителей соответствующих специальных познаний суду не представили.
В судебном заседании о проведении судебной оценочной экспертизы ходатайств со стороны административных ответчиков заявлено не было.
Таким образом, административными ответчиками каких-либо доказательств, свидетельствующих о недостоверности отчета об оценке, суду не представлено, оснований сомневаться в правильности и обоснованности выводов оценщика не имеется. Напротив, составленный отчет об оценке основывается на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных; содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного земельного участка. Так, при оценке объекта оценщик придерживался принципов, предусмотренных федеральными стандартами оценки, в отчете приведены все необходимые сведения об использовании источников получения информации; корректировки в отчете приведены по всем значимым группам элементов сравнения.
Соответственно, ставить отчет об оценке под сомнение у суда оснований не имеется. В названной ситуации, проверив и оценив собранные по делу доказательства, суд находит, что итоговое суждение о рыночной стоимости оцениваемого земельного участка сделано оценщиком на основе исчерпывающего анализа ценностных характеристик и расчетных показателей, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.
Судом также отклоняются изложенные в письменных пояснениях доводы представителя Правительства Москвы и Департамента городского имущества г. Москвы о том, что ОАО "РЖД" не вправе обращаться с требованиями об оспаривании кадастровой стоимости со ссылкой на то обстоятельство, что такое обращение имеет своей целью уменьшение императивно установленного налогового платежа. Такое право предоставлено административному истцу Федеральным законом от 29 июля 1998г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в РФ".
Кроме того, целью настоящего административного судебного разбирательства является не опровержение кадастровой стоимости, определенной методами массовой оценки, а установление кадастровой стоимости в размере рыночной, что предусмотрено нормами действующего законодательства.
Нельзя согласиться и с доводами Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы о том, что ОАО "РЖД", требуя установления рыночной стоимости земельного участка, по существу оспаривает его потенциальную цену продажи.
Как разъяснил Конституционный Суд Российской Федерации установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки земельного участка с учетом его уникальных характеристик, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки и является законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик указанного объекта недвижимости - кадастровой стоимости ( от 03 июля 2014 года N 1555-О).
С учетом изложенного и исходя из положений Федерального закона от 29 июля 1998г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в РФ", проверив и оценив собранные по делу доказательства, суд находит, что кадастровая стоимость земельного участка должна быть установлена в размере, определенном в отчете об оценке по состоянию на 01 января 2016 года, а именно в размере 171 011 467 руб.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости. С учетом того, что административный истец обратился в Комиссию 14.07.2017г. (л.д.17), принимая во внимание положения ст.24.20 Федерального закона от 29 июля 1998г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в РФ", установленная судом кадастровая стоимость подлежит применению для целей, предусмотренных законодательством РФ, с 1 января 2017 года.
На основании изложенного, руководствуясь -, Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером *** площадью 12 726 кв. м, расположенного по адресу: *** равной его рыночной стоимости в размере 171 011 467 руб. по состоянию на 01 января 2016 года на период с 1 января 2017 г. и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ***, определенной по результатам проведения очередной государственной кадастровой оценки, в единый государственный реестр недвижимости.
Датой обращения с заявлением считать 14 июля 2017 года.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости указанного выше земельного участка, в соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Московского городского суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через суд, вынесший решение.
Судья
Московского городского суда И.С. Баталова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.